Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Главная Культура и искусство В поисках "Традиции"

В поисках "Традиции"

22 сентября 2015
В июле этого года на территории музейного комплекса в г.Истра «Новый Иерусалим» прошел литературно-музыкальный пикник «Традиция», организатором которого стал известный русский писатель Захар Прилепин. Событие привлекло внимание многих известных писателей, музыкантов и людей, интересующихся литературой. Наш корреспондент Андрей Фетисов побывал на «Традиции» и решил поделиться своими впечатлениями.
 


ГОЛОСА ИЗ ПРОШЛОГО

Литература в России больше, чем направление искусства. Быть писателем, не автором бульварных романов, а подвижником и мыслителем, всегда означало ходить по краю бритвы - настоящий писатель глубже всех дышит свободой, лучше всех видит настоящее, будущее и прошлое. Все свершения в нашей стране всегда начинались с литературы, с великих произведений, которые, к сожалению, сегодня не так интересны людям...

А ведь поэтам и писателям всегда приходилось отвечать за свои мысли. Мы знаем и декабристов с Сенатской площади, которых казнили, лишали дворянского титула и отправляли «во глубину сибирских руд». Знаем Пушкина с его ссылками, знаем Достоевского, сидевшего в остроге с преступниками и убийцами, знаем умиравшего от голода в ночлежках поэта Некрасова... Их судьбы дают серьезный повод задуматься, зачем они, люди «благородных кровей», пытались изменить общество? Почему одни из них тянули общество в Европу, другие — призывали вернуться к корням?

Однозначных ответов на эти вопросы нет. Есть только произведения и факт, что писатели и поэты — это серьезная общественная и политическая сила, которая не нравилась приспособленцам и мещанам.

Западники и почвенники, спорившие о путях России, сегодня тоже есть. Формировать векторы развития страны в литературе — это уже традиция. Традиция, невидимая сквозь экраны телевизоров и паблики в мониторах ваших компьютеров. Еще одно традиционное свойство каждого из нас — русский язык и русское мышление.
 

Может быть, кому-то покажется банальным, но Захар Прилепин — это типичный почвенник с рабоче-крестьянским красным загаром. Читая его биографию, можно вспомнить и Лермонтова, служившего на Кавказе, и «Севастопольские рассказы» Льва Толстого. Кажется, что Захар вышел оттуда, из литературы XIX века, прошел Чечню командиром отделения ОМОНа, был членом запрещенной ныне Национал-Большевистской Партии — самой творческой политической силе на пост-советском пространстве.

Для некоторых любителей демократии Прилепин предстает как один из вожаков «красно-коричневого реваншизма», потому что они, западники, боятся встретить на улице злого, но верного своим принципам Саньку Тишина (главного героя прилепинского романа «Санькя») из леворадикальной организации «Союз Созидающих». Такой тип человека, кстати, тоже традиция суровых русских дворов и окраин...

ОБИТЕЛЬ ПОЧВЕННИКА

В одном из интервью перед пикником «Традиция» Захар Прилепин сказал, что мероприятие проходит на его личные деньги, а среди приглашенных есть как соратники, так и оппоненты — либеральные журналисты и писатели. Собственно, так все и было.
 

Среди участников и гостей музейного комплекса «Новый Иерусалим» в г.Истра можно было разглядеть людей разных возрастов и взглядов, от худощавых леваков в майках с Мао и здоровых бородатых дядек из каких-то консервативных движений до пожилых людей в строгой одежде. Но как-то это все было цивилизованно: очереди за автографами и селфи с писателями и музыкантами, журналисты и фотографы с дорогими «зеркалками», родители с детьми, молодые пары и компании молодежи, солидно одетые люди среднего возраста и многие-многие другие...

Честное слово, литература - одно из немногих явлений, которое может объединить людей противоположных взглядов. Это на митингах консерваторы, либералы и революционеры готовы друг другу надавать хороших тумаков за идеи, но когда речь заходит о литературе, многое меняется. Даже «злые нацболы», соратники Прилепина по партии «Другая Россия», которыми пугал обывателя телевизор в прошлом десятилетии, выглядели не угрожающе, а достойно, как народники из книг Тургенева.

В то же время VIP-персоны, среди которых был и Эдуард Лимонов, и Ант с Бледным из известной рэп-группы «25/17», спокойно ходили среди народа, раздавали автографы и общались с журналистами. В общем, обычный пикник, только людей много незнакомых...

ВОПРОСЫ ВЕЧНЫЕ
 

К открытию «Традиции» у сцены рядом с мельницей собралось около 200 человек. Скамейки были заняты, и не успевшие занять сидячие места, расположились на поляне перед сценой. Прилепин был немногословен — коротко рассказал программу пикника, представил выступающих и передал слово своему коллеге Сергею Шаргунову, который в течение часа рассказывал о свободе слова в журналистике за последние десятилетия.
 

Редактор «Свободной Прессы» подверг критике всех тех, кто больше всего кричит про свободу слова — от либералов, разваливших Советский Союз, до «политиков», вроде Ксении Собчак. По мнению Шаргунова, свободы слова не было, когда ностальгирующие по 90-м годам либералы (выступавший называл их «бывшими парторгами») дышали «воздухом свободы». Сергей привел примеры из политических телепередач, вспомнил, как «демократы» поливали грязью коммунистов перед выборами и не давали слово патриотической общественности на дискуссионных передачах. Подача событий августа-октября 1993 года правительственными каналами тоже неплохо показала суть «свободы слова», на программах того времени Шаргунов сделал особый акцент, расставив точки над «i».
 

По окончании лекции выступавший отвечал на вопросы и критику. Оппонентам дали «зеленый свет», и в адрес Шаргунова было довольно много обвинений, но редактор «Свободной Прессы» за словом в карман не полез и ответил вполне достойно.

ПОРТРЕТ ИЗ СТАТЕЙ

Сергея Шаргунова на сцене сменил журналист Алексей Колобродов и презентовал книгу «Захар», посвященную Прилепину. Книга интересна тем, что это не биография, а литературный портрет, нарисованный близкими товарищами по творческому цеху: Михаилом Елизаровым, Александром Ф. Скляром, Андреем Позднуховым и другими.
 

Стоит отметить, что со стороны гостей пикника интерес к книге «Захар» не вызывал такого интереса, видимо из-за того, что  самого героя книги в это время «с пристрастием» допрашивали журналисты-телевизионщики, и презентация проходила без него. Авторы глав книги «Захар» рассказывали о своем отношении к творчеству героя, а по завершении презентации общались с читателями в более неформальной обстановке.

«ТУТ ТОЖЕ ЕСТЬ ТЕАТР: СМОТРИ И ХЛОПАЙ!»
 

Фактически вся территория у мельницы заполнилась чуть позже, когда на сцене появились музыканты из известной рэп-группы «25/17» с известными актерами Андреем Филиппаком и Алексеем Шутовым. Для гостей «Традиции» был подготовлен спектакль «Обитель. 16-я рота» по книге сами угадайте кого...
 
 
Во время настройки аппаратуры организаторы попросили всех покинуть площадку у мельницы, и зрители ждали начала спектакля  за деревянными воротами. Дело в том, что музыканты из «25/17» очень серьезно относятся к качеству звука, а спектакль был музыкальным. По этой причине отстройка инструментов шла долго, а ожидание за воротами — еще дольше.
 
Перед началом действия актеры вышли на сцену и обратились к зрителям с просьбой отключить гаджеты. Взамен виртуального мира Алексей Шутов предложил собравшимся перед сценой принять участие в спектакле. Как оказалось позже, живое общение «сцены и зала» — очень интересный прием, позволяющий окунуться в атмосферу сюжета и жизнь героев.
 

Так несколько сотен человек оказались на Соловецки
х островах 20-х годов прошлого века. «Самая странная тюрьма в мире...». «Борьба против Советской власти бессмысленна». «На Соловках своя власть — Соловецкая». «Здесь самые заклятые враги коммунизма, белогвардейские офицеры, занимают половину главных должностей». И это только начало спектакля...
 

Погружаясь постепенно в детали жизни на Соловках, начинаешь вспоминать и переосмысливать то, что читал о гражданской войне в учебниках и леворадикальной прессе, дневниках белых офицеров и сочинениях большевиков. А на сцене проживают жизнь герои прилепинской «Обители». Не хорошие и не плохие, а обычные люди, оказавшиеся в проклятом месте.
 

«16-я рота» заставляет слушателя задуматься
и поставить себя рядом с заключенными на Соловках. И актеры медленно подводят к вопросам морали и нравственности. Те, кто врубился в театральную постановку, поймут. Кто не понял, сходите еще раз или почитайте книгу.
 

Психологизм спектакля действительно зашкаливает. Границы времени разрывает и музыкальное сопровождение. Современные песни, большинство из которых написано музыкантами «25/17» до выхода «Обители», очень гармонично вписываются в спектакль.
 


ОБЪЯТЬ НЕОБЪЯТНОЕ

Вторая сцена у избы была не менее интересной. Были тут и Анатолий Вассерман, и Герман Садулаев, и Евгений Водолазкин, но времени пойти на всех и сразу не было. Что касается либеральной общественности, то первенство на «Традиции» было за журналистом «Эха Москвы» Лесей Рябцевой, которая выступала перед преимущественно «враждебной» аудиторией, а вот главный редактор «Эха» Алексей Венедиктов хоть и заявлялся в афише, но так и не появился. Зато был другой, не менее известный «динозавр общественной мысли», Эдуард Лимонов, который читал свои стихи и отвечал на вопросы.
 

Много было всего интересного и на мастер-классах по народным ремеслам, и в общении с нацболами из разных регионов, которые рассказывали про своих соратников, воюющих на Донбассе. А завершился пикник «Традиция» концертом именитых музыкантов. Михаил Елизаров спел несколько своих песен в несвойственной для себя манере — без ненормативной лексики. Сменил его волгоградский рок-бард Бранимир, тексты которого очень близки для российской периферии. Стоит особо отметить, что песни Елизарова и Бранимира можно противопоставить друг другу. Михаил Елизаров в своей музыке использует жесткие приемы «на грани фола», смеясь над происходящим. Бранимир же показывает манерой исполнения тяжесть русского бытия и безысходности. Даже в ироничных песнях о человеческих пороках, над которыми может посмеяться слушатель, очень много грусти и страха...
 
 

Остальные участники концерта выступали уже «в электричестве»: рэпер РИЧ, «динозавр русского рока» Александр Ф. Скляр, а также и сам Захар Прилепин со своей группой «Элефанк» раскачали собравшуюся у сцены публику и завершили первый литературно-музыкальный пикник «Традиция».
 
 

Выводов делать, если честно, не хочется, потому что литература для многих — это что-то забытое со школьной парты, а культура — это те ценности, которые преподносят нам с телеэкранов. Им нет альтернативы, как нет начала и конца бесконечным сериалам. Поэтому лучше вырубить телевизор и прочитать серьезную книгу. И все станет хорошо, как в рекламах...

Андрей ФЕТИСОВ
 

Ссылки по теме:

Комментарии (2)

Нина
22.09.2015 в 14:37

Очень хороший репортаж, Андрей!
Слежу за всеми твоими статьями и рассказами, ты очень сильно вырос и даже дотянулся "до звёзд". Такие люди нашему району очень нужны! Всех благ тебе и удачи!

Гость
23.09.2015 в 19:31

Прилепин и Лимонов поддерживают террористов на Востоке Украины, а страничка автора ВКонтакте сразу говорит, кто он есть - революции хочет, пустить страну под красное колесо, ГУЛаг и тоталитаризм!


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих