Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Главная Здравоохранение Умейте заглянуть в глаза ребенка

Умейте заглянуть в глаза ребенка

27 июля 2015

Детские врачи бьют тревогу по поводу того, что за последнее время резко увеличилось количество травм у детей.

Этому факту даже была посвящена специальная пресс-конференция врачей в республиканской детской больнице (РДБ), состоявшаяся 8 июля 2015 года в Сыктывкаре. На конференции было констатировано, что с начала текущего года количество случаев детского травматизма в республике возросло на 30%. Не стал исключением и наш район.

Так, в Усть-Вымском районе за 2014 год было 2 кататравмы (падение детей с высоты), а за первое полугодие уже 2 случая, один из которых произошел буквально на прошлой неделе. Нужно помнить, что детский организм по сравнению со взрослым является более хрупким, и воздействие одного и того же повреждающего фактора может нанести ущерб детскому здоровью в разы более тяжелый. Зачастую последствия травм остаются с ребенком на всю жизнь, и современная медицина в подобных случаях бывает бессильна.

О чувстве самосохранения

Дети в силу недостаточности опыта, отсутствия чувства самосохранения, чрезмерного любопытства, желания показать себя перед сверстниками недооценивают чувство реальной опасности и получают травмы, зачастую приводящие к пожизненным нарушениям в состоянии здоровья, а иногда и к гибели. Из-за одного нелепого случая вся жизнь ребенка бывает перечеркнута. Многие взрослые, считая, что их основная задача — оградить ребенка от опасности, создают тем самым ненужную гиперопеку, забывая, что от всех бед не защитить.

Правильной будет выработка чувства самосохранения, так как рано или поздно ребенок все равно «вылетит из родительского гнезда», и родительский контроль исчезнет.

В раннем детском возрасте
приучайте к слову «нельзя»

С самого раннего детского возраста учите грудного ребенка слезать с кровати, а также перелезать, проползать, переступать через препятствия - тем самым, развивая у ребенка координацию, чувство равновесия, чувство высоты, синхронность движения рук и ног, цепкость пальцев.

При прогулке на площадке держите ребенка за руку только в случае явной опасности, а в остальное время просто будьте рядом. Не бойтесь, если ребенок на ровном месте упадет раз-другой. Правильно падать тоже нужно уметь.
Приучайте ребенка к слову «нельзя». Зачастую слово «нельзя» должна сопровождать и соответствующая интонация. Причем слово «нельзя» должно быть одинаковым по смыслу как для мамы с папой, так и для бабушек-дедушек, иначе получится парадокс — слово «нельзя» будет звучать от бабушки как «чуть-чуть можно».

В игровой форме ребенку нужно объяснять, что даже добрая собака может укусить, а чужой дядя — посадить в мешок и унести. (Вспомните про сказку «Волк и семеро козлят»).

С возраста 4-5 лет учите ребенка правильно отвечать на вопросы и настойчивые предложения чужих людей, учите не быть излишне доверчивыми. К примеру, если незнакомец предлагает помочь ему достать котенка, который «голодный и жалобно мяукает», ответить, что «помогу, но только вместе с мамой».

Наиболее частые травмы
детского возраста

Это: взрослый закрывает дверь (машины, в комнате) — ребенок сует пальцы в дверную щель; или ребенок грызет шнур от елочной гирлянды и получает удар током.

Оставленный «всего на минутку» на диване, ребенок переворачивается и скатывается на пол; на прогулке ребенок резко вырывает руку и бежит в сторону качающихся качелей или наперерез движущейся машине. В этом случае удобнее всего держать буйного ребенка не за руку, а пальцами взрослого, согнутыми в форме «крючка», за рукав одежды.

Если ребенок видит, что папа или мама вместе с ним перебегают дорогу перед близко идущим транспортом, вне пешеходного перехода, будьте уверенны, что рано или поздно ребенок поступит также, но ему может повезти меньше. Как говорил Грибоедов устами господина Фамусова: «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца». Поэтому не ругайте его, а лучше похвалите, если ребенок вовремя вас одернет от такого проступка.

Еще одна проблема — инородные тела дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта. Чего только не умудряются глотать дети! Однако самыми опасными являются мелкие игрушки, содержащие магнит. В последнее время на рынке появились игрушки, содержащие вместо обычного — неодимовый магнит, который сильнее обычного по силе во много раз. Если ребенок проглотил не один, а несколько таких «игрушек» - они в животе ребенка притягиваются между собой и зажимают между собой нежные стенки кишечника. От такого сдавливания стенка кишечника рвется, возникают тяжелые осложнения. Сложность еще и в том, что при проведении операции хирургические инструменты «намертво» притягиваются к магниту. Инородные тела дети умудряются засунуть и в нос, и в уши. Вдыхание инородного тела приводит к попаданию его в гортань, где оно оседает на голосовых связках, вызывая резкий кашель и удушье.

Ожоги - бич детского возраста

Еще один бич детского возраста — ожоги. Чаще всего они возникают, когда ребенок тянет на себя со стола чашку с горячим чаем, тарелку с супом. Встречаются ожоги полости рта ребенка всякими домашними химикатами.

Не менее опасны и медикаментозные отравления. Стоит только бабушке забыть свои таблетки «от сердца, от давления, от головы» на прикроватном столике — ребенка мигом привлечет красивая упаковка и красивый цвет таблеток. Тут уж будет не до шуток. То, что бабушке полезно для здоровья — малышу может стоить жизни.

Учите ездить на велосипеде
и соблюдать правила

С началом весны на улицы выезжают толпы юных велосипедистов и водители машин в ужасе хватаются за сердце, когда юный обладатель велосипеда, который только что двигался прямо, вдруг начинает выруливать наперерез машине, не смотря по сторонам и не оглядываясь назад. Или вот такая картина — малолетний велосипедист сажает на багажник еще одного маленького пассажира и вместе с ним начинает выписывать кренделя поперек улицы, пытаясь сохранить равновесие. В этих случаях родителям необходимо строго разъяснять детям правила дорожного движения и требовать от них неукоснительного их выполнения.

Первоначальное обучение вождению велосипеда нужно проводить в парке, где можно соорудить небольшую импровизированную полосу препятствий. Следуя за ним, на своем велосипеде, разъяснять правила проезда перекрестков. Учиться бояться «лихачей». Подарите своему «гонщику» вместе с велосипедом защиту - налокотники и наколенники. Травмы локтевых и коленных суставов, ввиду сложного их строения и большей уязвимости встречаются у велосипедистов заметно чаще остальных. Так что еще не раз скажете «спасибо» защите.

Потеря чувства опасности у подростков

В подростковом возрасте потеря чувства опасности зачастую связана со стремлением самовыражения («Никто не может, а я смогу!») или боязнью стать объектом насмешек со стороны сверстников («Все могут, а ты – слабак!»). Тут как никогда важна нить доверия между родителями и ребенком, которая в подростковом возрасте зачастую истончается или рвется.

В «переходном» возрасте родители перестают быть авторитетами в глазах ребенка, а на их место уже претендуют более сомнительные «авторитеты». Зачастую бывает, что вчерашний ребенок с неокрепшей психикой, попадая под пресс сверстников (травля в школе, в соцсетях) и не видя помощи со стороны родителей, начинает совершать необдуманные поступки, не думая о последствиях.

Если с малышами все гораздо проще, то в подростковом возрасте проблема травматизма, отравлений психогенными веществами и алкоголем («Слабо попробовать?») и суицидов встает наиболее остро. Важно еще задолго до наступления опасного периода, начиная еще с детского сада, отточить у ребенка чувство собственного достоинства, чувство ответственности за свои действия, чувство времени, уметь парировать настойчивые предложения сверстников «только попробовать», а также уметь, не стесняясь, говорить с родителями о своих проблемах.

Если вы вдруг заметили, что у вашего ребенка начались психологические сложности в общении со сверстниками, самыми неправильными действиями будут попытки контролировать каждый шаг ребенка либо пускать все «на самотек». Своими постулатами - «перерастет», «со временем поумнеет», «все через это прошли» - вы можете потерять драгоценное время и психологическая сложность может перерасти в большую проблему. Если не знаете с чего начать - в интернете есть много рекомендаций психологов по этим вопросам. Можно с глазу на глаз побеседовать с классным руководителем и выявить те аспекты поведения ребенка, о которых вы можете даже не догадываться. Не стесняйтесь покрепче и почаще обнимать своего, даже повзрослевшего, ребенка, умейте заглянуть в его глаза. Помните, что никакие слова не заменят простого тактильного и зрительного контакта.

ДМИТРИЙ МАКСИМОВ,
заведующий детским отделением
Усть-Вымской ЦРБ.  

Комментарии (0)


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих