Рубрики
В мире самбо и дзюдо
Владимир Никишов занимается единоборствами уже более 40 лет. За время тренерской работы он воспитал чемпионов Европы, призёров первенства России, призеров Кубка России, мастеров спорта по самбо и дзюдо. В этом году Владимиру Владимировичу присвоено почетное звание «Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации».
– Владимир Владимирович, расскажите о себе.
– Я родился в посёлке Усть-Коин Княжпогостского района. В конце шестидесятых годов посёлок закрылся, и наша семья переехала в город Микунь. Как и многие микунчане учился в школе №80, потом в школе №88. После школы хотелось поработать. Поэтому пошёл не в институт, а в наше микуньское училище (тогда оно называлось ТУ-5, а ныне МЖТ) на специальность водитель автомобиля. Любовь к этой профессии привил мне мой отец – Владимир Фёдорович Никишов. Отучившись десять месяцев и получив права водителя категории «С», я устроился работать в ПМК-1 (ныне структура компрессорной станции), где проработал до призыва в армию.
– Ваши родители принимали активное участие в вашей спортивной жизни?
– Мои родители очень демократичные люди. Хочешь учиться – учись, хочешь работать – работай. То же самое касалось и вопросов спорта. Мечтал заниматься футболом. Но выбор в то время у нас был небольшой. Спортивная школа предлагала только лыжную секцию, а к этому виду спорта как-то душа не лежала, несмотря на то, что все лыжники пользовались огромным авторитетом. Поэтому спортивным залом для нас был наш двор, где мы и занимались после уроков до самого позднего вечера.
– Как пришли в мир спорта? С чего началось ваше увлечение самбо?
– Спортивная жизнь началась с занятий боксом. В то время тренер-общественник был очень уважаем. Пропагандисты бокса: Давид Рульевич Данцкер, Владимир Викторович Боченков, Виктор Фёдорович Мельник, собирали мальчишек под свои знамёна и занимались с нами в своё свободное время. Знания, кстати, давали очень прочные. Даже сейчас могу показать «стойки» и «удары», «уклоны» и «нырки», хотя с тех пор прошло уже более сорока лет. С боксом у меня не сложилось, как хотелось бы. Слабый нос стал камнем преткновения. Почти на каждой тренировке – «кровавые сопли». Два раза участвовал в соревнованиях по боксу (одно выиграл, другое проиграл), так после них майка, как у мясника в разделочном цеху. Когда начал учиться в училище, ребята из группы предложили пойти на самбо. В спортзале открылась секция под руководством тренера-общественника Николая Николаевича Джоля. С этого момента и начался мой путь в мире борьбы самбо и дзюдо.
– Расскажите о ваших победах на татами. В каких соревнованиях участвовали?
– Ребята часто задают мне этот вопрос, чем приводят меня в смущение. Для них я должен быть непобедимым суперменом, а мне и похвастаться нечем. Да, мы активно занимались, помню, за тренировку скинул два с половиной килограмма, но у нас не было календарного плана соревнований, связей с другими городами. Всё это только зарождалось. Участие в соревнованиях оставалось мечтой. В 1983 году наша мечта осуществилась. Проводилось первенство города по самбо, где я первый раз боролся и занял второе место, проиграв в финальной схватке своему спарринг-партнёру и приятелю Геннадию Федусову. А вот когда мы впервые собрались на выездное соревнование в Ухту, то мне пришлось отказаться от поездки, так как в эти сроки нужно было явиться в военкомат. Поэтому крупных личных побед в моей биографии нет, есть отдельные моменты (удачные и неудачные), которые я не скрываю и с удовольствием рассказываю своим ученикам. Например, дело было в Усинске на чемпионате Республики Коми. Пацаны задали мне вопрос: «А почему вы не боретесь сами?» Я отвечаю: «Когда будете меня опережать по результатам, тогда и буду бороться сам». А в команде был один наш парень, который весил столько же, сколько и я. «А вот Димка вас обгонит, он же в вашем весе», – говорят пацаны, провоцируя меня. Я взвесился, размялся и с ходу выиграл первую схватку у местного самбиста. Далее последующие две схватки я проиграл, в итоге занял шестое место, Дмитрий сразу проиграл две схватки и стал девятым. Ребята смущённо молчали.
– С чего началась ваша тренерская работа? Как попали в спортшколу г.Микунь?
– Тренерская работа началась в 14 лет. И первый опыт был неудачным. Наша дворовая компания жила футболом, и ребята предложили мне их тренировать. У меня была книга «Азбука футбола», по ней я и решил подтянуть наш дворовый футбол до профессионального уровня. Собрались мы на стадионе ГПТУ (так мы называли стадион, который был когда-то на месте церкви и автодрома). На первой странице был показан удар носком (мы называли его удар «пыром»), я дал задание пацанам его отрабатывать. Через какое-то время стали раздаваться возгласы, мол, ерундой занимаемся, давай обводить деревья или просто поиграем в футбол. Я сказал, что надо соблюдать последовательность, описанную в книге, или мы расходимся. И мы разошлись. Вот так не получился из меня тренер по футболу.
Тренером по самбо я стал также в один день. После службы в армии я продолжил заниматься самбо. К этому времени усилиями Николая Джоли и ещё одного энтузиаста борьбы Владимира Макарова у нас появился свой спортзал в подвале дома №70 по улице Пионерская. Я работал водителем в узловой больнице, вечером ходил на тренировки, к соревнованиям целенаправленно не готовились, так как даже не знали, когда они будут. Как говорится, тренировались из любви к искусству. Ноябрьским вечером 1986 года Николай Николаевич пригласил меня в тренерскую и предложил взять у него группу ребят и тренировать их. Я думал «долго», секунд 10, и согласился. Он завёл меня в зал, где стояли в строю 15 мальчишек и сказал: «Вот ваш тренер, Владимир Владимирович». Я скомандовал: «Направо, бегом марш!». Так началась моя вторая попытка тренерской работы.
Не всё шло гладко, часть ребят через некоторое время ушли, появились новые, уже мои ученики. Стали ездить на соревнования. Помню мой первый выезд в качестве тренера, со мной 10 человек и мы набираем на всех всего два балла. Следующий старт – и мы выигрываем уже две схватки. Ещё проходит время – и у нас первые победители и призёры республиканских соревнований. Так по крупицам и капелькам приходили знания и опыт, но самое главное – это ощущение того, что это всё мне очень нравится. В 1989 году встал вопрос об открытии отделения самбо в ДЮСШ г.Микунь. Кому-то надо было идти в штатные тренеры. Николай Николаевич и Владимир Павлович имели хорошо оплачиваемую работу, и идти на 160 рублей тренерской зарплаты было бы для них большой авантюрой. Я тоже терял в зарплате, но не так много как они, правда работать водителем мне тоже нравилось. Пришлось выбирать. Думал «долго», секунд 20, и согласился.
– Каков ваш девиз?
– С некоторых пор ощутил мудрость и глубокий смысл выражения: «Глаза боятся – руки делают». Это, наверное, и есть мой основной девиз. К нему ещё иногда добавляю: «Хуже, чем было, не будет».
– Владимир Владимирович, что для вас самбо?
– Для меня самбо – это тот вид деятельности, в котором я считаю себя профессионалом, где мне не может быть скучно. Чтобы соответствовать этому статусу, надо прилагать определённые усилия: следить за новшествами, анализировать успехи и неудачи, искать новые подходы к работе, работать над инновациями и многое другое. Ещё очень люблю учиться у своих учеников, находить что-то новое в тех местах, где, казалось бы, уже ничего нового быть не может.
– Самбо тесно связано с дзюдо? Расскажите об этом.
– Было время, когда самбо и дзюдо были как брат и сестра. Мы выступали в разных местах. В числе достижений есть призёры первенств России по самбо, по дзюдо. Но вот чиновники отрасли спорта вдруг разделили на олимпийские и неолимпийские виды спорта. Самбо стало финансироваться по остаточному принципу. Ну, а в дзюдо всё же были какие-то вливания. Пришлось нам стать дзюдоистами, хотя самбо забывать мы не собирались. Несколько лет назад в дзюдо начались реформы: изменили правила, трактовку ситуаций, запретили некоторые приёмы. Было такое, что днем на тренировке отрабатываем прием освобождение от захвата, а вечером на сайте федерации дзюдо появляется информация о том, что освобождения от захвата данным способом запрещены. С ужасом представил, как завтра скажу: «Извините, ребята, ерунду показывал». В какой-то момент я почувствовал, что не знаю, как и чему учить. В общем, по тем или иным причинам четыре года назад мы вновь вернулись к самбо. На данный момент совмещать эти два вида спорта лично для меня невозможно. Как говорится, за двумя зайцами погонишься…
– Расскажите об успехах ваших учеников.
– За всё время существования отделения самбо и дзюдо в спортивной школе г.Микунь удалось подготовить четырёх мастеров спорта по самбо и двух мастеров спорта по дзюдо. Ещё три человека выполнили мастерские нормативы, но по разным причинам оформить документы на присвоение мастера спорта не удалось. Среди наших достижений есть чемпионы Европы по самбо (Юлия Летова, Ирина Быстремович), призёры первенства России по дзюдо (Игорь Шмыканов, Тамара Беляк, Юлия и Татьяна Окуловы), призёры Кубка России по самбо (Роман Вахрамеев), призёры первенства России по самбо (Наталия Кобдит). А главный успех – это всё же масса замечательных интересных людей, которым я очень благодарен за то, что повстречались на моём жизненном пути, теперь они мои друзья.
– Со скольких лет дети записываются в секцию самбо?
– Официально детям разрешено заниматься с 10 лет. Хотя, есть программы занятий чуть ли не с пяти. Но я склоняюсь к тому, что лучшее время для начала серьёзных занятий 12-13 лет. Все мои лучшие ученики начинали заниматься именно в этом возрасте.
– Девочки идут в ваш спорт? Что их привлекает?
– Девочки в самбо идут с удовольствием, потому что там много мальчиков. Все мои попытки набора чисто женских групп оканчивались неудачей. А в смешанных группах девчонки остаются. Следующая причина привлекательности – мода на занятия единоборствами, уже много лет она не проходит. Большую роль играет склад характера, не каждая девчонка способна вынести специфические нагрузки и почувствовать романтику спортивного поединка. Но если есть терпение, трудолюбие и смелость, то успех обеспечен.
– На каких стартах ребятам предстоит выступить?
– В настоящий момент мы переживаем смену поколений. Старшие ребята, сильнейшие самбисты Республики Коми: Эльгиз Амирасланов, Сергей Аккордов, Максим Мартыненко через год-полтора разъедутся по разным уголкам страны. Младшие ребята 2007-2009 года рождения пока набираются опыта и сил. Ближайшие старты для нас, если не введут запрет из-за пандемии, первенство Республики Коми в Сыктывкаре, которое состоится 4 ноября, и Всероссийский день самбо в Ухте – 14 ноября.
– Как вы оцениваете развитие детского самбо в районе и что необходимо предпринять для его популяризации?
– Оценить самого себя я не могу. Ведь кроме отделения самбо в спортшколе города Микунь в районе больше нет самбистов. Для дальнейшего прогресса необходима здоровая конкуренция. Представьте себе: школы самбо в Жешарте, Айкино, Лесобазе, Мадмасе. Первенство района по самбо собирает 150-200 участников. Лучшие организованно едут на республиканское первенство. Сама по себе микуньская школа самбо достаточно авторитетна в Республике Коми. В Северо-Западном округе наши позиции сейчас не столь высоки, как раньше, а на первенствах России мы не блистали уже лет пять. Связано это, прежде всего, с реформированием системы спорта и образования. Нам предлагается много разных установок, указаний и требований, которые далеки от практики спорта, некоторые откровенно мешают работе. При этом финансовые условия уже много лет не улучшаются.
– В заключение нашего разговора хотелось бы спросить, каковы дальнейшие планы на будущее?
– Говорить о планах сейчас нереально. Уже полтора года все они рушатся по тем или иным причинам. Продолжающаяся пандемия не позволяет ничего планировать даже на неделю вперёд. Так что основной план – это постараться пережить эти катаклизмы, сохранить контингент в секции, а главное – ждать, надеяться и верить.
НАТАЛИЯ ПОПОВА.