Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Главная Политика Особый полиграф прошел Вячеслав Гайзер, став Главой Республики Коми

Особый полиграф прошел Вячеслав Гайзер, став Главой Республики Коми

7 октября 2014

Свое первое интервью на посту всенародно избранного Главы Коми дал Вячеслав Гайзер. В эксклюзивной беседе Вячеслав Михайлович рассказал, как далась первая в жизни выборная кампания, почему не проведена радикальная смена кадров в рамках нового кабинета министров, что за особый полиграф прошел руководитель региона и каковы последствия для остальных чиновников по итогам тестирования на «детекторе лжи».

Выводы сделаны!

– Вячеслав Михайлович, как Вам далась кампания по всенародным выборам на пост Главы республики?
– Она оказалась напряженной с точки зрения нагрузки. Причем и физической, и психологической. Для меня все было впервые. Главное, на что я сделал ставку – это непосредственное общение с людьми.
Было непросто. Ведь жители республики ставили серьезные проблемы. А вообще, выборы послужили очень хорошей школой. Я сделал для себя много выводов, из которых будут вытекать соответствующие решения.

– Какие?
– Одно из основных будет связано с усилением взаимодействия с общественностью. Ее представители способны существенно облегчить мою должностную деятельность, помогая выявлять и решать проблемы.

– А как изменились вы сами за четыре года управления республикой?
– До того, как стать Главой, я думал, что быть жестче, чем на посту министра финансов, уже невозможно. Оказывается, возможно… Изменения во мне самом связаны с коррекцией характера и взглядов на жизнь.

– Вы стали еще жестче?
– Я бы сказал, прагматичнее – в положительном значении этого слова.

– Доверия к окружающим теперь меньше?
– Да. Находясь на такой должности, имеешь возможность оценить профессионализм людей. Так что, хочешь не хочешь, – меняешься.

О власти и соблазнах

– Разочарования испытали?
– Не так уж и много. Мне ж не 20 лет. И до того в людях кое-что понимал. Человеку свойственно меняться в течение жизни. Не меняются только глупцы.

Я давно не питаю иллюзий относительно окружающих. Тем не менее, случаи разочарования последних лет связаны с тем, что люди не справились с доверенной им ответственностью, не смогли противостоять соблазнам, которые сопровождали открывшиеся им возможности.

– Вячеслав Михайлович, как изменится Ваш подход к управлению регионом?
– Я еще больше буду опираться при принятии решений на такой критерий, как профессионализм. Отсюда решение, которое я принял, о заключении трудовых контрактов с министрами на год.

Это испытательный период. Вне зависимости от моего личного отношения к ним, вопрос о продлении либо непродлении договора буду принимать, исходя из проявленного отношения к делу.

Уход от иждивенчества

– В своей речи на инаугурации Вы объявили о новой региональной идее, ее суть – в уходе от социального иждивенчества. Как видите претворение идеи в жизнь?
– В новой России многие стали жить по принципу: «мне все обязаны». На самом деле, все, что государство обязано – прописано в Конституции. Ответственность за себя человек несет сам. Главная мысль, которую я вкладывал, озвучивая этот тезис, подсказана самой жизнью.

Я хочу донести до каждого жителя республики: мы сами – творцы своего счастья. Инструменты для этого есть. Можно объединиться в ТОСы, в другого рода общественные организации, инициативы и проекты которых мы поддерживаем через гранты и не только.

И результаты, между прочим, уже видны: все больше северян с активной позицией, объединившись, достигают поставленных целей по улучшению жизни в своих населенных пунктах.

– Наверное, во многом по этой причине та программа народного развития республики, которую вы готовили совместно с населением, оказалась столь востребована.
– Я был очень рад, что люди охотно выдвигали идеи. Поступило более 200 тысяч предложений! У жителей есть понимание – что еще сделать для того, чтобы не хотелось уезжать куда-то за лучшей долей. Хорошо, что у северян проходит апатия и равнодушие к происходящему вокруг.

Вообще все, что касается социальной политики региона – должно складываться, исходя из решений не чиновников или депутатов, а общества. Чтобы работа не велась по принципу «всем сестрам по серьгам».

– Мы это в нашей стране уже проходили...
– Именно! Настало время скорректировать подход к жизни. Тем более что заявленная региональная идея имеет еще одно важное значение: это возможность для людей сплотиться, почувствовать, что республика – это мы все. Одна большая семья.

Резонные подозрения

– Вячеслав Михайлович, на инаугурации Вы также сказали о потребности в кадровом обновлении власти. Однако представители кадрового резерва Главы, выпускники Президентской программы сетуют на невозможность попасть на муниципальную или госслужбу. Выходит, социальный лифт поднимается максимум на второй – третий этажи управленческой карьеры (это уровень работы в администрациях поселений). Как сделать так, чтобы лифт поднимал достойных на верхние этажи власти – в министерства, в правительство?
– Отвечаю: проявить себя. Кадровый резерв – это не бюро по трудоустройству. Это признание того, что ты чем-то отличаешься от других с точки зрения стремления к самореализации. Почти 60 человек из резерва заняли ответственные должности. Только в этом году два назначения на посты заместителей министров произведены из кадрового резерва.

– А министерств-то у нас 30…
– Ну и что? Кто сказал, что все резервисты себя зарекомендовали? Между внутренним «я» и реалиями есть разница. Знаю людей, которые считают, что способны заменить… Владимира Владимировича (Путина – прим. авт.). А я вижу, что им и колхоз доверить нельзя!

Не надо путать желания и возможности. Для того и существуют у нас специальные службы, которые смотрят: насколько человек соответствует заявленным амбициям.

– Любой ли житель Коми может выделиться из общей массы и быть замеченным властью с перспективой карьерных высот?
– Да. Потребность в кадрах в экономике у нас по-прежнему острая. Вот только многие воспринимают резерв как тот самый лифт, но для попадания именно во власть, в политику. Меня напрягает, когда люди видят себя только там. Это вызывает подозрения...

Я прошел разные ступени в своей профессиональной деятельности. Работал в реальной экономике. Надо сначала потрудиться, условно говоря, кайлом и понять, чем потом предстоит управлять и как приказы формулировать, если станешь чиновником. Тот, кто не преодолел все ступени… Какой из него руководитель? Нулевой!

В эпоху СССР человек должен был пройти партийную, хозяйственную и управленческую школу. И только если достигал успехов, ему доверяли более высокие посты. Это правильный подход.

Между луной и солнцем

– Вячеслав Михайлович, Вы почти закончили формирование своей команды. Новых лиц не так много...
– В свое время Столыпин на этот вопрос мудро ответил: «Вам нужны великие потрясения, а мне – великая Россия».

Я принимаю решения не с точки зрения удовлетворения запроса определенной части населения. Люди порою даже не понимают, зачем им новые лица во власти.

Таковые нужны тогда, когда старые не выполняют поставленные задачи. Поэтому я сменил руководителей на тех направлениях, где считаю важным нарастить эффективность.
Еще нюанс. Разница между правительством и системой органов исполвласти – как между луной и солнцем. Правительство состоит не из всех министров. Именно в правительстве кадры сменены более чем на треть.

– Почему некоторые министры назначены с приставкой «и.о»?
– Их окончательное назначение состоится после согласования в Москве, в профильных федеральных ведомствах.

Крест на карьере?

– Вячеслав Михайлович, оправдала ли себя система тестирования чиновников на полиграфе, введенная Вами в этом году?
– Ее результаты не служат основой для принятия кадровых решений. Это моя база для размышлений о соответствии человека занимаемой должности. Не единственный, но существенный критерий относительно дальнейшей судьбы чиновников.

Через полиграф предложено пройти тем, чья деятельность связана с рисками коррупциогенности. В ряде случаев я принял решения не доверять посты по итогам тестирования.

– По нашим данным, среди чиновников нашлись те, кто отказался от испытания «детектором лжи». Это означает крест на их карьере?
– Если госслужащему нечего скрывать и работает он честно, то чего бояться? Чиновник имеет право отказаться от тестирования. А я имею право задуматься: на том ли он месте…

– Вы сами будете проходить тестирование?
– Я прошел тестирование народными выборами. Это лучший полиграф – тест на доверие населения. Как для Главы народный детектор для меня – самый показательный.

– Ваш единственный заместитель, а также председатель правительства и его замы будут участвовать?
– Они в силу своего статуса прошли другую – специальную – проверку.

– Вячеслав Михайлович, почти год назад Вы создали Агентство по туризму. Его руководитель Юлия Рыбакова не вошла в новый состав кабмина. Означает ли это то, что поставленные Вами задачи по развитию внутреннего и въездного туризма не выполнены? И считаете ли Вы важным усилить все ж таки поддержку муниципалов, которые доказывают, что их турпродукты популярны?
– Я не считаю работу Агентства не эффективной. Но за этот период я понял, какие направления следует усилить. В чем-то наши мнения с прежним руководителем ведомства расходились, и это нормально. В целом проделана колоссальная работа для узнавания республики. Чтобы люди не думали, что Коми – это где-то на Дальнем Востоке, и что это край сугубо промышленности и недропользования.

Мои знакомые, будучи недавно в аэропорту Хельсинки, обратили внимание на то, что там крутят видеоролики о Коми. Мы их не заказывали. Это делают сами зарубежные туроператоры. Показатель значимый. Внешнее позиционирование республики отработано.

Но я с вами согласен: пришло время активизировать работу «на земле». Все виды господдержки Агентство запустило. Вскоре состоится распределение грантов. Но надо двигаться дальше. Подобрана кандидатура, которая соответствует моему видению работы на нынешнем этапе (на должность назначен Алексей Просужих – прим. авт.).

О «детях войны»

– Основная аудитория «Красного знамени Севера» – это старшее поколение, поэтому не могу не спросить о вашей позиции относительно целесообразности принятия закона о «детях войны».
– В моем представлении не могут быть законы на эту тематику в разных регионах разные. Когда была война, дети страдали одинаково по всей стране. Потому они имеют право на равный подход государства и на единый набор преференций.

Я поддержал законопроект, внесенный в Госдуму фракцией КПРФ как самый оптимальный из всех предложенных. Как он будет двигаться – конечно, большой вопрос. Мы понимаем, что правительство в ладоши не хлопает по этому поводу.

Задание нашим думцам и сенаторам помогать продвигать законопроект мною дано.

Плетка для чиновников

– Вячеслав Михайлович, ожидать ли увеличения господдержки поисковых отрядов, которые выполняют миссию по патриотическому воспитанию северян и вносят бесценный вклад в увековечивание памяти о героях Великой Отечественной?
– Направлений господдержки немало – по линии разных наших ведомств. Чиновник, как бы я ни бил его… Кстати, казаки мне подарили плетку – вот видите, на столе у меня лежит…

Так вот, чиновник сам не будет бегать за общественниками с предложением: «а не возьмете ли вы денежку?». Поисковикам нужно активнее взаимодействовать с министерствами. А помогать мы, разумеется, продолжим.

– В свете возрастающего бремени расходов, возлагаемого на бюджет республики, растет его дефицит, а также госдолг. Те прогнозные параметры на предстоящие три года, которые уже обозначены, напрягают Вас? Ведь предстоит совместить выполнение социальных обязательств (львиная доля казны – это зарплаты, пособия и разного рода компенсации) с развитием территорий, а это строительство дорог, соцобъектов и прочие капитальные вложения.
– В этом и заключается искусство управления финансами. Наш Минфин в силу профессионализма умеет балансировать между выполнением обеих задач. Неслучайно Коми по рейтингам Минфина России находится в пятерке лучших по стране по качеству управления госфинансами.

Мы взяли на себя посильные обязательства, тщательно просчитав их. Более того, мы уже столько экономических кризисов прошли... Так что умеем оперативно реагировать на вызовы дня.

Что касается объемов госдолга и дефицита бюджета – да, ситуация непростая. Но она в наших руках. Мы не приблизились к критическим параметрам. Я приложу все усилия для продолжения взвешенной финансовой политики в нашей республике.

Беседовала ДАРЬЯ ШУЧАЛИНА.
Фото ЮРИЯ ОСЕТРОВА.

Комментарии (0)


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих