Рубрики
Здесь мой причал…
Не одну историю жизни нам поведали письма читателей о людях, которым коми земля стала второй родиной, приютив, дав работу и кров в трудные годы. Наша не слишком ласковая природа полностью оправдывает слова из песни «Если ты полюбишь север, не разлюбишь никогда». Спокойный климат, чёткая смена сезонов, незлобивые люди – вот та основа, на которой вырастает привязанность к нашей земле.
Зоя Георгиевна Макарова родилась в деревне Смагино Рязанской области. Она была первым ребёнком в молодой семье Бакушиных – Ольги Михайловны и Георгия Васильевича. Оба они родились в 1911 году, а дочь появилась 30 июля 1934 года. Отец был образованным человеком, и вскоре семья переехала в Рязань, где он нашёл работу на крахмальном заводе, а потом и возглавил его. Семья была многодетная, но пока отец был директором, жили в общем-то хорошо.И тут грянула война. Отца забрали на фронт, а мама с детишками - к тому времени в семье их было трое, спасаясь от бомбёжек, вернулась в деревню, надеясь пережить там лихие времена. Бабушка Дарья Павловна держала хозяйство, поэтому надежда на выживание была. Но и здесь война догнала Бакушиных: бомбёжки часто случались и здесь. Ольга Михайловна работала в колхозе за трудодни. Но природа будто решила испытать людей на прочность: лето 1941 года выдалось засушливым, а летом следующего, 1942 года, шли проливные дожди, поэтому даже картошка не уродилась… Утром давали по две картофелины, да в школу с собой ещё две. Вот и вся еда. Идут ребята из школы и мечтают поесть супчика – ну хоть немножко подсоленного! Не было соли, щи варили из капусты и картошки, никаких жиров, ни грамма соли. О хлебе только мечтали. А о сахаре даже мечтать не смели. По весне люди ходили по полям и собирали прошлогодний гнилой картофель, рвали лебеду, крапиву, клевер, толкли всё вместе и пекли лепёшки. Очень много народу умерло от голода. Скот, какой был, почти весь уходил на уплату налогов, а семье ничего нет оставалось. Одежды-обуви тоже никакой. Дети же быстро растут. Летом - босиком, зимой – в дедовых валенках, а дыры в них затыкали соломой: нечем было подшить, да и некому…
Вся страна работала, приближала победу. Дети не отставали от взрослых. Бабушка научила внучку вязать носки, рукавицы, шить кисеты – мешочки для табака – всё для фронта. Каждой семье давалось задание: вырастить на пяти сотках табак. Это не так-то просто: поливать его приходилось каждый день. После созревания его сушили и по осени отправляли на повозках в пункты приёма. Никакой платы за эту работу, разумеется, не давали. «Даже «спасибо» не говорили», - сетует Зоя Георгиевна. Кроме того, школьники летом поголовно работали в колхозе – жали рожь, пшеницу, вязали снопы… Осенью – опять уборка картофеля, капусты…У всей страны было трудное, голодное, босоногое детство.
Семье очень повезло: отец, Георгий Васильевич, вернулся с фронта живым. После победы он остался работать на аэродроме в Голицыно Звенигородского района, куда и перевёз свою большую семью. Стало полегче: отец получал паёк, зарплату… Стал налаживаться быт. Зоя продолжила учёбу, и по окончании школы устроилась работать на ткацкую фабрику. Дальше учиться было некогда и не по карману: детишек в семье прибавилось, за старшенькой шли ещё два брата и четыре сестры. Но семья была дружная, трудолюбивая. Чтобы прокормиться, держали корову, поросят, уток, кур. А Зое отдыхать и вовсе не приходилось. Но возраст подошёл, и встретила Зоя своего суженого: он служил в части, где работал её отец. Парень был с севера, по-русски говорил неважно, но был весёлым, хватким, хозяйственным. Вскоре сыграли свадьбу, и в ноябре 1956 года уехали они с мужем в далёкий северный край. И стала Зоя Георгиевна Макаровой на всю жизнь.
Привёз Александр Иванович молодую жену на берег Выми в деревню Казанский Ыб, на святую усть-вымскую землю. Народ тут по-коми говорил, по-русски мало кто умел. Но с помощью мужа Зоя учила язык, приспосабливалась. В деревне был свой колхоз, где выращивали рожь, пшеницу, ячмень, картофель, держали скот, заготавливали сено. Работа, в общем, привычная. Но Зою определили работать заведующей детским садом. И то правда: кто же детишек лучше научит русскому языку? Заодно и сама по-коми лопотать начала.
А в 1960 году, построив дом в Усть-Выми, семья перебралась на новое место. Два года Зоя Георгиевна проработала заведующей домом культуры, а затем её перевели в совхоз «Усть-Вымский» бухгалтером-кассиром. Добросовестная, серьёзная, ответственная, она снискала уважение в селе. Много времени Зоя отдавала общественной работе – и в родительском комитете школы, и в женсовете. А у самой пятеро детей! Но тоска по родителям, по белым цветущим яблонькам и сливам всё чаще наводила на мысль вернуться на родину, в Рязанскую область. Собрала своё семейство и отправилась! Но прописку им дали в 100 километрах от родителей. Это сейчас 100 км – полтора часа по шоссе. А в 1966 году дороги-то были иные…. Устроились. Стали жить. Завели хозяйство: корову, поросят, кур. Незаладилась, однако, жизнь. Не чувствовали Макаровы себя хозяевами на новом месте. Ну и муж, конечно, сыграл свою роль: настоял на возвращении в Усть-Вымь. И через год семья заказала вагон и, погрузив в него всё своё хозяйство и скот, вернулась на коми землю. Поставили скотинку в сарай, занесли пожитки в дом и… как будто никуда и не уезжали. И нет теперь роднее места на земле для Зои Георгиевны, чем село Усть-Вымь.
И стало так во многом благодаря тому, что рядом с нею был любящий, заботливый, хозяйственный и ласковый муж. Но на семье и доме жизнь оптимистичной, открытой людям Зои не замыкалась. Её энергия находила выход и в общественной работе: два года она возглавляла совхозную сандружину, с которой занимала первые места в районных соревнованиях, участвовала в конкурсах, устраиваемых домом культуры – на звание лучшей свекрови, бабушки, боролась за звание лучшей семьи, соревновалась в пении частушек и т.д. То есть не хлебом единым жила. О душе тоже не забывала!
Почти 60 лет прожили вместе Александр и Зоя. Нажили шестерых детей: пять сыновей и одну доченьку. Все мальчики отслужили в армии, никто не пытался уклониться. Все дети получили высшее или среднее специальное образование. Трудолюбивые, любящие и уважающие своих родителей, воспитанные в строгости и любви, они – надёжная опора своим родителям. Теперь у Зои Георгиевны 14 внуков, 13 правнуков и ещё двое на подходе! Расселились потомки рязанской девушки и коми паренька по разным городам и весям: и в Ярославле, и в Кирове, и в Сыктывкаре, но некоторые остались в Айкино и Усть-Выми.
Жить бы да радоваться. Но в прошлом году на 84-м году ушёл из жизни Александр Иванович, милый друг, любимый муж, единственный и неповторимый… До сих пор не верится, что его нет. Просто вышел ненадолго и сейчас вот-вот вернётся, кажется порой Зое.
Но ей не дают унывать родные и друзья. Всё так же зовут её за собой дела – со дня основания хора ветеранов она бессменная староста, без неё не обходится совет ветеранов…
- Зоя Георгиевна, а начать жизнь с начала не хотели бы?
- А зачем? Я свою жизнь прожила не зря. Не жалею ни о чём. Разве что здоровье вернуть…
От всей души поздравляем Зою Георгиевну Макарову – замечательную женщину, мать, бабушку и прабабушку, видную общественницу – с восьмидесятилетием и желаем ей доброго, крепкого здоровья, счастья, благополучия. Ждём приглашения на Ваш вековой юбилей!
ЛИДИЯ ЗОЗУЛЯ,
с.Усть-Вымь.