Рубрики
Я верю, что село воскреснет…
Ас чужан муным сетö миян вын,
Ас чужан муным юкталö и вердö.
Со пач струбаысь пуркйö еджыд тшын,
Да сылö кöнкö рöмдöм енэж эрдас.
Мед пемыдыс эз личкы сиктлысь лов,
Ми кодзувъясöн югзям ас му вылын.
Тэ сöмын, миян чужанінöй, ов,
Да сёрнит микöд муса коми кылöн.
У каждого города, села, деревни есть своя история, чем-то, может быть, схожая с другими и в то же время неповторимая. Тесно связана она с судьбами своих славных сыновей и дочерей, которые своей жизнью, подвигом, своим повседневным трудом создавали и создают эту неповторимую историю.
Рождение и становление
Селу Семуково в этом году исполняется 300 лет. Расположено село в живописном месте, на левом берегу реки Вычегды. Впервые в письменных источниках упомянуто в 1719 году как деревня Керöс (Возвышенность), в которой находились 12 дворов. В 1782 году здесь уже было 22 двора, в которых проживало 66 лиц мужского пола. Фамилии первых жителей – Семуков, Матвеев, Одинцов, Челпанов, Жданов, Рогов.
В 70-е годы XIX века село существенно разрослось, в нём насчитывался 41 двор и 254 человека жителей. В 1872 году по проекту губернского архитектора Иваницкого здесь была построена деревянная церковь во имя святого Николая Мирликийского Чудотворца. Иконостас в церкви был расписан цеховым мастером Кесарем Торлоповым. В 1875 году церковь была освящена. С этого времени село Семуков-Керöсское (так оно тогда называлось) становится центром сельского общества в Коквицкой волости.
Позже за селом утвердилось современное название – Семуково, которое произошло от имени первопоселенца Семёна, по-коми в уменьшительно-ласкательной форме это звучит как Семук, с добавлением частицы ов, которая и стала названием села.
Известно, что в результате пожара церковь, построенная в 1872 году, сгорела, и в 1888 году вместо неё была построена новая деревянная церковь. И в том же году открылась первая церковно-приходская школа, о которой в «Вологодских епархиальных ведомостях» писали, что местная школа принадлежит к числу «выдающихся в учебном и воспитательном отношении», а школьное помещение здесь также одно из лучших в Яренском уезде.
Село росло и развивалось. В начале ХХ века жители Семуково в основном занимались земледелием и скотоводством. Выращивали рожь, ячмень, овес, лен, коноплю, а также картофель и различные овощные культуры. Держали в своих хозяйствах лошадей, коров, овец, свиней. В зимний период подрабатывали на лесозаготовках, в летний – на сплаве.
Славилось село своими мастерами, которые умело изготовляли деревянную посуду не только для использования в личном хозяйстве, но и на продажу. В частности, на Герасимовской ярмарке 1905 года семуковцы продали деревянной посуды на сумму 465 рублей. Среди жителей Коквицкой «горы» большим почётом пользовались семуковские кузнецы. Славилось село и своими мастерами-мебельщиками. Они делали шкафы, столы, стулья, выполняя заказы не только для местного населения.
Уважаемые земляки,
поздравляем всех с 300-летним
юбилеем села!
Всем, кому дорого это святое место,
приглашаем в гости
на светлый праздник,
который состоится
13 июля, в субботу,
в преддверии крестного праздника.
С утра состоится служба в храме,
затем Крестный ход по селу
и, конечно же, тематическая программа,
посвященная истории села и людям,
живущим на этой земле.
В 1900 году в Семуково на средства прихожан подрядчиком Андреем Камбаловым был воздвигнут каменный храм во имя святого Николая Чудотворца. Он имел три этажа. Третий этаж занимала колокольня, далеко по округе раздавался звон бронзового колокола весом несколько пудов.
«Залезешь было на самый верх, голова кружится, – вспоминают старожилы. – А если зайдешь внутрь, то увидишь большое светлое пространство, на стенах висели иконы с изображениями святых, которые строго смотрели на все вокруг. На двух клиросах, мужском и женском, во время службы исполнялись молитвенные песнопения своими же, сельскими певчими. Голоса их звучали мощно, слаженно».
На переломе эпох
К 1916 году в селе имелись три кузницы, две мелочные лавки, молочная артель, сельское потребительское общество, три мельницы. Жизнь шла своим чередом… Но Первая мировая война, а затем Октябрьская революция 1917 года с ее борьбой за власть, перевернули с ног на голову весь привычный уклад крестьянской жизни. В стране наступил хаос, не хватало продовольствия, товаров первой необходимости. Для улучшения положения с продовольствием на местах были созданы комитеты бедноты. В июне 1918 года в селе Семуково был организован комбед во главе с председателем Одинцовым.
Комбеды должны были помогать властям в изъятии «излишков» хлеба у населения и распределять хлеб, предметы первой необходимости и сельхозорудия между бедняками. В руках комбедов, в состав которых в основном входили неграмотные бедняки, оказалась огромная власть, которая позволяла им не считаться с мнением большей (середняцкой и зажиточной) части крестьянства. Крепкие хозяйства были обложены огромными налогами, у них отбирали сельхозинвентарь и лошадей. Все это, конечно, вызывало недовольство крестьян новой властью.
К середине 1919 года коммунистам удавалось удержаться у власти только благодаря военной силе. Население разуверилось в обещаниях справедливости, хлеба и мира. И когда 13 ноября 1919 года белогвардейцы капитана Орлова, переправившись через реку Вычегду по льду, заняли сначала деревню Кырс, затем Семуково, а вслед за ними и всю Коквицкую «гору», симпатии основной части населения были на стороне белых. Белогвардейцев часто встречали хлебом-солью, выдавали им коммунистов и советских работников или их списки.
Но и белогвардейцы оказались не менее жестокими – 24 человека были расстреляны ими в близлежащих деревнях и селениях Коквицкой волости. Вместо обещанных товаров и хлеба они сами отбирали хлеб и лошадей у населения. В конце ноября-начале декабря, после ожесточенных боёв, белые отступили, и к власти снова пришли Советы.
В 1920-е годы в деревнях организовывались маслобойные и молочные артели, товарищества по совместной обработке земли. В 1929 году село Семуково стало центром сельсовета, куда входили деревни Кырс, Заречье, Гажакерес, Ипать, Наум.
В начале 30-х годов ХХ века началась коллективизация. В Семуково были организованы колхозы «Ильич» и «12-й Октябрь», которые в 1940 году объединились в один колхоз имени Ильича.
Одновременно с коллективизацией на селе проводили и раскулачивание мелких торговцев, мельников, зажиточных трудолюбивых крестьян. Не обращая внимания на малолетних детей, у них отнимали дома, скот, все имущество, а самих арестовывали или выселяли. Под угрозой раскулачивания загоняли в колхоз середняков и бедняков. Рогов Степан Петрович, Калимов Александр Михайлович, Курсов Андрей Васильевич, Курсов Николай Васильевич, Исаков Алексей Николаевич, Огнев Иван Матвеевич, Одинцов Яков Степанович – вот неполный список крестьян Семуковского сельсовета, раскулаченных в 1930-е годы.
Уроженка Семуково Матвеева Мария Михайловна, 1915 года рождения, вспоминает, что крестьянин Семуков Илья Васильевич был арестован и погиб в тюрьме только за слова: «Быстро же колхоз стал лаптями торговать».
К середине 1930-х годов почти все жители Семуково вступили в колхозы – кто добровольно, кто под гнетом непосильных налогов, которыми обложили единоличников, кто под угрозой раскулачивания.
Одновременно новая власть проводила жесткую политику в отношении церкви и священнослужителей. Сначала местного батюшку, Всеволода Ивановича Потеминского, выгнали с семьёй из дома. Но отец Всеволод не отчаялся, он поселился с супругой и шестью детьми в давно пустующей лачуге, сделал её пригодной для жилья.
Его трижды арестовывали – в 1928, 1934 и 1936 годах, лишили избирательных прав, обложили непосильными налогами, такими, что даже Семуковский комитет бедноты воспротивился этому и потребовал снять со священника наложенную на него контрибуцию в 3000 рублей. Отцу Всеволоду запрещали вести службу. С 1935 по 1937 годы под разными предлогами пять раз закрывали церковь. И каждый раз он добивался ее открытия – писал заявления от имени прихожан и церковного совета в районный исполком, в Исполком Коми АССР и, ссылаясь на законы СССР, на Конституцию 1936 года, доказывал, что церковь закрыли незаконно. Ведя неравную борьбу с властями, отец Всеволод, конечно же, понимал, чем это всё может закончиться, но он не мог поступиться совестью и спокойно смотреть на поругание святая святых.
Сельчане, как могли, защищали любимого батюшку, но палачам удалось арестовать его обманом. Отца Всеволода вызвали якобы на крестины, с которых он больше не вернулся. Тройкой при УНКВД Коми АССР дело было сфабриковано очень быстро. Несколько листов и смертный приговор: «Обвиняемый Потеминский В.И. проводил контрреволюционную деятельность, направленную против мероприятий советской власти… Постановили: Потеминского Всеволода Ивановича, служителя культа, обвиняемого по статье 58 УК РСФСР, расстрелять. Дело сдать в архив». 19 сентября 1937 года в местечке Нижний Чов приговор был приведён в исполнение.
Церковь закрыли. Мало того, власти решили разрушить её до основания. И хотя главного заступника храма уже не было в живых, они не посмели сделать это днем. В то время в Семуково работали заключенные Устьвымьлага. Вот их-то и заставили ночью сбросить колокола с церкви, сжечь иконы и церковные книги в овраге. Чудом часть икон и книг удалось спасти местным жителям, спрятать в подвалах, на чердаках домов. Колокольня и купола храма были разрушены. Два верхних этажа церкви разобрали на кирпичи. Снятый колокол разбили. Попытались разобрать и первый этаж, но стены оказались слишком прочными, тогда его решили отдать колхозу для хранения зерна. После разгрома церкви разрушители устроили отвратительную пьяную гульбу. Почти 20 лет здание стояло полуразрушенным.
Многие жители села в то смутное время покинули свою малую родину, чтобы спастись от голода, от преследований, разъехались, кто в Сибирь, кто на север, кто в более южные районы. Некоторые из них позже возвратились в родные места.
НАДЕЖДА ПАВЛОВА,
уроженка с.Семуково,
член Союза писателей России.
Продолжение следует.
Очень было интересно прочитать историю своих предков, моя бабушка Рогова Варвара Дмитриевна думаю большой вклад внесла проживав в д.Ипать тогда это было уже село Семуково . Благодарю за историю.