Рубрики
Вологодские кружева
(Окончание. Начало 16 января, продолжение 23 января)
В конце декабря прошлого года журналисты Республики Коми получили предложение от пресс-центра губернатора Вологодской области поучаствовать в информационном туре «Вологда – новогодняя столица русского Севера», в котором приняла участие корреспондент редакции газеты «Вперёд» Наталья Савельева, которая продолжает делиться своими впечатлениями от незабываемой поездки.
Хостел «2х2»
Едва я села в такси, как стала смотреть на пролетающие мимо объекты совсем другими глазами: я еду в новую жизнь, где меня никто не будет водить за ручку и сажать в автобус, чтобы отвезти на экскурсию – пресс-тур подошёл к концу, а остаться в Вологде очень хотелось... Но я точно знаю, где меня ждут. Я нашла это место в интернете. Вот оно. Хостел «2x2». Среда, доступная всем. В окнах хостела на первом этаже светло и жёлто. Захожу.
– Здравствуйте! Я приехала!
– Наконец-то! – Из-за высокой стойки показалась улыбающаяся юношеская голова. С юмором у парня всё в порядке. – Надолго к нам?
– На две ночи. На двое суток, если точнее.
– Тогда утром второго дня вам нужно будет освободить комнату, чемодан сможете поставить здесь и быть, сколько понадобится, вот в этом холле. Выпейте чайку.
– А есть места по 400 или 450 рублей?
Портье кивнул, сам оформил мне «вид на жительство», провёл экскурсию по своим владениям и показал мне мою шестиместную комнату без окна и с двухъярусными кроватями:
– Выбирайте. Пока никого нет, вы тут одна. Вот шкафчик с чистым постельным бельём. Располагайтесь...
В хостеле тишь. Теплынь. Высокий чёрный потолок и синий свет настенного светильника делают комнату похожей на каюту космического корабля. Неясно, где кончается комната и начинается вселенная… Это мне понравилось. Вышла прогуляться в общее пространство. Большой просторный холл совмещает в себе гостиную и кухню со всеми причиндалами: рабочий стол, мойка, посудные полки, масса чайной посуды, керамических чаш и тарелок, есть мультиварка, электрочайник, чай и растворимый кофе «для всех», сахар, специи. Имеется и холодильник, и стиральная машина-автомат, и складная сушилка для белья. Прекрасно. Прекрасно, что нет телевизора! В доме царит тишина. Негромкая музыка исходит из динамиков, подсоединённых к компьютеру. Wi-fi в доступе, бесплатно. В «дамском секторе» две раковины для умывания, две душевые кабины. Мужской сектор симметричен, насколько мне удалось сообразить. Всё очень, очень мило. На стойке регистрации банка с бесплатными берушами и табличкой «Мы понимаем, что соседи бывают разными».
Моя Вологда
Вышла на крыльцо и пустила в дорогу свой приключенческий клубок. Мне захотелось просто идти по снегопаду и смотреть во все глаза, что за город такой – новогодняя столица Русского Севера.
Не пожалела. Нашла и заново открыла для себя знакомые по экскурсиям места, поснимала с мостика речушку-незамерзайку с отражающимися силуэтами лип, полюбовалась деревянными прелестными строениями старого города. Вот театральная касса. То, что надо! Дайте мне билет на какой-нибудь музыкальный концерт! Нет, отвечают, музыкальных концертов – ёлки. Ёлки кругом. И в филармонии, и в музыкальном училище. Новый год же! Расстроилась. Разве может такое быть, чтобы Вологда оставила меня без музыки?!
Неожиданно для себя вышла на площадь… к самому динозавру – Царь-Горе! Прошлась вдоль неё, потрясённая сложностью конструкции и застала исторический момент: коммунальные службы приступили к заливке горы из пожарного рукава, от пожарного же гидранта! Значит, будут кататься вологжане и гости города с Царь-горы! Оживёт деревянное чудище, доставит радость народу!
Широкая улица, красивые дома, пирожковая. Ох, и вкусные в ней пирожки! А чай – просто напиток богов! Вот с бабусей за столом поговорили по-свойски. «Из Коми? Знаем. Были у меня оттудова, из Объячево, родственники. Раньше часто туда ездили, теперь уж в возрасте, так не бываю. Родители померли, больше нет никого. Разъехались все. А дети? Дети здесь живут». Выходит, наша коми кровинушка слилась с русскою, да тут и осталась…
Так от точки до точки, от светящихся сетей до огненных сосулек, по светлым улочкам и тихим скверикам добралась я до главной площади города вдоль Советского проспекта. А там красота! Иллюминация всех видов, и тройка снежная с Дедом Морозом, и ёлка высоченная, и ларьки, и лотки, и шары, и кони-пони, и народ, и музыка! И сцена готовится, и тянутся провода. Предпраздничная суета.
Музыка от Бога
И тут же в глубине старинного парка ударил колокол. Церковь? Да. Высокая колокольня, стройный корпус, открытая дверь. Храм во имя Иоанна Предтечи, ХVIII век. Вхожу и слышу прекрасное пение. Нет, не ангелы поют «иже херувимы». Пробираюсь ближе. Певчих всего пятеро. Но пели они так, что я решила остаться. Редко и профессиональный хор поёт так слаженно и благозвучно. Красивые голоса и абсолютный слух! Я знала, что концерт для меня всё-таки будет, и не ошиблась! Восхищение росло с каждым новым песнопением. После службы решилась подойти к певчим и поблагодарить их за несказанное удовольствие. Оказалось, что певчие – не профессионалы, за их плечами нет даже музыкальной школы, но Светлана, руководящая хором вот уже 8 лет, сумела создать этот чудесный ансамбль. Сама она закончила музыкальное училище здесь, в Вологде, затем музыкально-педагогический факультет здешнего университета, а после и духовную семинарию по специальности «регент церковного хора».
В свою очередь я сказала, что приехала из Коми, из села Айкино. Внезапно одна из певчих оживилась и с сияющими глазами повторила: «Айкино?! Я знаю это село! Я бывала там, когда гостила у своей бабушки в Микуни. Она попала туда после войны не по своей воле, но осталась там, хотя дети её уехали. И мама отправляла меня к ней на каникулы. Мы ездили в Айкино на пляж, я помню прекрасный вид на реку, само село и Преображенскую церковь. Бабушка меня там и крестила!» Молодая женщина, Марина, вся светилась от радости. «Какая радость и неожиданная удача», - только и могла повторить за Мариной и я! Ехать в такую даль, так желать музыки и получить её от «крестницы» Айкинской церкви – такого специально не придумаешь! Вот какая драгоценная нить вплелась в мой вологодский узор! Так прошёл ещё один день в Вологде.
Мороз и солнце!
Сегодня последний вологодский день! А пока что я еду в Семёнково. Туда в 12 часов пополудни на голубом вертолёте прилетит Дед Мороз! Уже не инкогнито, как на горнолыжный курорт, а вполне официально – открывать новогодние празднества в столице Вологодской области!
Путь недолог, погода хороша! Поля и леса искрятся на солнце свежей белизной. 20 минут – и мы у цели. Море машин на стоянке у деревни, на площадке через дорогу, ГАИ посреди трассы – порядок кругом. Справа, не доходя до Семёнково, за забором гектар снежной целины с укатанным пятачком – посадочная площадка. Всё по-настоящему! Сердце затрепетало. Но время есть, и надо посмотреть, что там, в деревне. Вход свободный. А там – веселье, игры, песни, катание на лошадях и лыжах, повсюду работают мастерские – кто лапти плетёт, кто плюшки печёт, кто подковы куёт, кто частушки поёт! Заплатил полтинник и рад, как именинник! Все хотят руками поработать! Кругом очереди! А я на мастер-класс по росписи ёлочных игрушек попала, о чём и не мечтала! И уношу в подарок своею рукой расписанный шарик! Эх, хорошо! Но время – к обеду, пора ближе к Деду Морозу. Вокруг «гектара» уже народ. В заборе двое ворот. У одних детвора с родителями, шарами и хлопушками, у других – журналисты с телекамерами и фотоаппаратами. И я со своим. Приготовились. Вдруг кто-то востроухий встрепенулся, чуть в яму не упал. «Летит, - кричит нам, - летит! Вон, комарик в небе висит!» И правда, комарик. Приближается. Рокот мотора перерастает в гром, комарик вырастает и на мгновение зависает в небе над полем, взметая лёгкую позёмку. Но вот он приступает к снижению, и позёмка становится метелицей, потом пургой, в воздух взмывает вся снежная масса, застилая солнце. Грохот мотора заполняет собой всё пространство, и вот уже бушует буря, обдирая лица наждаком ледяных кристаллов, пригибая людей к земле и валя с ног. Вот это да! Вот это прибытие! Более эффектного явления Мороза просто и быть не могло!
Лопасти винта устало поникли. Борт открылся, опустился трап, и в проёме показался Дед Мороз со своим чудотворным посохом! Журналисты буквально снесли ворота и ринулись к винтокрылой птице, опережая губернатора Олега Кувшинникова, будто боясь, что Деда сейчас умыкнут навсегда. Что творилось, не передать словами. Протискиваюсь сквозь кольцо операторов и фотографов. И вдруг Дед Мороз заметил меня: «Ты здесь?! Я узнал тебя, Солнышко! Ну, здравствуй!» – шагнул ко мне и пожал руку...
Деревня ликовала! На высокую сцену вышли все герои местных сказок, мастера и подмастерья, танцоры и певцы, и Дед Мороз занялся праздничными делами. Сколько ему предстояло сегодня работы! Торжественно зажечь в городе все «главные» ёлки, перерезать ленточку в своей новой, только что созданной Вологодской резиденции, а в 16 часов официально объявить о начале новогодних торжеств и мероприятий, связанных с празднованием наступающего 2015 года.
Эх, Дедушка-Дедушка, когда ж ты отдохнёшь? А мне сегодня уезжать… Я не спеша вышла на шоссе, легко поймала попутную машину и уехала в город. Вышла там, где ещё не была, и кружила часа полтора по солнечным зимним улицам, вглядываясь в старину, а в голове всё звучала песня про Вологду. Потом всё-таки замёрзла и пришла в свой хостел «2х2» на улице Челюскинцев, 32, где согрелась, выпила чаю, отдохнула в холле на диване и отправилась в обратный путь. На этот раз – домой!
Всех вас благодарю!
Спасибо всем, кто сделал эту волшебную сказку возможной. Спасибо вологодскому губернатору и градоначальнику за интересный проект, спасибо девушкам-сопровождающим, спасибо всем, кто принимал и хлопотал о нас, спасибо дорогому Деду Морозу, что согревает сердца и заставляет верить в лучшее. Спасибо главному редактору Наталье Шлыковой, что отправила меня в эту поездку. Спасибо епископу Питириму, что благословил меня в дорогу, спасибо маме, что обещала быть здоровой в эти дни и сдержала своё обещание. Но особое спасибо земляку Максиму Одинцову за то, что, увидев в списке изданий, претендующих на поездку, газету «Вперёд», не обошёл её стороной. Будет время, я напишу рассказ и о Максиме, и этот материал будет последней петелькой в моём «вологодском кружеве».
НАТАЛЬЯ САВЕЛЬЕВА.