Рубрики
Светильники для отвернувшихся
Не сочтите за крамолу, но выскажу мысль – громадная часть икон не свята. Ну и давайте поясню...
Святость – это близость к Богу (либо сам Бог или его прямые проявления – Святая Земля, избранный народ – священники, причащенные христиане, святые предметы и т.п.). Иконы же – просто изображения, близость к Богу они не гарантируют, не обеспечивают, и билетом в Царствие Небесное не являются. А многократно растиражированные иконы и помещенные где попало – это вообще акт девальвации даже смысла святости.
Иконы на иконостасе, часть икон в храме и в алтаре – да, это иконы, участвующие в богослужении, иконы, пред которыми стояния и молитвы большого количества людей, они обрамляют ритуальное общественное место. Такие иконы святы. Есть домашние святые иконы – они сродни семейным реликвиям. У меня, например, есть икона, которой благословлены на брак все дети, которой благословлены уходами на войну с десяток мужчин (все вернулись, кстати, с разных войн), есть простенькие, но СВЯТЫЕ иконы, которые были единственными в сложные и таинственные периоды душевных неурядиц. К таким иконам невозможно относиться «как ко всем другим». То есть сакральный смысл святости в них не только субъективен, но и подтвержден количественно особыми событиями. По научному – «фактологически и статистически обособлен».
Однако есть старый спор – кому мы кланяемся? Предмету или Богу? Кумиру (в виде святого изображения) или пути, по которому прошёл святой и стал для нас примером? Это тема большой статьи, тема старых многочасовых дискуссий – я сейчас сказал про иконы не для этого. Я начал с икон только для того, чтобы определиться и напомнить – а что такое святость вообще?
Признание святых в православии и католицизме различается.
В православии святыми могут признать только Священный Синод или Собор Поместной церкви. Таким образом, получается, что десятки почитаемых святых на Руси канонически стали святыми только столетия спустя при канонизации, уже оформленной самостоятельной Русской православной церковью. Но более того (скажу я вам секрет) – в России известно сколько угодно случаев, когда святыми по сути объявлялись люди одним только епископом. Есть такие прецеденты.
Святой человек – это образец в чем-то (не обязательно прямо всей своей жизнью). Как правило, образец даже смиренной мученической смерти или смиренная борьба с грехом до смерти, или отчаянная гибель «за други своя», за людей или во спасение других святынь – уже это может быть основанием для признания святости.
Среди новомучеников, погибших в сталинских лагерях, много было людей с судьбами «гигантского слалома» – это когда мотало человека происшествиями, грехами и соблазнами туда-сюда. Но сама гибель произошла в твердом отстаивании веры. Это уже «небесная отметина», это уже есть исповедание веры до смерти – сораспятие Христу.
Есть и такой акт, как деканонизация. Это когда вычеркивают из списка святых по разным причинам (часто политическим, но в том числе по «новым открывшимся фактам»). Один из самых ярких примеров – это деканонизация в свое время Анны Кашинской. Но потом её снова вернули в сонм святых. Кстати, из прославленных новомучеников российских 11 человек тоже выбыли из списков святых…
В целом, отношение к святым и почитание святых, к сожалению, сильно подвержено человеческим пристрастиям и влиянию времени, моды, своего рода «пиара» в каком-то историческом моменте. Как справедливо сказал в своей проповеди священник Андрей Ткачев (на день святого Федора Тирона): в Москве более сотни храмов с престолами, освященными в честь Николая Мирликийского Чудотворца. Замечательный святой – кто ж спорит? Но при этом несправедливо в тени сотни величайших подвижников, святых Земли Русской, поминаемых только перечнем в церковных календарях. Это надо исправлять.
А нам, в Коми, за примерами далеко и ходить не надо. Много у нас храмов с престолами епископов Великопермских Герасима, Питирима и Ионы? На одной руке лишние пальцы при счете окажутся…
А часто и легко ли вы найдете хотя бы иконы святых Герасима, Питирима и Ионы? Не думаю, что легко. Что за странно устроенный «дефицит»? Храмовые большие иконы ещё можно найти, а вот маленькие, домашние найти проблематично. Но ведь святые эти наши! Совсем-совсем наши. И прославлены по всему миру!
И теперь совсем уж стыдное дело – нулевое прославление по районам Новомучеников Земли Коми. Святые, которых теперь поминают и чтят в чужих землях, на родной земле неизвестны даже трети населения.
Может быть «Разговоры о главном» в школах начать с этого?
...Святые. Лучшие. Ушедшие в Вечность и молящиеся оттуда за нас (буквально, а не в метафорическом поэтическом смысле). А мы не слышим их зов, не ставим их, как свечу наверх, чтобы осветить всё пространство. Ну, значит, будем спотыкаться и блуждать в сумерках сознания ещё несколько поколений.
ГРИГОРИЙ СПИЧАК,
журналист, писатель.