Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Главная Общество Свет родился – Христос рождается!

Свет родился – Христос рождается!

6 января 2023

Рождество Христово – знакомое нам словосочетание, но его так замылили, что и пресса (особенно на Западе), и даже наши официальные поздравления всё чаще звучат с одним словом «Рождество». А чье оно?

Ну, во-первых, вы знаете, что это праздник в церковном календаре – праздник рождения Христа. Однако мало кто знает, и даже церковь признаёт – дата появления на свет Христа доподлинно неизвестна. Да-да. Во-вторых, праздник этот (особенно в Коми крае) сравнительно молодой. Речь о том, что широко праздновать его стали лишь примерно с 1830-50-х годов 19 века. До этого не было традиции широко отмечать его, и уж тем более устраивать каникулы, выходные дни, гулянья и прочее.

Но вернемся к «во-первых». Как же так? – спросите вы.  Получается, что дата Рождества выдумана, она условность? В каком-то смысле да. Но не всё так просто. 25 декабря – день, когда начинается разворот солнцестояния, когда начинает увеличиваться свет. Но это видимый свет, свет тварный, естественный, астрономический (тысячелетиями люди под этот день праздновали День Митры, дни рождения своих божеств, сутью которых были энергии мира сего). Христос пришёл с другим светом – Светом Любви, с прорывом в другое понимание истинного Света. То есть «старый свет» как бы родил Новый Свет – более тонкий, более великий, касающийся каждого человека и приходящий даже туда, где живого естественного света нет вовсе. Поэтому Рождество Христово было по смыслам (мистически – то есть таинственно) привязано к этой дате.

Теперь продолжим с нашим «во-вторых». Опять же – кто-то удивится, скажет «как это празднуем всего 150-170 лет? Ведь праздник древний. А во времена святителя Стефана? А во времена святых епископов Великопермских Герасима, Питирима и Ионы?..» Нет. Не праздновали в нашем смысле. Не праздновали, а службы служили. И всё? И всё. Единственное, что в 14-18 веках было праздничным, так это трапеза в этот день. Чуть-чуть богаче был стол. Да и то – лишь у тех, кто пост соблюдал и следил за общественной церковной жизнью. А таковых богомольцев было всегда немного. То есть массовых празднований как не было, так и не было даже в Усть-Сысольске. Например, в 1817-18 годах вот что вспоминает детская писательница Ишимова, которая жила в Усть-Сысольске в эти годы с отцом-чиновником: только в купеческих домах и в домах крупных чиновников собирались на Рождество на совместную трапезу, музицирование, на беседы несколько десятков человек. В крестьянских же дворах в лучшем случае молодежные посиделки. Да и то – они мало чем отличались от посиделок вообще (летних или осенних).

А вот к 1840-м годам появляется традиция дурачиться в святки. Ряженые и колядующие становятся явлением уже не редким. И опять же – коснулось это лишь Усть-Сысольска, Усть-Выми, Серегова да Ижмы, т.е. краев купеческих и промышленных, где было побольше пришлых людей, где уже начали выписывать Губернские и Епархиальные ведомости, где более-менее стали знакомиться с тем, как празднуют Рождество в Вологде, в Москве, в Великом Устюге.

Что же происходит на Рождество Христово в обычных селах и деревнях? Например, в Турье или Богородске, в Гаме или в Палевицах? С ночи – богомолье, служба. Сколько приходило людей? Да вот нет сведений. Думаю, что очень немного. Человек по 15-20. Откуда у меня основания так считать? Нет описаний служб того времени, но зато сохранились два-три описания венчаний и крещений. Казалось бы – событие! Но и на такое торжество в церковь приходили по 10-20 человек. Всё праздничное с церковью не связывалось – было где-то дома в застольях или в уличных гуляниях, катаниях на санях.

На постоянную основу празднование Нового года и Рождества внедрится в народный быт только в самом конце 19 века. Тогда же появится и традиция подарков на Новый год детям и взрослым, тогда же сложится и культура колядований, святочных игр.

А до 1880-х годов традиции празднования, как мы уже сказали, были только в отдельных купеческих селах или промышленных обществах – типа солеварен Серегова или чугунолитейщиков Нювчима.

В музеях Сыктывкара и Русского Севера вообще вы не найдете коми открыток, игрушек или плакатов с темой этого праздника до 1880-х годов. В каком-то смысле традиции до сих пор ещё нет – она формируется, складывается, в том числе и ныне живущим поколением.

С праздником. Радуйтесь. Свет родился – Христос рождается!

ГРИГОРИЙ СПИЧАК.

Комментарии (0)


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих