Рубрики
Свет без начала и конца
27 ноября празднуется день памяти святого Григория Паламы. Он годился в отцы (а может и в деды) нашему святителю Стефану. Так память о ком мы празднуем?
Тот Свет – это что? Выдумка? Или всё-таки не выдумка? Ну, например, когда вы спите, у вас закрыты глаза, часто вокруг кромешная тьма, а вы видите сон... Как же вы видите свет? Хорошо. Вы, предположим, не спите – вы закрыли глаза, и даже более того – они у вас завязаны, и вы видите (вспоминаете образы, цифры, музыку – то есть порядок звучания)... Что это такое? Видеть же можно только то, что отражает свет. А это какой-то другой – Тот Свет. Или и это ещё не Тот?
Верно. Это ещё не Тот. Хотя в некоторых случаях и вполне здоровый человек в определенных состояниях может отличить или почувствовать – вот просто какой-то не Тот свет (и не этот, кстати), а вот Тот! Ещё не чокнулись?..
На что, на какой экран воспроизводится свет, образы, действия людей и существ во снах и в памяти или в фантазиях (часто таких, каких вы в этой жизни не видели)? На стенку черепа что ли? Ведь там, в «холодце» мозга ни экранов, ни проекторов, ни флэшек...» Не морочь голову. Просто мы ничего не знаем про мозг, – скажет мне обыватель. Нет. Это вы морочите сами себе голову, потому что считаете достаточными ответы: «Мы не знаем». Это же смешно и гениально. Мы не знаем и отстань.
Свет без света
Свет без света в нашем смысле слова – что это? И только ли один тип света там, за границей этого света?
Что мы знаем об этом из истории? Где бывало такое? Об этом свечении там, где его быть не может, мы читаем в Евангелии, в Ветхом Завете, в сказках и в преданиях, в простых историях о слепых, которые «далеко видели и знали наперед». Именно – видели...
Короче говоря – есть другой Свет, другие Светы, а не только Тот Свет и Этот.
Физики расскажут, конечно, и про мерцание фосфора, и про реликтовое излучение. Много что могут рассказать космонавты, но им почему-то не дают. О полете – пожалуйста. О том, что видел Землю – пожалуйста. А о том, что видел ещё – нет, не надо. И даже на закрытых конференциях могут прервать, как прервали выступление космонавта Сергея Кричевского на конференции в Новороссийске в 1998-м году.
И вот о природе света говорят с давних времен и по сегодняшний день. Однако свет, Тот Свет и другие Светы – их понимание и не понимание – это вопрос правильности или неправильности понимания человеком себя в духовном мире. Это вопрос контакта человека с Богом (или не с Богом, а с какими-то другими сущностями). То есть вопрос – СТРАТЕГИИ ДУХОВНОЙ ЭВОЛЮЦИИ человека и его СПАСЕНИЯ.
Трактат о Фаворском свете
О Фаворском свете слышали все христиане. Каким светом озарился Христос в ночи, что на него не могли смотреть – настолько он был бел и настолько в нем был другой Свет, что видны были рядом стоящие Моисей и Илья. Кстати, когда Моисей вернулся с горы Синай со скрижалями Завета, то одежды его тоже сверкали неизвестным светом неизвестной силы. Вот на примере этой Божественной (т.е. ПРАВИЛЬНОЙ) природы Света в XIV веке богослов Григорий Палама не просто написал богословский труд, но и смог защитить его от нападок умников того времени, причем не просто умников, а достаточно убедительных богословов и монахов, которые ссылались на другие практики, т.е. на конкретный опыт. А потому колебания в принятии и непринятии «Трактата о Фаворском свете» были почти двадцать лет то в одну, то в другую сторону. (Для примера – это как ересь Ария и борьба с ним на Первом Вселенском Соборе Николаем Чудотворцем).
Почему доктрина была столь важна? Потому что от понимания природы Фаворского света зависело духовное здоровье миллиарда христиан. Зависело правильное понимание молитвы как диалога с Богом, и даже понимание и отношение к снам, к привидениям, к скорости роста в духовной жизни монаха. Из-за поспешности многие ведь гибли. Путь усеян ведь в том числе и тысячами искривлений в духовной практике.
Давайте по-простому сравним это с практикой в спорте. Представьте себе, что тысячи спортсменов калечатся, а не приобретают здоровье из-за неправильных нагрузок, неправильных пониманий ценностей цели и неправильного понимания воли, характера, предрасположенности и здоровья вообще. Любой тренер подтвердит – подходы могут быть очень разными. Горе-тренеру, вырастившему пять мастеров, но угробившему 20 тех, кто мастером не стал, но мог бы быть вполне себе здоровым и жизнерадостным кандидатом в мастера спорта. Правда? А за тысячу лет?
Вечная энергия Жизни
Так вот – Григорий Палама – человек, создавший фундаментальный труд в понимании природы Божественного света. Не теорию, а живую методологическую практику в том числе. Чтоб не сходили с ума, чтоб не путали бесов с ангелами, чтоб спешили не спеша, чтобы понимал человек степень величия Бога в том, что вместе с известными источниками света есть Нетварный, то есть вообще не сотворенный, а вечный Свет с его энергией Жизни изначально. Бог и есть. Троица и есть. (Интересный момент – 14 веков спустя в Советском Союзе один физик, лауреат нескольких сталинских и государственных премий, член-корреспондент Академии наук Борис Раушенбах стал верующим примерно по той же причине – он обнаружил Троичность природы света и вообще структур Вселенной с Неиссякаемым Источником в основе).
В 1368 году Григорий Палама был признан на одном из Соборов святым. К тому времени он уже умер. За 20-30 лет его тонкое и сложное учение пришло в другие православные земли. В 1386-м году на землю Коми пришел святитель Стефан Пермский, уже знающий учение о Фаворском свете (в Троицкой лавре Сергий Радонежский уже вел службы с более глубинными пониманиями природы источника Любви и рождения Слова). Великий Стефан Пермский потому и великий, что теоретическую доктрину он воплотил в Анбуре – в просвещении язычников через понимание тайн звучания Любви Божией через их же слово, их речь, их теперь по-другому услышанную Суть отражения в Боге.
Да – это было по силе тогда очень небольшой группе населения. Не столько умом, сколько по наитию. Но животворящее Слово оказалось принятым.
...Стою вот на ВДНХ перед стендом развития письменности на территории России. Гигантская карта развития православия. И вдруг в нарисованном длиннющем стволе развития вижу отросток на самых начальных этапах. Читаю: «Азбука Анбур, созданная святителем Стефаном для просвещения зырян». Чудо, состоявшееся на триста-четыреста лет раньше, чем у многих других народов.
27 ноября (а так же и в дни Великого Поста) празднуется день памяти святого Григория Паламы. Он годился в отцы (а может и в деды) нашему святителю Стефану. Конечно, без его учения и Стефан был бы другой, и путь православной цивилизации (история нашего края) была бы другая. Кто знает какая? Никто. Но знаю точно – света и любви было бы меньше.
...Вы простите меня. Пытался просто о сложном, но вот, может, сложно у меня всё-таки получилось. Это все от неуми моей – не хватает знаний. Света не хватает. Не о том мы думали и не тем вещам в жизни уделяли лишнее и ненужное внимание. Но лучше вспомнить, чем продолжать идти не за тем светом. И поблагодарить великих святителей – Григория Паламу, Сергия Радонежского, Стефана Пермского.
Для остального – гугл в помощь. И как всегда – будьте осторожны. Не всяк свет – тот, что нужно. И не всегда тот, что от Бога.
ГРИГОРИЙ СПИЧАК.