Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Главная Общество Притяжение земли

Притяжение земли

16 июля 2015

В аграрной отрасли Александр Туркин трудится 26 лет. Вернулся в родную деревню Гажакерес он с супругой, когда ему было 30 лет и уже пятеро детей…

ДЕРЕВНЯ БЕЗ БОРЩЕВИКА

Как-то в разговоре с фермером Александром Туркиным он упомянул, что в его родной деревне не просто очень красиво, а нет борщевика. «Когда я вернулся в Гажакерес и начал стоиться, то борщевик был с меня ростом и всюду – вокруг деревни и даже в лесу, - сказал Александр Иванович. – Потом я завел скот, стал косить и косить. И другие жители тоже стали постоянно скашивать борщевик, не давая ему разрастаться. Теперь в деревне нет борщевика».

Честно говоря, я тогда очень усомнилась в этом, ведь Коквицкая «гора», на территории которой расположена в числе 13 населенных пунктов и деревня Гажакерес, борщевик Сосновского (по официальным данным) распространен более чем на 350 гектарах, в том числе и на землях сельскохозяйственного назначения.

Для того, чтобы развеять сомнения, мы уговорили начальника Усть-Вымского отдела сельского хозяйства и продовольствия Минсельхозпрода РК Александра Недбальского съездить на Коквицкую «гору» - в круговую, это 120 км в одну сторону. И всюду по дороге на обочинах и чуть поодаль наблюдали, как жирует и расцветает борщевик.

- Вот смотрите, частники сажают картофельные поля, а между ними межа – и там борщевик. И никто не хочет его убрать, то есть скосить. Как и за оградами своих усадьб, между заборами домов в иных местах этот «сорняк» стоит стеной, - говорит Александр Владимирович, указывая на пышно растущие заросли борщевика. – Если не будет фермеров, которые держат скот и скашивают достаточно большие площади, то все кругом зарастет борщевиком. Вот овцы фермера Ивана Мораря подъели борщевик, и меньше его стало при въезде в Айкино. В Усть-Выми благодаря фермеру Набиеву, который перепахал поля возле фермы, тоже борщевика стало меньше – уже нет таких буйных зарослей…

И вот мы уже в деревне Гажакерес, и фермер показывает нам свое хозяйство – ферму на 35 голов, большое овощехранилище на 80 тонн, пилораму, технику… Проходим мимо картофельных полей (клубнеплод фермер сажает на 4 гектарах, 1 га находится «под парами»). И, правда, чудо – деревня и окрестности чисты! Нигде нет борщевика! «Коровы его хорошо подъедают», - поясняет Александр Иванович.

РОДОМ ИЗ КРЕСТЬЯН

Александр – второй ребенок и единственный сын из шести детей в семье Туркиных из Гажакереса. Отец, Иван Александрович, и мать, Антонина Мисаиловна - коренные коми, местные люди - трудились, не покладая рук, в общественном сельском хозяйстве, держали скот и подсобное хозяйство дома. Саша, еще учась в школе, летом в течение пяти лет работал пастухом, а в школу, как и все гажакересские дети, ходил через лес и поля по протоптанной тропочке пешком 4 км туда и обратно. Как и все деревенские ребята, он рано научился работать, любил технику и животных.

После учебы в СПТУ в Выльгорте, где юноша получил специальность механика, Александр устроился водителем в Усть-Вымское межрайонное объединение «Сельхозтехника» в Черном Яре. Там он женился на Валентине Малафеевой, которая родом из Айкино, народились дети – все девчонки… Вначале семья жила в квартире, потом в небольшом доме. Все было как у людей. И вдруг - в 1989 году – глава семейства решил вернуться в родную деревню, начал строиться, а проработав три года оператором по откорму молодняка в совхозе «Коквицкий», решил заняться фермерством, назвав свое К(Ф)Х «Трунда». Может, всё это было неслучайно? Притяжение земли – великая сила…

- Он часто спрашивал у меня: «Если ты приедешь в деревню, то где дом поставишь?», - говорит Лиза Тырина, его сестра. – Я отвечала, что в деревню не поеду. А он поехал и стал поднимать 2-этажный дом на конце деревни (родительский дом в начале деревни). Когда он строился, то спал по 3-4 часа в сутки, а то и просто было прикорнет и снова – работает и работает. Он и отцу помогал летнюю кухню строить, когда еще в Черном Яре жил…

ДОБРОВОЛЬНАЯ КАТОРГА

Про таких людей, которые взвалили на себя воз, и тащат его, превозмогая себя, говорят – выбрали себе добровольную каторгу. В начале пути в качестве фермера у деревенского мужика была одна работа - от зари до зари и до седьмого пота. Начинал Александр Иванович с небольшого стада коров, покупал технику в кредит. «Из кредитов только полгода, как вылез, - говорит Александр Иванович и показывает первый трактор «Беларусь» 1993 года, который по перестроечным временам стоил 8 млн. рублей. Сейчас у него в хозяйстве помимо нескольких тракторов и прицепа чего только нет – картофелесажалка, косилка, грабли, пресс-подборщик… Практически все работы фермер выполняет на технике один.

- Еду на тракторе, поле большое, простор. Обернусь, гряды ровненькие – душа радуется, - говорит он. - А на сенокосе на заливных лугах – красота такая… Когда дети были помоложе и столько техники у меня не было, то я возил всех на сенокос на тракторе. На просторе у всех был отличный аппетит. А вечером возил молодежь на танцы, сам в тракторе посплю было чуть – и уже утро, снова надо косить…

Но не все было красиво и гладко на тернистой дороге фермера. Купил как-то Александр холодильную установку для охлаждения молока вместимостью 2 тонны. Стал принимать молоко у жителей своей деревни и других населенных пунктов Коквицкой «горы». «Три года я продыху не знал, «крутился», как мог, принимал молоко, сдавал на молокозавод, но… в конце концов продал установку», - с горечью констатировал он. Почему? Не все участники этого технологического процесса соблюдали правила игры, а монополист в лице молокозавода мог снизить жирность молока в одностороннем порядке. Так и закончились молочные реки… Теперь молоко он частично спаивает телятам, родственники берут – у взрослых дочерей свои семьи, летом – дачники. В более благоприятные времена фермер реализовывал молоко и скот в живом весе на республиканский рынок, сдавал на Айкинский молокозавод, пока тот не почил в бозе…

- Куда девать продукцию? Картошку уберу, в бурты засыплю – и голову ломаю, куда и кому реализовать? Настроение сразу падает. Коммерсанты выигрывают тендер, им и продаю по той цене, по которой берут, - говорит фермер. А в глазах – тоска… Ведь убирать картофель приезжают дочери и их семьи. У него был комбайн, но в дождь он пробуксовывает и тонет на полях, и после комбайна нужно перебирать клубни. Поэтому это, пожалуй, одна из сельскохозяйственных работ, которая выполняется всей большой семьей вручную.

ПОМОГ ДОЧЕРЯМ ПОДНЯТЬ ДОМА

В семье Туркиных семеро дочерей: старшей, Татьяне - 37 лет, младшей, Есении – 8 лет.

- Наш папа – человек большого сердца, он все делал для детей, хотя мы жили по-разному, иногда и трудно - кредиты надо было платить. Иногда неурожаи были, погода мешала сенокосу. Но мы никогда не голодали, родители старались одеть нас тепло и модно, - сказала дочь Алена Шашева, работающая в настоящее время в детском комбинате с. Айкино и проживающая с семьей в райцентре. (В этом же детсаде трудится и ее сестра Саша). – У нашей мамы великое терпение, все внуки, а их девять, летом в деревне, у родителей. Работы и забот хватает. Папа помог всем взрослым дочерям в строительстве своих домов, лес валил, привозил срубы, помогал поднимать дома…

- Папа у нас хороший, добрый, научил нас с детства работать – и коров доить, и лошадь запрягать, и на сенокосе работать, - добавила старшая дочь Татьяна, проживающая с семьей в деревне Семуково. – Папа как-то сказал, что он – деревенский мужик и не может сидеть в конторе…
Вот и ответ на вопрос – почему Александр Туркин стал фермером. На таких, как он, держится деревня, она жива благодаря их трудолюбию. И борщевика там нет…

И СРЕДИ ФЕРМЕРОВ ЕСТЬ ГЕРОИ ТРУДА!

Когда уже был написан материал о фермере, неожиданно выяснилось, что Александр Иванович за многолетний добросовестный труд не просто имеет многочисленные благодарности и почетные грамоты, в том числе и от Министерства сельского хозяйства РК, но и является заслуженным работником Республики Коми. Это звание ему было присвоено в 2004 году. Как говорится, знай наших!

КЛАВДИЯ ПАВЛОВА. 

Комментарии (0)


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих