Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Главная Общество Познаём родной край

Познаём родной край

29 декабря 2022

В Усть-Вымском районе состоялись три последние игры историко-краеведческой викторины «Сто вопросов об Усть-Вымском районе».

Команда СП «Илья-Шор» под названием «Ильин ручей» на игру приехала в библиотеку с.Айкино. В команду вошли ветераны посёлка – Надежда Александровна Игнатова, Зинаида Николаевна Михайлова и Зоя Владимировна Середюк, а также работник библиотеки Вера Николаевна Варламова и глава поселения Роман Степанович Тавровецкий.

Свадебный сарафан против нечистой силы

У народа коми считалось, что одежда, помимо своего прямого предназначения, обладает ещё и магической силой. Особое значение имела обрядовая одежда – прежде всего, женский свадебный наряд. Поэтому коми женщины никогда не выкидывали свой свадебный сарафан и надевали его, если в доме «заводилась» нечистая сила и её надо было изгнать.

Вопрос о свадебной одежде был первым из десяти вопросов викторины, заданных организаторами команде Илья-Шора. И с этим вопросом она легко справилась – уже с первых секунд обсуждения Надежда Игнатова произнесла правильный ответ и настояла на том, чтобы он был озвучен.

А вот со вторым вопросом – о веществе, которому многие народы, в том числе и коми, приписывали магические свойства, поэтому использовали его как оберег, привязывая к нательному кресту ребёнка, кладя под порог входной двери бани, справиться не удалось. Оказывается, этим веществом была ртуть, как её тогда называли – «жидкое серебро».

В раунде «Замечательные люди» были два вопроса: о Пантелеймоне Александровиче Образцове – уроженце с.Гам, детском поэте, писателе и музыканте; и Василии Питиримовиче Пономареве – ветеране Великой Отечественной войны, почётном гражданине с.Усть-Вымь и Усть-Вымского района, почётном геологе Республики Коми, открывшем на Среднем Тимане месторождение бокситовых руд. С этими вопросами команда справилась.

В раунде «Нотная грамота» вопрос был о музыкальном инструменте, который изначально был изобретён для того, чтобы отпугивать домашних животных, забредающих на посевы сельскохозяйственных культур. Этот музыкальный инструмент у коми называется «сярган» (у русских – трещотка). Звучание сяргана очень сильное, трескучее, что отпугивало скот, а также птиц с посевов. К сожалению, команда озвучила другой ответ.

Привычные нам колобки в Коми крае раньше пеклись в жестяных формочках из ячменной муки и назывались «кöвдум». Позднее из-за круглой формы эту выпечку стали называть колобок. На этом вопросе ильяшорцы заработали четыре очка.

«После Великой Отечественной войны на колхозных полях Коквицкой «горы» собирали камни, которые затем свозили на берег Вычегды, а оттуда на баржах поднимали в Сыктывкар. Как использовали эти камни в столице республики?» – такой видеовопрос задала знатокам заведующая Туискересским музеем Антонина Туркина. А для чего камни свозить в город? Конечно же, для строительства. Камнями, собранными на Коквицкой «горе», в Сыктывкаре вымостили несколько улиц. Правильный ответ принёс команде ещё пять очков. 

А вот на второй вопрос раунда «Фрагменты истории» ответить не удалось. В августе 1918 года в с.Усть-Вымь проходил зырянский педагогический съезд, на котором обсуждались три главных вопроса: создание коми художественной литературы, создание коми литературного языка и третий, который и надо было назвать – преподавание в школах первой ступени на родном языке. Команда была близка к ответу, но всё же ошиблась. А решение съезда было исполнено лишь в 1927 году, когда во всех школах первой ступени и семилетках Коми автономной области стали преподавать на коми языке.

Не удалось команде Илья-Шора назвать и растение, которое, по легенде, вместе с кедром и сосной было окроплено водой бессмертия, благодаря чему оно обрело свойство лечить людей от множества болезней. В переводе с латыни название этого растения означает «виноградная лоза с горы Ида». А растением этим, оказывается, является вкусная и полезная лесная ягода брусника.

Команда чуть-чуть не смогла дожать и последний видеовопрос, который задала заведующая Жешартской библиотекой Инна Мамай. В 1971 году Жешартский фанерный комбинат отметил своё 25-летие. В честь этой знаменательной даты и за производственные успехи предприятие было удостоено высокой награды Коми АССР. Какой?

На последний вопрос по правилам викторины должен был отвечать капитан команды. И в этот раз команда была близка к правильному ответу, но увы, не учла подвоха, предположив, что эта награда – орден Трудового Красного Знамени. Но орден – это государственная награда. Регионы такие награды не вручают. Завод в 1971 году был награждён Красным знаменем. Сейчас это знамя хранится в музее предприятия.

Наши земляки – прототипы
персонажей фильма «Девчата»

Команда СП «Межег» под названием «Радуга» была чисто женской. В неё вошли Екатерина Николаевна Рудакова (капитан команды), Надежда Владимировна Никонова, Галина Васильевна Дубовец, Валентина Михайловна Дмитриенко и Татьяна Семеновна Феофанова.

Рыбаки знают, что стерлядь – рыба пришлая. Проникла она в бассейн Вычегды через Екатерининский канал вместе с белоглазкой. Но если вторая была воспринята местными жителями как вполне нормальная рыба, так как была похожа на леща, то стерлядь вначале сочли «нечистой», поганой. Её всячески оскверняли, а затем с проклятиями и заговорами обратно бросали в воду. Кто местным рыбакам рассказал о том, что стерлядь вполне нормальная и даже очень вкусная рыба, история умалчивает: скорее всего купцы или об этом узнали сами коми крестьяне, ездившие на ярмарки, в том числе и на Нижегородскую. Но вскоре стерлядь полюбили и начали ловить, как и другую рыбу. Кроме того, вычегодская стерлядь оказалась более вкусной, чем волжская и её регулярно возили к царскому столу.

Вопросы про стерлядь и элемент коми орнамента – «шондi», который считался как светлый оберег, дающий жизнь, тепло и защиту, были первыми в числе десяти вопросов, заданных команде СП «Межег».

Также были вопросы про художника, который создал герб Усть-Вымского района. Им был Юрий Ильич Абанов – житель с.Айкино. Про талантливого актёра и режиссёра Василия Павловича Выборова, уроженца с.Усть-Вымь, погибшего в 1942 году на фронте. О хоре «Асыв» Айкинского дома культуры, которому в 1991 году было присвоено звание «народный».

В раунде «Вкусный вопрос» речь шла о куриных яйцах. У финно-угорских народов яйцо – это символ жизни, её возрождения, богатства и благополучия. Птица, внутри которого находится яйцо – это символ всего финно-угорского сообщества, до сих пор рассчитывающего на возрождение и процветание в современном мире.

Борис Васильевич Бедный, автор повести, по которому был снят любимый многими художественный фильм «Девчата», вдохновился на написание этого произведения в Усть-Вымском районе, когда работал техноруком в п.Чёрный Яр. Прототипы героев фильма – наши земляки, работавшие на лесозаготовках в середине прошлого века.

Был вопрос и про можжевельник. По мнению палеоботаников, это растение появилось на земле около 50 млн лет назад. Можжевельник широко использовался в быту для дезинфекции, защиты от нечистых сил, при проведении обрядов, в лечебных целях. Можжевельник чаще всего встречается в виде кустарника, но при определённых условиях может вырасти в небольшое дерево. Самый высокий можжевельник в Усть-Вымском районе растёт на Коквицкой «горе» – он достигает десяти метров.

Сьöм – это рыбья чешуя
и название денег

Последняя, одиннадцатая по счёту игра историко-краеведческой викторины «Сто вопросов об Усть-Вымском районе» состоялась в п.Мадмас. Команда «Мы из Мадмаса» состояла из Александра Васильевича Нейман (капитан), Нэли Сергеевны Дутэнко, Ларисы Владимировны Говоровой, Ларисы Семеновны Соколовой и Юрия Алексеевича Шигарева.

Для проведения игры в самом отдалённом посёлке района организаторам и экспертам пришлось переходить Вычегду по льду – из-за большой промоины в ледовом покрове на переправе «Межег-Мадмас» удалось организовать лишь пешеходный переход.

Как и в предыдущих играх, викторина в Мадмасе началась с двух вопросов раунда «Традиции и обычаи». В давние времена коми использовали пасы (определённые знаки) для отметки родовой собственности. Их ставили на предметы быта, постройки, а также сельскохозяйственный, охотничий и рыболовный инвентарь. Один из пасов был в виде рыбы. Рыба у коми считалась представителем нижнего мира, отвечающим за богатство и материальное благополучие. Рыбья чешуя была очень похожа на серебряные монеты того времени. До сих пор существует поверье, что если рыбью чешую собрать и хранить в мешочке, то в доме будет достаток. А название рыбьей чешуи (сь\м) в последующем у коми стало означать и деньги.

А как вы думаете – что делали коми с обветшавшей детской одеждой? Её никогда не выбрасывали и не отдавали посторонним людям. Считалось, что через одежду либо её фрагмент могут сглазить ребёнка, который когда-либо носил эту одежду. Поэтому детскую одежду вывешивали в сарае до полного истлевания либо стелили на полати в качестве постельного белья.

В раунде «Замечательные люди» вопросы были про Леонида Агеева и Александра Трибельгорн. Леонид Митрофанович уроженец с.Межег, народный мастер России, член Союза мастеров декоративно-прикладного искусства РК, лауреат премии Республики Коми им. С.И.Оверина в области народного и декоративно-прикладного искусства. Александр Александрович – уроженец п.Жешарт, талантливый актёр, народный артист России.

Был также вопрос о молодёжном фестивале «Вымские зори»: впервые он был проведён в селе Усть-Вымь 28 июня 2014 года. И вопрос о соли, которую коми народ наделял магической силой, которая могла быть направлена как на пользу, так и во вред человека.

Также надо было отгадать населённый пункт, название которого пошло от восклицаний «Ох, озёра! Ах, озёра!», но только на коми языке. Этот населённый пункт – деревня Оквад. До революции там проживали достаточно зажиточные крестьяне, многие из которых славились ещё и как мастера-ремесленники. И назвать первого заведующего Гамской второклассной школы, которая была открыта в с.Гам 28 октября 1901 года. Заведующим и законоучителем школы был священник Иван Степанович Покровский.

В раунде «Природа и фауна» был вопрос про лося – великана нашей тайги. Это животное – одно из почитаемых у северных народов, символ мощи, выносливости и достоинства. Чтобы добыть лося, следовало заручиться поддержкой лесных духов.

АЛЕКСАНДР ЛЮТОЕВ.

Комментарии (0)


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих