Рубрики
Почётный гражданин города
В нынешнем году отмечается 60-летие города Микунь. В связи с этим знаменательным событием хотелось бы рассказать о человеке, который внес немалый личный вклад в развитие города за совсем небольшой промежуток времени – о председателе Микуньского горисполкома с 1971-го по 1975 годы, Почетном гражданине города Микунь Евгении Алексееве.
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ родился 29 декабря 1934 года в селе Межог. Мать была коми, родом из Межога, а отец – русский, родом из села Ирта Ленского района Архангельской области. В селе Ирта он закончил семилетнюю школу, так как отца перевели туда. Одно из самых ранних его детских воспоминаний: работа с семи лет на полях и лугах местного колхоза имени Буденного. Дети во время войны и в первые послевоенные годы активно помогали взрослым, в частности, на сенокосе.
Затем учился в Яренской средней школе, где закончил 8 и 9 классы. В 1951-м поехал поступать в Микуньское железнодорожное училище на помощника машиниста паровоза. Тогда ему было 17 лет.
Как рассказывал Евгений Михайлович, железнодорожное училище – это важная веха на его жизненном пути. В училище он приобрел рабочую специальность и путевку в трудовую жизнь. Ему нравилась студенческая жизнь, потому что там происходило много интересного. Дни были насыщенны не только учебой, но и работой в мастерских, спортивными занятиями, а вечером была культурная программа. Студентов хорошо кормили и одевали, можно сказать, что они были на полном гособеспечении. В выходные дни подрабатывали ради того, чтобы иметь немного карманных денег, но приходилось тяжело трудиться, разгружать товарные вагоны.
В училище Евгений учился отлично и получил благодарность за отличную учебу по теоретическому и практическому обучению, за выполнение норм выработки внутреннего распорядка.
Когда он работал на практике в депо кочегаром паровоза, его и еще пять человек, по рекомендации начальника паровозного депо Микунь Владимира Дудченко, рекомендовали принять на работу в Микуньское депо после окончания учёбы. Задача кочегара – с помощью лопаты равномерно распределять уголь в топке, чтобы не было прогаров, иначе в котел поступит холодный воздух, и пара не будет. Работа не из легких, поэтому хороший кочегар ценился не меньше, чем умелый машинист.
Он сдал все экзамены и получил направление на работу в паровозное депо Микунь. Впервые он занял рабочее место в паровозе серии «Р», сделанном в Венгрии, зимой 1953 года. Очень хорошо запомнил день смерти Сталина, 5 марта: «Мы обедали в столовой, когда по радио сообщили эту новость. Все плакали, в том числе и я».
В 1954-м Евгения перевели на отечественный паровоз серии «Л» («Лебедь»). На нем он проработал помощником, а потом и машинистом до самого призыва в армию в 1955 году и после демобилизации вплоть до 1965 года, когда в Микуньское депо на смену старой технике пришли тепловозы.
КАЖДОГО ПРИЗЫВНИКА, конечно, волновал вопрос: в какие войска он попадет? Евгения всегда восхищали военные моряки, подтянутые, в наглаженной форме и бескозырках. Тогда в сухопутных войсках служили три года, а на флоте – пять лет. И он попал именно на флот, о чем, впрочем, никогда не жалел и даже гордился.
Сначала его команду привезли в Северодвинский учебный отряд, где будущие матросы прошли курс молодого бойца. Затем 1500 человек в трюме дизель-электрохода «Енисей» доставили на Новую Землю. Четырехдневное плавание в тесном и душном трюме без элементарных бытовых удобств оставило у Евгения неизгладимое впечатление...
21 мая 1956 года группа прибыла в Белужью губу, где находился штаб ядерного полигона №6 по испытанию атомного и водородного оружия. Алексеев и еще трое его однополчан попали в опытно-научную часть – в отдел, занимающийся измерениями параметров взрывной волны.
Все лето и начало первой армейской зимы новоселам пришлось провести в палатке, пока не построили теплую казарму. Старший матрос Алексеев вначале получал за свой армейский труд (подготовка оборудования и регулярные взрывы тротила) 40 рублей в месяц. А потом их руководитель сумел выбить для своих подчиненных мичманские должности – и они стали получать уже по 240 рублей. Часы можно было купить с одной зарплаты.
Однако деньгами плюсы военных, несущих службу на одном из самых секретных объектов страны, не ограничивались. Как с удовлетворением отметил Евгений Михайлович, за все время службы ему удалось побывать в отпуске три раза. Причем во время одного из кратковременных визитов на родину бравый моряк познакомился с 16-летней девушкой Ниной, с которой он и создал семью.
В 1958 году Алексеева наградили высшей государственной наградой СССР – орденом Ленина с формулировкой: «За отличное выполнение приказа командования».
Еще в 1957 году тогдашний Министр обороны, легендарный маршал Жуков, сократил срок службы военных моряков до четырех лет, поэтому Евгений вернулся домой на год раньше.
В 1966 ГОДУ машиниста Евгения Алексеева избирают депутатом Верховного Совета СССР – высшего законодательного органа страны. Он отлично помнит свой визит в Москву, встречу в Георгиевском зале Кремлевского дворца съездов с первым секретарем Коми обкома партии Иваном Морозовым, с которым впоследствии пришлось часто общаться по государственным делам.
В 1971-м Евгения Михайловича избрали председателем Микуньского городского исполнительного комитета. За четыре года, которые он возглавлял Микуньский горсовет, удалось сделать немало.
Было построено 25 километров дорог, 15 из которых были заасфальтированы. Когда Иван Павлович Морозов и председатель Совета Министров Коми АССР Павел Александрович Безносов приехали их принимать, Е.Алексеев специально повез их на улицу Гоголя, где раньше слой грязи достигал одного метра. Руководство республики успехами очень впечатлилось.
А еще он гордится сетью дренажных канав протяженностью несколько десятков километров, которые по призыву горисполкома прорыли вручную сами горожане на субботниках и воскресниках. Все это позволило осушить улицы Микуни, не имевшие ливневой канализации.
В 1975 году Коми обком КПСС направляет уже прекрасно зарекомендовавшего себя Алексеева руководить только что созданным Вуктыльским районом – на должность председателя райисполкома. За три с половиной года на том посту Евгений Михайлович также проявил себя с самой лучшей стороны. А потом Е. Алексеева пригласили на должность заместителя по жилищно-коммунальному хозяйству Ухтинского горисполкома. При Алексееве в Ухте был введен в строй новый водозабор Пожняель и построена центральная водогрейная котельная, созданы «Ухтинские теплосети».
В 1990-м Евгений Михайлович вышел на пенсию, но отдыхал недолго: в том же году возглавил вновь образованный «Горзеленхоз». За 17,5 лет на этом посту он сумел буквально преобразить Ухту. И совсем неслучайно в 2000 году ухтинский «Горзеленхоз» на всероссийском конкурсе занял первое место в номинации «Самое эффективно работающее в новых экономических условиях предприятие».
Как сказал Евгений Михайлович: «Я всегда стремился жить и работать для людей. И мне не стыдно сегодня смотреть им в глаза».
В 2014 году за большие заслуги в развитии города Микунь Евгений Михайлович Алексеев был удостоен звания «Почетный гражданин города Микунь», также он является Почетным гражданином города Ухты.
КСЕНИЯ ВАСИЛЬЕВА,
зав. музеем истории г.Микунь.