Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Главная Общество По следам художника

По следам художника

26 октября 2021

В судьбе России ХХ век был отмечен множеством трагических событий: войнами, революциями, голодом, разрухой…

Дорогой суровых испытаний

В череде нескончаемого ужаса особое место занимают массовые репрессии, проводившиеся в СССР в 1930-1940-е годы, когда без должного следствия и суда были расстреляны десятки тысяч советских граждан – учителей, врачей, учёных, военнослужащих, рядовых жителей городов и сёл. Ещё большее их количество было помещено в лагеря ГУЛАГа, сослано в самые отдалённые и часто малопригодные для жизни места нашей необъятной страны. Среди граждан, попавших в беспощадные жернова репрессивного аппарата оказался и Борис Александрович Старчиков.

«Родился он в 1921 году в Москве, на Никитском бульваре, в старинном восьмиколонном ампирном доме начала XIX века, построенном знаменитым архитектором Жилярди и принадлежавшем семье известного декабриста М.С.Лунина, – пишет в своих воспоминаниях его супруга Майя Норкина. – Правда, в конце Гражданской войны великолепный дворянский особняк с просторными залами превратился в разгороженную на множество комнатушек коммунальную квартиру, но всё ещё сохранял внешнюю импозантность».

Семья Старчиковых – театральная, актерская семья с широкими культурными интересами. Мальчика с детства привлекали театр, музыка, изобразительное искусство, и во всех этих областях он обнаруживал незаурядные способности.

Окончив школу в 1939 году, Борис Александрович год занимался в студии самодеятельных художников при МОСХе, готовился поступить в художественный институт, но, случайно увидев объявление об актерском конкурсе в театре Красной армии, решил принять в нем участие... и прошел. Однако ему предстоял призыв на действительную службу в армию. На втором году службы внезапно был отозван из дивизии в театр Красной армии, где тогда организовалась актерская команда, куда и был зачислен.

Но у Бориса Александровича оставалась тяга к изобразительному искусству, и в свободное от репетиций и спектаклей время он помогал главному художнику театра Н.А.Шифрину в оформлении декораций для спектаклей, однако путь к осуществлению мечты стать художником оказался долгим и трудным.

В начале Великой Отечественной войны Борис Старчиков попал на Украинский фронт, где служил санитаром, а к концу войны – художественным руководителем ансамбля школы младшего комсостава.

Конец войны застал Бориса Александровича в Польше. Там, по доносу, он был арестован и осуждён по статье 58-10 на восемь лет лагерей за хранение антисоветской литературы.

Отбывал срок наказания в Севжелдорлаге Коми АССР. Работал художником – писал лозунги, копии известных картин, пейзажей, портретов… В рабочем поселке Микунь (городом он стал позже) принимал участие в оформлении строящегося дома культуры, где создал множество лепнин и барельефов, которые и сейчас украшают этот храм культуры.

После освобождения в 1953 году с поражением в правах (ему нельзя было проживать в Москве и Ленинграде), Борис Александрович переехал к своей супруге – Майе Николаевне, в поселок Волосово Ленинградской области. Устроился работать учителем рисования в школе, руководил самодеятельностью в клубе известкового завода. Но надо было учиться, и супруги выбрали Казань, где было старейшее художественное училище, в котором учился и в 1920-е годы преподавал всемирно известный художник Николай Иванович Фешин, творчество которого оказало впоследствии большое влияние на Бориса Старчикова.

 

След на коми земле

В рамках реализации исследовательского проекта по продвижению именной библиотеки «След на коми земле» группа работников учреждений культуры города Микунь решила посетить город Казань, побывать в местах, где в своё время работал Борис Старчиков, оставив о себе самые добрые воспоминания и творческое наследие.

В состав делегации вошли представители трёх учреждений культуры: от Микуньской библиотеки, которая носит имя Б.А.Старчикова и продолжает мемориальную работу, – заведующая  Надежда Соловьева, библиограф Ольга Галанцева и заведующая детским отделом Надежда Данилова; от  Усть-Вымского межпоселенческого музейного объединения (Музей истории г.Микунь), где хранятся работы художника и фотографии из семейного архива, переданные в дар его женой в начале 2000-х годов, – заведующая Ксения Васильева; от Микуньского городского дома культуры, который является настоящим памятником творчества Старчикова с его лепниной и барельефами, – директор Оксана Денисова и художник-декоратор Алла Компаниец. Мы побеседовали с участниками делегации.

«Именно в Казани, после реабилитации, Борис Александрович, окончив художественное училище имени Н.И.Фешина, состоялся как художник, – рассказывает о поездке Надежда Соловьева. – Он десять лет проработал художественным редактором сатирического журнала «Чаян», объединив вокруг себя лучших художников-карикатуристов. В том, что авторитет казанской сатирической школы в шестидесятые годы так значительно вырос, была немалая заслуга яркого, самобытного художника Бориса Старчикова. Он отлично улавливал прогрессивные художественные тенденции и развивал их на страницах «Чаяна».

В 1996 году в журнале «Казань» была опубликована его автобиографическая повесть «После победы». Достигнув расцвета своего творчества, уже работая в Москве и завоевав международное признание, заслуженный художник РСФСР Борис Старчиков в своем завещании изложил последнюю волю – похоронить его в Казани рядом с могилой матери.

Все это и легло в основу программы пребывания делегации в Казани. Предварительно, установив связи со всеми заинтересованными структурами, были подготовлены встречи, которые стали интересны обеим сторонам.

В Татарстане все средства массовой информации, печатные издания, республиканская типография входят в состав холдинга АО «ТАТМЕДИА», в том числе и редакции журналов «Чаян» и «Казань», поэтому и встречи начались в этих редакциях.

«Главный редактор журнала сатиры и юмора «Чаян» Рафаэль Халилуллов, – продолжила Надежда Соловьева, – познакомил с историей одного из старейших журналов России (выходит с 1923 года), показал первые выпуски журнала, написанные от руки, а также выпуски, где представлены рисунки Бориса Старчикова (с 1959 по 1969 годы)».

«Настоящим подарком для нас, – подключилась к разговору Оксана Денисова, –  стала встреча с главным редактором журнала «Казань» Альбиной Абсалямовой. Журнал «Казань» – журнал интеллигенции Татарстана. Неудивительно, что сама Альбина Булатовна – поэтесса. Она с удовольствием поделилась своим творчеством, прочитав свои новые стихотворения, наполненные любовью к Татарстану и его народу».

Здесь же Микуньской библиотеке был передан в дар журнал «Казань» №1-2 1996 года издания. Именно в этом журнале впервые и единственный раз была напечатана повесть Б.А.Старчикова «После Победы». Более того, было рассмотрено предложение и об издании повести отдельной книгой.

Непредвиденной оказалась встреча с генеральным директором АО «ТАТМЕДИА» – Шамилем Садыковым. Молодой современный, креативный руководитель, показав все гостеприимство татарского народа, проявил неподдельный интерес к визиту делегации и творчеству Старчикова. Итогом этой встречи было поручение подготовить выставку работ художника, сначала представить её в здании холдинга, а затем привезти выставку в Микунь. Он же поддержал предложение о выпуске книги Б.А.Старчикова.

Затем делегация посетила кладбище, где в могиле матери был погребен прах художника, перевезенный из Москвы в 1999 году.

Алла Компаниец рассказала о посещении художественного училища: «С трепетом мы вошли в здание художественного училища им. Н.И.Фешина, одного из старейших художественных училищ страны. Школа этого училища воспитала не одно поколение выдающихся художников. Старинное, красивейшее здание сейчас переживает реставрацию в рамках национального проекта «Культура», но нам довелось пройти теми коридорами, где ходил Борис Александрович».

Завершилась «старчиковская» тема посещением Национального музея Татарстана, в фондах которого имеется шесть картин художника.

У всех участников поездки Казань оставила неизгладимый след. Ксения Васильева подвела итог разговора: «Старина и современность, а в старине русское и татарское, православное и мусульманское, настолько гармонично сочетаются, что так и хочется сказать: «Казань – эталон толерантности». Это чувствовалось и во взаимоотношениях людей.

Всего два дня в Казани, а впечатлений на несколько лет вперед. Мы посетили Раифский монастырь и остров-град «Свияжск», Казанский кремль с его святынями и Храм всех религий, старотатарскую деревню с первыми каменными мечетями и новотатарскую деревню с городом мастеров, Дворец земледельцев (Министерство сельского хозяйства Татарстана) и Центр семьи «Казан». У нас появилось много друзей и единомышленников на татарской земле по сохранению памяти о Борисе Александровиче Старчикове».

К печати подготовил
АЛЕКСАНДР ЛЮТОЕВ.

Комментарии (0)


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих