Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Главная Общество Память сердца

Память сердца

16 июня 2020

Удивительно, но наше маленькое человеческое сердце способно вместить в себя весь окружающий мир, открытый нам с детства, с его многоцветными красками, звуками… Оно способно сохранить все наши чувства, которые нам дано испытать с первого шага и до последнего вздоха.

Не зря говорится: всё плохое забывается, а хорошее, светлое, доброе остаётся в нашем сердце навсегда. Родина… Что может быть дороже тебя на этом свете? Родные люди… Кто может быть ближе и милее вас, подаривших нам ценой своей собственной жизни весь этот мир?
Память сердца открывает двери и снова воскресает светлый образ отца, сильного, красивого, мудрого, бесконечно любимого нами. У каждого человека своя судьба, чем-то, может, схожая с другими и всё же неповторимая.
 

Родовые корни отца

Мой отец – Мисаил Васильевич Матвеев, родился в селе Семуково 19 марта 1929 года. Здесь, на этой священной для нас земле, находятся прочные корни древнего ветвистого родового древа Семуковых, Матвеевых, уходящие далеко вглубь веков. Здесь жили наши деды и прадеды.

Мама отца, Мария Николаевна, родилась в 1892 году, выросла в простой крестьянской семье Николая Спиридоновича и Евдокии Алексеевны Семуковых, богатой разве что своею вековой крестьянской мудростью. Кроме нашей бабушки Марии в семье прадеда выросли ещё две дочери – Юлия и Глафира, да сын Василий. Простая крестьянка, привыкшая с детства к тяжелому деревенскому труду, Мария умело справлялась с любой работой: пахала, сеяла, стога метала, лес валила, дрова рубила, по дому управлялась.

Мария Николаевна обладала удивительными качествами: терпением, трудолюбием, порядочностью. Много лет проработала она бригадиром овощеводства в колхозе «Имени Ильича». Рано осталась вдовой, одна в военное лихолетье подняла на ноги пятерых замечательных сыновей и дочерей.

Её муж, наш дедушка – Василий Иванович, родился в 1888 году, в крестьянской семье Ивана Моисеевича Матвеева и его жены Анны. Кроме него и сестры Анастасии, были в семье Матвеевых и другие дети, но они умерли еще в детстве. Василий Иванович унаследовал от своего отца особый крутой нрав, был человеком сильной воли, отчаянным, целеустремленным. Любой труд был ему по плечу. Работал ямщиком на Удорском тракте, руководил бригадой сплавщиков в Ероздино. Всегда вдали от дома, всегда в пути. Ему, главе большого семейства, особо выбирать не приходилось, он брался за любое дело, чтобы только прокормить семью.

В годы Первой мировой войны его призвали на фронт. В одном из жестоких боёв он попал в плен, пытался бежать, за что был жестоко избит и в течение суток провисел на дыбе вниз головой. Четыре года он находился в германском плену, немецким научился владеть так же свободно, как своим родным – коми языком. А бабушка, не имея никаких известий, ждала его все четыре года и дождалась. После возвращения на родину Василий Иванович вновь уходит работать на сплав. С одним багром в руках он переходил по сплавляемому лесу с одного берега широкой, полноводной реки Вычегды на другой. Но годы, проведенные в плену, дали о себе знать. Мой дед, Василий Иванович Матвеев умер, когда ему исполнилось всего 53 года, накануне Великой Отечественной войны – 31 мая 1941-го. Его очень волновали отношения России и Германии. Слушая вести, которые сельчане получали по радио, он задумчиво молчал. А как-то раз не выдержал и открыл свои тревожные мысли родным: «По всему видать, быть войне, Гитлер не будет соблюдать заключенный договор о мире». Так оно и случилось.  

Суровые годы войны

Моему отцу, Мисаилу Васильевичу Матвееву, было 12 лет, когда началась страшная кровопролитная Великая Отечественная война. Все тяготы военного лихолетья ему пришлось испытать сполна. После учебы в школе дети шли на колхозные поля убирать урожай. Летом трудились на сенокосе от зари до зари, наравне со взрослыми. Выполняли любую работу: таскали, возили копны, сгребали, подавали сено стоговальщикам.

«Всё лето, – вспоминал отец, – я работал на конной косилке, ноги до рычага не доставали, так, стоя на полусогнутых, и косил я целыми днями». Какую только работу не пришлось выполнять детям войны. Голодные, босые, в ветхой одежде в любую погоду они своим трудом вместе со взрослыми, выбиваясь из последних сил, приближали Победу. Спастись от голода их многодетной семье помогла Гöрдань, коровушка-кормилица.

«Если бы не она, неизвестно, как бы мы выжили, – говорил отец. – Однажды мать послала меня в Айкино на рынок, налила в большой бидон молоко, чтобы поменять на зерно. Я сел на пароход и вдруг увидел на колесе внизу маленький кусочек хлеба, видимо кто-то уронил и не осмелился спуститься, а это и правда, было опасно. Голодный, недолго думая, я решился на отчаянный поступок и сумел достать этот крошечный кусочек.

Добравшись до другого берега, вышел на пристани, поднялся в гору и встал на рынке. Ко мне подошел мужчина и говорит: «Пойдём со мной, сынок, я тут недалеко живу с товарищами, вон в той будке. Я возьму твоё молоко и насыплю тебе зерна». И мы пошли. По дороге он всё меня расспрашивал, откуда, мол, чей буду? Я и рассказал, что мать нас одна пятерых поднимает, что есть у меня старший брат Алексей, сёстры Александра с Анфисой, да ещё младшенькая сестрёнка Анютка, а отец наш ещё до войны умер… А он и говорит: «Знаешь, у меня ведь вся семья в Ленинграде погибла. Был такой же, как ты, сын… А теперь никого…»

«Э, да ты, парень, наверное, голодный? – спросил он меня, как только мы перешагнули через порог его жилища. Я промолчал. – А ну-ка, давай садись-ка за стол, вот тебе каша, ешь, не стесняйся, а я сейчас схожу к своим товарищам, найдём для тебя ещё что-нибудь». И вышел. Я, конечно, тут же стал уплетать за обе щеки. Целая тарелка рисовой каши! Да ещё и с маслом! Когда такое было-то?!

Через какое-то время мужчина вернулся с товарищами, насыпали мне целый бидон зерна. Я ошалел от радости, не знал, как и благодарить. Прощаясь, он посмотрел на меня с такою болью в глазах и говорит: «А ты, парень, знаешь, спроси у своей матери, может, отпустит она тебя со мной? Ей, я думаю несладко, вон вас сколько… Стану тебе вместо отца, вот окончится война, поедем в Ленинград, дам тебе хорошее образование... – Я пожал плечами: «Хорошо, спрошу». – А я буду ждать тебя в течение трёх суток, а потом мне нужно будет уехать…» На том и расстались.

К вечеру радостный я возвратился домой, высыпал всё, что мне положили. Мама так и ахнула: «Ты где ж, сынок, взял столько зерна? Неужто своровал?» Тут-то я и рассказал ей всё, глупый мальчишка. А она в слёзы: «Даже, говорит, и думать забудь! Да чтобы я родного сына отдала! Да что же это такое?!» Вот таким оно было, моё военное детство…»

Юность и взросление

В 1943 году, после окончания Туискересской школы, (а учился мой отец очень хорошо, неспроста его называли лучшим математиком в школе), поступил в Сыктывкарское медицинское училище. «В общежитии, где жили студенты, было так холодно, что даже вода замерзала в ведре. После учебы надо было идти заготавливать дрова, пилить, колоть, поленья складывать в поленницу. Кое-как одетый, обутый, голодный, без всякой надежды на чью-то помощь, я держался из последних сил, сколько мог, и не выдержал, – с горечью вспоминал отец об этом времени. – От голода я стал падать в обморок, от своей мечты пришлось отказаться и вернуться домой».

Сразу же после возвращения в родное село, отец устроился работать в избу-читальню – так прежде называлась сельская библиотека. Собрал вокруг себя молодежь, устраивали вечера чтения, ставили спектакли. В 1948 году его призвали в ряды Советской армии. По 1952 год он служил на Северном флоте. После службы в звании старшего сержанта морской авиации вернулся домой, к матери.

Бравый моряк, в красивой морской форме, со значками отличника боевой и политической подготовки, он сразу привлёк к себе внимание сельчан. Зная его организаторские способности, отца вскоре избрали председателем сельпо. Молодежи в селе было много, а на лето в отпуск приезжала и та молодежь, которая работала в других населённых пунктах республики.

Отцу еще со школы нравилась сестра друга – Антонина Матвеева. Самостоятельная, серьезная, симпатичная, волосы кудрявые, всегда красиво уложенные, аккуратная, собранная. Она тогда уже работала на железной дроге, на станции Пилес. Антонине тоже нравился этот привлекательный, сильный, уверенный в себе молодой человек, к тому же трудолюбивый, свой, сельский, да только виду она никакого не подавала.

И вот в один из её приездов домой отец пришел к ней свататься. Так тогда было принято на селе. 10 января 1954 года они сыграли свадьбу. Гостей было много: пришли не только родные и близкие, но и соседи. Свадьба была большая, так как женились сразу две пары, папа с мамой и двоюродный брат отца мамы – Анатолий с Ниной. Так что гуляли всем селом. Видно, от чистого сердца родные и близкие желали молодым счастья и долголетия в супружеской жизни. Обе пары прожили долгую совместную жизнь.

Родословная мамы

Моя мама, Антонина Васильевна, родилась в селе Семуково 25 января 1931 года в семье учителя. Её отец, Василий Иванович Матвеев (1902 года рождения) вырос в семье знатных бондарей. Надо отметить, что как по материнской линии, так и по отцовской оба деда Матвеевы Василии Ивановичи, так уж распорядилась судьба! Происходили они из разных родов. По отцу мой дед из рода Моисея (Мöсь рöд). По матери – из рода Саввы (Сав рöд).

Семья Ивана Ивановича Матвеева и его жены Анны была дружная, работящая. По тем временам небольшая: два сына, Василий и Михаил, да дочь Антонина. Дед был старшим в семье, видно поэтому умел делать всю мужскую работу, а кроме того любил помогать своей матери готовить, умел и колобки с шанежками да пирогами печь, и пиво варить. Рос он шустрым и смышленым. Очень хорошо учился в школе, мечтал получить высшее образование. И свою мечту сумел воплотить в жизнь. Отслужив в армии, уже будучи семейным и имея двоих детей, в 1934 году он поступил в Коми педагогический институт на литературно-лингвистический факультет. Успешно закончив его в 1939 году, был направлен в село Глотово Удорского района учителем коми языка и литературы. Вскоре он вместе с семьей перебрался в назначенное место. Жили на квартире у местных хозяев. Через год Василия Ивановича назначили директором школы.

В семье было уже четверо детей, когда грянула Великая Отечественная война. И 4 апреля 1942 года, а этот день был днём рождения моего дедушки, его призвали на фронт. Воевал он на Карельском фронте, был младшим лейтенантом, имел боевые награды: орден Красной Звезды, орден Отечественной войны I степени, медаль «За боевые заслуги», медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг». Вернулся с войны в июле 1945 года.

Время было послевоенное, трудное, педагогов с высшим образованием не хватало. Не смотрели тогда на семейное положение. Куда партия прикажет, туда коммунисты и шли. Назначили деда инспектором РОНО (районного отдела народного образования) где он проработал до 2 марта 1948 года. А семья осталась в с.Семуково: там свой дом, свое хозяйство. Дед просил перевести его поближе к семье так-как жена ждала ребенка, но его назначают директором Железнодорожного училища в г.Микунь, а затем назначают директором Заводской неполной средней школы в п.Жешарт. Но, в конце концов, вняли его просьбам и в сентябре 1951 года его назначили директором Туискересской школы. Теперь он был намного ближе к дому, ведь в семье родился и подрастал ещё один сын – Геннадий. В должности директора Туискересской школы он проработал до самой смерти. Умер наш дед в больнице с.Айкино зимой 1957 года, а было ему всего лишь 54 года.

Весной того же года мой отец потерял свою маму, Марию Николаевну Матвееву, а ведь и ей было всего 63. Сколько тяжкого труда, лишений выпало на их долю, а сердца их оставалось таким же чуткими, щедрыми на добро, отзывчивыми и нежными. «Чуть мама поднимет на меня голос, – вспоминал отец, – а у бабушки уже слёзы на глазах». И дед, и бабушка успели ещё понянчиться со мной. Но я была ещё совсем маленькой, когда они ушли из жизни. Как жаль, что я их не помню, знаю лишь по рассказам да фотографиям.

Великим жизнелюбом, говорят, был мой дедушка: «Я, мол, до ста лет жить буду!» Только вот обернулось всё иначе. Всю войну и в послевоенное время он поддерживал связь со своим боевым другом Лебединским И.И., родом из Кинешмы, которому, будучи сам контуженным, спас жизнь на фронте. Много лет пытался он узнать хоть что-то о своем младшем брате Михаиле, который пропал без вести в январе 1942 года, пытаюсь это сделать и я, но пока тщетно – данных нет.

ГАЛИНА МАТВЕЕВА.

Продолжение в следует. 

Комментарии (0)


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих