Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Главная Общество Отчего гармонь поет...

Отчего гармонь поет...

13 марта 2014

…По гулкому школьному коридору застучали звонкие каблучки. Старшеклассники Усть-Вымской школы всю перемену ждали этого момента. В последнее время они несколько раз в день жались возле стен, чтобы посмотреть, как новенькая учительница будет входить на урок. Она же – тонкая, городская, модная – каждый раз с независимым видом проходила мимо, словно бы не замечая почетного эскорта.

ТАК 40 ЛЕТ НАЗАД начиналась педагогическая карьера самого, пожалуй, известного учителя музыки в Усть-Вымском районе – Валентины Павловны Тыриной.

Бывают люди, способные обеспечить лишь свое существование. А есть те, кто всю жизнь дарит свою энергию другим, и при этом их внутренняя сила только крепнет. В чем секрет – неизвестно, но каждый чувствует себя эмоционально богатым, если с ним рядом есть такой человек. Пална (здесь мы с вами видим случай, когда отчество становиться именем) как раз из таких.

Все началось в тот день, когда папа принес ей гармошку. Валюшка была точной копией отца, поздним и единственным ребенком, так что сильнее, чем Павел Петрович любил Валю, любила только она его. Гармошка с тех пор не знала отдыха: хрипела и вздыхала в неумелых детских ручонках, пиликала и чирикала. А потом заиграла. Частушки, разумеется, а как же!

Дальше – все, как у людей. Умилительные выступления малышки перед знакомыми, Микуньская музыкальная школа (отец говорил Зинаиде Ивановне, Валиной маме: «В музыкалку ребенка надо водить обязательно. Возможно, это ее будущее». Как в воду глядел Павел Петрович-то). Позже было Сыктывкарское педагогическое училище, а потом и высшее педагогическое образование. Практика в сыктывкарских школах. И сразу – настоящая учительская деятельность. С 19 лет. По сей день.

Первая работа, как уже говорилось, была в Усть-Выми. Это было время задора и молодости, туфель на платформе и коротких юбок, а также первых, незабываемых учеников. Следующим значимым периодом стала Микуньская музыкальная школа.

СЕЙЧАС УЖЕ трудно последовательно рассказать, как так вышло, но вокруг Валентины Павловны Тыриной тогда сосредоточились несколько центров культурного движения города Микунь. После занятий в музыкальной школе ее ждали медики: это было время процветания самодеятельного хора работников Микуньской узловой больницы. На следующий день надо было спешить в детский сад «Белочка», этот коллектив был задорным, колоритным, талантливым. И еще – занятия с ветеранами. Хор ветеранов тех лет состоял из одних «звездочек», так и хочется с гордостью перечислить все имена. Это были достойнейшие жители города, настоящие ветераны войны. В хоре было много и мужчин, и женщин, удалая ветеранская компания объездила с Валентиной Павловной всю республику. А о поездках в города России они до сих пор с хохотом вспоминают при встречах.

- У меня нет слов, чтобы описать, как было приятно, когда в день моего 45-летия на сцену вышли все коллективы, с которыми я кода-то работала, - вспоминала однажды Валентина Павловна. – Они собрали свои старые составы, подготовили номера. В эти минуты мне казалось, что на сцену вышла моя молодость!

Учительская работа тем временем шла своим чередом. За свою долгую карьеру (в этом году пошел 41-й год педагогического стажа) Валентина Павловна успела поработать в каждой из микуньских школ. Сначала удивлялась, когда бывшие ученики стали приводить к ней на уроки своих детей, а теперь и внукам не удивляется: как-никак три поколения уже успели смениться.

ОТДЕЛЬНЫЙ РАЗГОВОР – это, конечно, детский образцовый коллектив «Веснянка», любимое детище Валентины Павловны. Идея создать фольклорный коллектив из учеников Микуньской средней школы №88, где она тогда работала, родилась в 1988 году. Начало 90-х, время неформалов, рок и панк-культуры. Народное творчество среди молодежи не пользовалось популярностью, центром вечерней жизни старшеклассников были дискотеки.

Здесь вроде бы надо написать: «Первые робкие шаги детский образцовый коллектив «Веснянка» сделал в 1988 году». Но не было у «Веснянки» робких шагов! В первые же месяцы работы на сцену вышли молодые красивые люди с бешеной энергетикой. Среди них были неформальные лидеры, были настоящие природные дарования, лучшие ученики школы. Теперь все они – взрослые, состоявшиеся люди, а одна из первых «веснянок» - Марина Симановская – через несколько лет стала руководителем этого коллектива. Но до этого еще долго.

«Веснянка» как-то очень быстро окрепла. Появились средняя и младшая группы, пошли первые гастроли за пределами района. В 1992 году ансамбль получил звание детского образцового коллектива. Сколько поездок у них было! Дети всех групп знали каждую из площадок, часто бывали в республике, а также во множестве городов России. Являлись участниками международных смен лучших российских детских лагерей.

- Мы старались не отказываться от гастрольных туров, хотя это хлопотное дело, - вспоминает Валентина Павловна. – Опыт показывает, что сцена – лучший учитель. Культура поведения, навыки самопрезентации, новые знакомства и новый репертуар – все это в достатке получали дети, выезжавшие на концертные площадки.

В чем секрет успеха «Веснянки»? «В детях!» - скажет Пална. Но многие дети ходили в ансамбль всю свою школьную жизнь, даже в старших классах, когда были загружены учебой. Значит, им было там интересно, было что-то важное, что притягивало детские души! Наверное, это заслуга сильнейшего состава педагогов, занимавшихся с ребятами. Ведь здесь работали яркие, сильные, увлеченные люди, для которых «Веснянка» - не запись в трудовой книжке, а самый трепетный кусочек сердца: Светлана Васильевна Зорина, Светлана Юрьевна Баранникова. И молодое поколение: Марина Симановская, Светлана Кравченко, Ольга Туисова.

В этом году в танцевальном зале снова репетируют малыши: «Левая нога, правая нога, руки вперед, руки вниз!» - слышится оттуда. И цокают друг о друга деревянные ложки. «Может, не стоит усложнять репертуар, они же еще такие маленькие?» - спрашивают Палну. «Им сейчас на самом деле трудно, но они будут профессионалами и должны держать марку», - объясняет она.

Вообще-то учитель она строгий. Дети ее поначалу боятся. Потом, по окончании школы, дружат с ней, пишут и ходят в гости. Не любит Пална, кода на уроках возятся, шумят, отвлекаются. Раньше, бывало, кольцом на пальце по столу постучит: «Тук-тук-тук». И – тишина. «Без дисциплины не будет знаний», - уверена она.

Предмет, казалось бы, не серьезный – пение. Где людям пение может пригодиться, на корпоративах разве что, - думают некоторые. Но вот в чем дело: не распевание песен – главное в этом уроке. Во-первых, здесь проходят теорию музыки, ее историю. Для провинции, где у детей нет возможности свободно посещать театральные премьеры и модные мюзиклы, это важно. Ребенок уже не будет чувствовать себя «дремучим» среди столичных сверстников.

И вторая, принципиально важная вещь. На музыке детей учат работать. Первое правило: учить наизусть. Для развития памяти. Второе правило: учить наизусть обязательно. Для развития личности. Самодостаточной, организованной и ответственной. Чтобы не пришел бывший школьник к работодателю и не сказал: «Я не выполнил свои обязанности, потому что забыл тетрадь, а потом не записал задание. А потом перепутал, а потом заболел».

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ развесило по столице билборды с надписями: «Совесть. Что это? Объясните ребенку» или «Сострадание. Или вам все равно?» Валентине Павловне точно не все равно. На примерах песен она раскрывает перед детьми нравственные стороны жизни. Говорит с ними по душам. Такие разговоры очень помогают. Проверено. Возможно, с московскими школьниками мало кто говорил на эти темы, и власть готова тратить большие деньги, чтобы напомнить людям о том, что они – люди.

У Валентины Павловны много наград, среди них Почетная Грамота Совета министров Коми АССР, Почетная Грамота Главы Республики Коми, Почетная грамота Министерства образования РСФСР, звание «Почетный работник образования и науки РФ», множество районных грамот. Но не в наградах счастье, уверена она. Счастье – в детях. Своих у нее двое, уже и внуков четверо. А по большому счету, все у нее свои: и те, что с другой стороны дороги, пищат: «Здравствуйте, Валентина Павловна!!!», и те, что письма пишут из других городов, и те, кто помогают, куда ни обратись. Друзья шутят: «Много тонн ты перенесла на своих руках, Пална», имея в виду что баян с ней каждый день. Перенесла, потому что сильный человек. И в то же время музыкальный. Тонкой настройки, но крепкого стержня.

Н.АЛЕКСАНДРОВА.

На снимке: Валентина Тырина с активисткой ветеранского движения г.Микунь Раисой Осиповой (слева)
(фото из семейного архива - начало 1980-х годов).

Комментарии (3)

владимир владимирович
17.03.2014 в 08:30

Валентина Павловна-образец учителя, больше 30 лет назад окончил школу №80, а песни, разученные на её уроках поём до сих пор, низкий поклон Вам.

Гость
19.03.2014 в 06:22

Че--то уж больно похоже на то, что текст написала доча.

Анастасия Одинцова (Хлебунова)
01.04.2014 в 10:55

И текст хорош, и герой. Помню ее уроки до сих пор. Мои запоздалые поздравления...


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих