Рубрики
Осуждённые поселку не помеха
Острая нехватка рабочих кадров вынудила в 2013 году руководство Жешартского фанерного комбината обратиться в ФКУ «Исправительная колония №31» УФСИН России по Республике Коми с предложением привлечь осуждённых-поселенцев для работы в цехах фанкомбината.
Руководство колонии положительно отнеслось к предложению, учитывая необходимость социальной реабилитации и трудоустройства осуждённых. И вот уже четвёртый год на территории п.Жешарт реализуется проект «Трудовая адаптация». В рамках данного проекта на территории посёлка в настоящее время содержатся и трудятся 165 человек: 110 мужчин и 55 женщин.
Отношение к ним со стороны жителей Жешарта разное: большинству всё равно, но есть и такие, кто изначально выступал против трудоустройства осуждённых-поселенцев на Жешартском фанерном комбинате. Их аргументы – осуждённые занимают рабочие места жителей посёлка, создают неудобства в больнице и в магазинах, в перспективе, если они будут оставаться в посёлке после освобождения, могут осложнить криминогенную ситуацию.
Так ли это, мы решили узнать у руководителей предприятий и учреждений, органов местного самоуправления, вовлечённых в программу социальной реабилитации осуждённых граждан, и простых жителей п.Жешарт.
Василий Седрисев, начальник ФКУ «Исправительная колония №31» УФСИН России по Республике Коми:
– Осуждённые граждане – часть нашего российского общества. И мы должны поддерживать тех из них, кто раскаялся в содеянном, пытается встать на путь исправления и адаптации к нормальной жизни.
В колонию-поселение осуждённые переводятся за хорошее поведение по решению суда после отбытия большей части наказания. В рамках ресоциализации мы, по возможности, направляем их на работу. И в этом много положительных моментов. Осуждённые, работая по собственному желанию среди гражданских лиц, привыкают к обществу, к нормальной среде и жизни. Они также начинают понимать, что в гражданской жизни, чтобы обратно не скатиться на социальное дно и снова не оказаться в местах лишения свободы, надо работать и зарабатывать. Работая на производстве, поселенцы накапливают определённый запас денежных средств, что позволяет после выхода на свободу некоторое время спокойно жить, пока не найдут работу по месту постоянного жительства.
То, что осуждённые-поселенцы работают на заводе, большой плюс не только для них самих, но и для общества в целом. За весь прошедший период с фонда оплаты труда и заработной платы осуждённых производились отчисления в Пенсионный фонд, фонды социального и медицинского страхования, выплачивался НДФЛ в бюджеты посёлка, района и республики. По судебным искам и алиментов с них взыскано 7 млн. 200 тыс. рублей. Кроме того, осуждённые добровольно погашают свои денежные обязательства, чтобы получить возможность для условно-досрочного освобождения.
– Василий Васильевич, в прошлом году вы участвовали во встрече с жителями п.Жешарт, всё сказанное выше им уже говорили. Почему снова и снова некоторые люди поднимают вопрос о нецелесообразности нахождения осуждённых в посёлке, их работы на заводе? И что делается для того, чтобы этот вопрос больше не поднимался?
– Обычно жители Жешарта задают два вопроса: почему осуждённые ходят в магазины посёлка и в поселковую больницу? Магазины осуждённые-поселенцы посещают по десять человек в сопровождении двух сотрудников УФСИН в первую половину дня с понедельника по пятницу, когда в торговых организациях минимум покупателей. Совместно с Жешартским ЛПК мы сейчас ремонтируем здание бывшей конторы ЖЭМЗа: уже восстановили отопление, проводим ремонт помещений, скоро подключим электроэнергию. В первую очередь в этом здании планируем открыть магазин для осуждённых, работающих на заводе.
Осуждённые такие же граждане России, как и все остальные, поэтому имеют право на прохождение медкомиссии, медицинский осмотр и лечение в поликлинике п.Жешарт. Население посёлка за два последних десятилетия сократилось почти на две тысячи человек, и я не думаю, что наши осуждённые-поселенцы сейчас начали создавать очереди к врачам во время приёма. Больных инфекционными заболеваниями среди них нет.
Женщины и мужчины проживают в здании администрации заводоуправления раздельно: женщины – на втором этаже, мужчины – на третьем. Женщины в основном работают на сортировке шпона и клейке фанеры, мужчины – на подсобных работах. Сейчас организовали обучение профессии «станочник». Первая группа уже проходит практику. Руководство предприятия ценит наших работников за дисциплинированность, готовность выходить на подработку, на работы по благоустройству территории завода и посёлка.
Между осуждёнными и гражданскими работниками завода иногда возникают какие-то разногласия, но в большинстве случаев – по вине гражданских лиц. Чтобы не усугублять положение, наших участников конфликтов мы сразу переводим в Микунь и только потом начинаем разбирательство.
Есть случаи, когда после освобождения люди остаются работать на заводе – сейчас в п. Жешарт проживают и работают 10 бывших осуждённых, трое из них создали семьи. Ни к кому из них со стороны руководства предприятия или местных жителей претензий не поступало.
Денис Кутишенко, заместитель генерального директора по правовым и административным вопросам ООО «Жешартский ЛПК»:
– Из-за острой нехватки кадров предприятие в своё время оказалось в трудном положении и выходом из этой ситуации стало вынужденное использование труда осуждённых, отбывающих наказание в исправительной колонии №31 г.Микунь. Нужно отметить, что комбинат начал использовать труд осуждённых не от желания сэкономить на заработной плате. Жешарт находится в сельской местности, и дефицит кадров с каждым годом только усугубляется, жители уезжают: молодежь хочет жить в больших городах.
В связи с этим комбинат, безусловно, заинтересован в формировании комфортной городской среды в Жешарте и делает это, в том числе, через соглашение о социальном партнерстве с администрацией поселка, а также пытается привлечь дополнительные финансовые средства из республиканского и федерального бюджетов.
Осуждённые в основном привлекаются на низкоквалифицированные работы. Конечно, есть и такие, которые быстро осваивают и более сложные специальности, но в связи со спецификой их пребывания на комбинате в отношении данных работников достаточно сложно выстраивать долгосрочные планы. К сожалению, комбинат не имеет возможности влиять на подбор осуждённых по профессиональному признаку. Поэтому в стратегии развития предприятия сделана ставка, прежде всего, на местных жителей, готовых добросовестно трудиться и повышать квалификацию.
Необходимо подчеркнуть, что принимают на работу на комбинат только тех осужденных, кто сам изъявляет желание трудиться, имеет хорошую характеристику и примерное поведение. Кроме того, они должны быть здоровы, не иметь заболеваний (ВИЧ, гепатит) и пройти медкомиссию предприятия.
Организация охраны (в том числе во время рабочего процесса) и питания осуждённых полностью находятся в ведении УФСИН.
С момента запуска проекта комбинат испытывает определенное волнение со стороны общественности. И, конечно, есть противники данного проекта. Некоторые представители поселка опасаются, что местное население может остаться без работы, а криминогенная обстановка в муниципалитете усложнится. Хочу отметить, что мы очень внимательно относимся к таким опасениям и находимся в постоянном контакте с активными жителями поселка, которые открыто обращаются на комбинат по волнующим проблемам. Ситуации разные, подходим к каждому обращению индивидуально.
Что касается работы местного населения, то статистика говорит сама за себя. Так, по состоянию на январь 2017 года количество работников из числа местного населения составляет более 85 процентов (более 1800 человек) от общего числа работающих на комбинате, доля осужденных – лишь 8 процентов. Количество сотрудников, работающих вахтовым методом, снижается. Доля работников комбината (не считая осужденных) в возрасте от 18 до 39 лет составляет 52 процента, и предприятие стремится к формированию кадрового резерва из числа молодых специалистов. При этом в 2016 году в Службе занятости комбинатом размещено 45 вакансий, которые до настоящего времени, к сожалению, не востребованы среди местного населения.
Среди местных есть и такие, которые устраивались на производство по 3-4 раза. Отдельная история с работниками, которые являются рецидивистами по числу дисциплинарных нарушений, в том числе, связанных с появлением на работе в состоянии алкогольного опьянения. Следует отметить, что производство относится к категории опасных, и руководство комбината жестко реагирует на подобные случаи. Учитываем многие факторы при подборе кандидатов.
При всем при этом мы понимаем, что основа развития комбината – это кадры и, прежде всего, из числа местных граждан. Поэтому будем продолжать работу по трудоустройству местных жителей на комбинат.
Арсений Артемьев, начальник отдела МВД России по Усть-Вымскому району:
– По всем населённым пунктам района идёт снижение уровня преступности и нет никаких оснований полагать, что осуждённые, работающие и проживающие в п. Жешарт, оказывают влияние на оперативную обстановку.
В ближайшее время планируем провести ряд встреч с жителями населённых пунктов района. В п.Жешарт мы готовы ещё раз обсудить данный вопрос, выслушать местных жителей и, при наличии сведений о совершении осуждёнными преступлений или правонарушений, примем соответствующие меры.
Главной же проблемой Усть-Вымского района в настоящее время является алкоголизация населения. Большинство преступлений и правонарушений в районе совершаются гражданами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. С этим надо бороться, и не только правоохранительным органам, но и общественным организациям, гражданскому активу.
Юрий Штраух, руководитель администрации городского поселения «Жешарт»:
– Жешартский фанкомбинат всегда испытывал недостаток в кадрах. Работников доставляли на автобусах с деревень Вездино и Арабач, сёл Гам и Межег, посёлков Казлук и Донаель. Сейчас с этих населённых пунктов доставлять практически уже некого и предприятие испытывает постоянный кадровый голод, особенно по специальностям, не требующим высокой квалификации.
Привлечение на работу граждан, отбывающих наказание в колонии-поселении, считаю оправданным. В этом намного больше плюсов, чем минусов. Осуждённые проходят социальную реабилитацию, они заняты, зарабатывают деньги, предприятию не надо искать работников по всей республике.
Если кто-то из осуждённых и остаётся в посёлке после освобождения, катастрофой это не считаю. Все они работают и живут нормальной жизнью. Никто из них правонарушений, тем более преступлений у нас не совершал.
Надо отметить, что предприятие идёт на такие меры не от хорошей жизни. Но здесь ведётся планомерная работа над модернизацией производства, которая всегда влечёт за собой сокращение потребности в низкоквалифицированных кадрах. Уменьшение численности работающих будет производиться как раз за счёт сокращения – причём не местных жителей, а осуждённых из ИК № 31.
Денис Добрынин, заместитель главного врача ГБУЗ РК «Усть-Вымская ЦРБ»:
– Осуждённые-поселенцы, которые сейчас находятся в п. Жешарт, как и все остальные граждане, имеют полисы ОМС. Проходить медицинские осмотры, приходить на приём, пользоваться услугами скорой помощи они могут на общих основаниях.
Выделять им отдельное время для медосмотра или врачебного приёма не имеет смысла – их немного, в иные дни в больнице никого из них вообще не бывает. ВИЧ-инфицированных или больных вирусным гепатитом среди поселенцев нет. В Жешарте вообще нет выявленных ВИЧ-инфицированных или больных СПИДом граждан.
К печати подготовил
АЛЕКСАНДР ЛЮТОЕВ.
Как всё у нас хорошо, даже свободно гуляющие осуждённые - не помеха для чиновников. Почему бы их не поселить в администрации Жешарта или по соседству с господами комментаторами, чтобы их дети с преступниками сталкивались по дороге в школу и из школы, в магазины или просто во время прогулок?
Г-----Ы!!!
Как прекрасно стало жить в Жешарте! Ну просто сказочно все описали,господа комментаторы!
Эксперты от слова "худо".