Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Главная Общество Незабытая история или Разговор с интересным человеком

Незабытая история или Разговор с интересным человеком

26 августа 2016

Работа музейщика интересна тем, что судьба частенько устраивает встречу с уникальными людьми, интересными собеседниками. Знакомство с таким человеком – Владимиром Николаевичем Некрасовым – произошло в селе Гам, когда он принес в дар музею личные вещи своего брата – полковника Александра Николаевича Некрасова, и продолжается уже несколько лет. Родом Владимир Николаевич из Гама, но жизнь тесно связала его с поселком Жешарт и фанерным комбинатом. Простой деревенский мальчишка с начальным образованием стал директором завода. Ну не виражи ли судьбы?

Семейные истоки

Начало сознательной жизни у Владимира Николаевича связано с дорогим ему человеком – отцом, Н.Е.Некрасовым. Николай Ефимович Некрасов родился в 1904 году. Семья была большая – два сына и три дочери. По меркам того времени – обычная коми крестьянская семья. В июне 1941 года Николай Некрасов, как и положено мужчине, идет в военкомат и встает в солдатский строй. Его воинская часть держала оборону на Волховском фронте. Вот что рассказывает его сын: «Обстановка там уже к осени 1941 года складывалась непростая. Немецкое командование поставило своей ближайшей целью захватить и уничтожить город на Неве. Германские вояки к войне были хорошо подготовлены, поэтому свинца для солдат Красной Армии не жалели. Не знаю всех подробностей тех дней, отец не любил вспоминать годы войны, но он оказался в плену. Однако, дух коми солдата не был сломлен в лагере, который находился в Литве. Однажды, когда их везли на поезде, он с товарищами сумел разобрать пол вагона и сбежать. Этой горстке военнопленных удалось перейти линию фронта, но там их не ждали. После некоторых «процедур на лояльность», вчерашних солдат Красной Армии отправили в штрафбат. В одном из боев отца сильно контузило. После недолгого лечения его вновь направили на передовую, но уже в форме красноармейца со знаками отличия и пятиконечной звездой на пилотке».

Николаю Ефимовичу в очередной раз не повезло, он опять попадает в плен. При транспортировке в Германию советскому солдату вновь удалось бежать. И опять бдительные сотрудники НКВД проверяли его с пристрастием. После всех процедур отца Владимира Николаевича отправили в глубокий тыл – в Свердловскую область. Здесь его зачислили в солдаты Трудовой армии. «Кормили нас плохо, но заставляли работать хорошо», – вспоминал Николай Ефимович.

«Зато остался жив, слушая его, говорила мама», – вспоминает Владимир Николаевич. И продолжает: «В таких случаях отец сильно хмурился. Мама моя, Мария Николаевна, всю свою сознательную жизнь работала в колхозе – от зари до зари, на сенокосе, на уборке урожая, затем в овощехранилище ОРСа. После смерти мужа пошла работать в клеевой цех. В 1941 году, когда фашистская Германия напала на нашу страну, мне было 6 лет. Помню слезы матери, когда провожали отца на фронт. Помню, как в 1943 году мой старший брат Саша, после окончания Гамской средней школы, ушел на фронт со своими сверстниками. И по зову сердца стал военным. Помню голод, тяжелый труд… Помню первый ржаной хлеб, после отмены карточек в 1947 году, который стоил 16 копеек».

До третьего класса Володя учился в Гамской школе и не знал русского языка. «Первой моей учительницей была Мария Николаевна Отева, – продолжает рассказ Владимир Николаевич. – Сама еще как ребенок, но очень душевная учительница. Ученики ее любили, и она им отвечала тем же. Марию Николаевну в Гаме вспоминают с теплотой и сердечностью, как и в Жешарте. Многие годы она учила детей рукоделию в Жешартской средней школе №1».

Послевоенное школьное детство

После войны вернулся с фронта отец. В деревне жизнь нищая, голодная, в колхозах вместо трудодней палочки. Чем детей кормить? А рядом строительство фанерного завода. Выбора не было. Николай Ефимович устраивается на завод, и вручают ему …немецких военнопленных. Какова судьба? Определили бывшего советского солдата, дважды побывавшего в плену, снабжать продуктами и одеждой бывших немецких вояк… Николай Ефимович относился к ним ровно, по-доброму, никого не обижал. Потом этих военнопленных (их привозили строить завод) отправили на баржах вверх по Вычегде.

Когда Володя учился в 3-м классе, отцу дали комнату в бараке, и он перевёз семью в Жешарт. В поселковой школе все предметы велись на русском языке, а коми мальчик ничего не понимал. Печально, но факт – оставили его на второй год. «Учительница Клавдия Дмитриевна Каракчиева, глядя на слезы в моих глазах, – вспоминает бывший ученик, – сказала: Володя, не печалься, за лето мы выучим русский язык, и на будущий год в своем классе ты будешь первым учеником!». Вышло так, как она сказала. Третий класс Володя Некрасов закончил с похвальной грамотой.

В архиве Жешартской СОШ №1 сохранились воспоминания первой учительницы Жешартской начальной школы Клавдии Дмитриевны Каракчиевой о том, в каких условиях проходила учеба в школе: «…Когда первые ученики нашего поселка сели впервые в нашем же поселке на скамьи, чтобы учиться, не было ни тетрадей, ни карандашей… В классе–бараке холодно. Война – дети голодные, раздетые, разутые, но учились старательно, очень старательно, и родители помогали. Очень большую помощь оказал в организации школы Юдашкин Ефим Яковлевич, первый директор Жешартского фанерного завода. Домашние условия ребят были еще хуже, чем в классах. Жили в землянках, где было сыро, холодно, грязно, не было мебели. Но ребята были дисциплинированы, очень хорошо учились. Молодцы ребята были».

Клавдия Дмитриевна Каракчиева – первая учительница первых жешартских школьников. Она училась в Яренской женской гимназии. Затем училась лично у Надежды Константиновны Крупской и закончила Ленинградский пединститут имени Герцена. Вот такие учителя стояли у истоков школы №1!

Окончив четвертый класс, Володя заявил своим родителям: «Баста, учиться больше не буду, а пойду работать». Мама, услышав эти слова – в слезы, а папа сказал: «Дело твое, я в твои годы работал так, что кости трещали, а от усталости заваливался спать, что пушкой не разбудишь». Это был 1949 год. В те годы многие подростки, считавшие себя переростками в школе, шли работать. Да и закон не запрещал. В стране требовалось обязательное четырехклассное образование, дальше можно было учиться по желанию. Дети той войны стремились быстрее стать взрослыми и быть родителям первыми помощниками.

Спортивная молодость

Володя Некрасов устраивается на работу в РММ (ремонтно-механические мастерские). «Моим первым учителем в освоении рабочей профессии был Петр Петрович Осипов. Специалист он был первоклассный, да и наставник отличный. Через два месяца он сказал: «Всему, что сам могу делать, Володя, я тебя научил, теперь сам станешь мастером своего дела». И я совершенствовал свое мастерство. Мне доверили немецкий станок. План выполняли на 110 и более», – говорит Владимир Николаевич.

В августе 1954 года Владимир получает повестку из военкомата и попадает на службу радистом в войска ПВО на Баренцевом море.

В 1957 году после службы в армии Владимир Некрасов пришел работать токарем на Жешартский фанерный завод (ЖФЗ), а в мае того же года постановлением свыше начали вводить производственную гимнастику, и каждое предприятие могло иметь инструктора по производственной гимнастике. Директор завода Н.П.Брикет предложил молодому, энергичному Владимиру Некрасову это место. Однако Владимир не ограничился только гимнастикой. Организовали коллектив молодежи, активно занимавшейся физической культурой. А поскольку все предприятия лесной и деревообрабатывающей промышленности относились к добровольному спортивному обществу «Труд», то и спортсмены ЖФЗ стали представителями этого общества. Работали под руководством профсоюзного комитета завода. Начали строить спортивные площадки: волейбольную – рядом с первым клубом (который сгорел), площадку для городков, там же были размечены грунтовые беговые дорожки. В 1950-е годы спортсмены ЖФЗ выступали не только на районных и республиканских соревнованиях, но и за пределами Коми АССР – в Карелии, Ленинградской и Свердловской областях. Например, лыжники Михаил Николаев, Герасим Поповцев, Валериан Туркин занимали призовые места в соревнованиях по Северо–Западной зоне. К зиме 1958 года купили 35 пар лыж и крепления для них, ботинки, костюмы. Летом 1958 года в поселок приехал главврач из Ижевска Виталий Васильевич Вострокнутов. Он имел разряд по волейболу и организовал хорошую команду волейболистов: летом занимались на площадке, а зимой – в деревянном здании нефункционирующего цеха смол.

В течение двух сезонов на районных и городских соревнованиях команда волейболистов ЖФЗ показывала хорошую игру, занимала первые места по Усть-Вымскому району. Уровень подготовки волейболистов был высоким. Об этом свидетельствует тот факт, что чемпионы республики по этому виду спорта, команда из Воркуты, перед ответственными соревнованиями для тренировки вызывала мужскую сборную по волейболу ЖФЗ. На первенстве республики в Ухте очень хороший уровень мастерства показывали Виктор Берг, Генрих Эссен, Иосиф Фрелих, Сергей Губский (из строительного управления поселка). Молодежь поселка хотела заниматься спортом круглый год в комфортных время условиях. Поэтому строительство спортивного зала решено было объявить комсомольской стройкой поселка. Главный врач Виталий Вострокнутов и Константин Коцюба (в то время директор завода) договорились, что разберут неиспользующееся здание цеха смол на пиломатериалы. Спортзал начали строить в августе 1959 года. Была создана молодежная строительная бригада энтузиастов. Они выходили в отпуск, работали после смены на строительстве фундамента. Стены помогали поднимать рабочие ремонтно-строительного цеха. О спортсменах Жешартского фанерного завода стали писать в газетах.

Время лозунгов и призывов

А у Владимира Николаевича начался новый этап в жизни. Осенью 1959 года в кабинете первого секретаря Усть-Вымского райкома КПСС Степана Ивановича Некучаева произошел короткий разговор, Владимиру предложили стать комсомольским лидером районной молодежи. Без обсуждения. И на районной комсомольской конференции Владимир Некрасов был избран первым секретарем райкома комсомола. Началась бурная комсомольская жизнь. Несколько командировок в неделю по объектам. Полгода колесил по району, знакомясь с комсомольцами учреждений и организаций. На лошадях, пароходе и паровозе. Романтика!

Вот как вспоминает Владимир Николаевич это время: «Опыта руководства ноль. Но работа очень интересная. Всегда среди людей. В лесопунктах организовывали комсомольские малокомплектные бригады по 3-4 человека. Нужно было со всеми поговорить, выслушать, чем-то помочь. В 1958 году в кремлевских кабинетах было принято решение строить в Сыктывкаре гигант бумажной промышленности. А столица республики стоит на отшибе, к ней не проложена железная дорога. В связи со строительством ЛПК было решено проложить из Микуни в Сыктывкар стальную магистраль. В срочном порядке необходимо было провести две ветви железной дороги, а в республике не хватало кадров. Был брошен комсомольский клич: «Даешь железную дорогу!» Первыми откликнулись комсомольцы Чувашии. Целый эшелон молодых энтузиастов Поволжья прибыл на станцию Микунь. 860 юношей и девушек дали слово, что дорогу через тайгу к столице республики построят. В трудовой коллектив СМП–235 влились 500 молодых строителей Чувашии, остальные поехали в Печору. Штабом молодежной стройки стала Яренга. За считанные дни строители собрали щитовые дома и стали в них жить. Работали почти без выходных, а в летние дни по десять часов. Вечерами водили хороводы, пели песни на родном языке, а дорогу в оба направления сдали досрочно! Мне было приятно с ними общаться, перенимать опыт. Многие из них остались в республике и в Усть-Вымском районе. Раса Семеновна Гаврилова награждена орденом Трудового Красного Знамени. Работала монтером пути в Микуньском СМП–257 управления «Печорстрой». Валентина Ивановна Карпчева родом из города Алатырь Чувашской АССР, работала на Жешартском фанерном комбинате рабочей, затем сменным мастером основного производства. За многолетний добросовестный труд в 1974 году она награждена орденом Знак Почета. В 1956 году после окончания лесотехнического техникума из Чувашии в Коми АССР приехал Иван Матвеевич Кузьмин. Он работал техноруком, начальником Мадмасского лесопункта, главным инженером и директором Усть-Вымского леспромхоза. Иван Матвеевич избирался депутатом Верховного Совета Коми АССР, награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, удостоен звания «Заслуженный работник народного хозяйства Коми АССР». Это было время лозунгов и призывов. Это подстегивало, подтягивало. Вчерашние выпускники школ шли поднимать животноводство. Элеонора Пантелеева с подругой, выпускники Айкинской школы, взялись ухаживать за 500 головами свиней. Девушки так организовали свою работу, что поросята росли как на дрожжах. Элеонору выбрали делегатом ХХIV съезда комсомола, и она была удостоена правительственной награды. Значком ЦК ВЛКСМ «Золотой колос» была награждена доярка совхоза «Усть-Вымский» Роза Аполлоновна Павлова. Ордена Ленина удостоены трактористка этого же совхоза Вера Ивановна Бабинова, рабочая завода Клавдия Андреевна Мингалева, бригадир совхоза «Гамский» Клавдия Михайловна Мингалева. Еще было строительство дома культуры в Айкино…

Вот с такими людьми я работал в годы моей комсомольской юности».

СВЕТЛАНА ОТЕВА,
ВЛАДИМИР ПУДОВ.  

Комментарии (0)


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих