Архив новостей

Главная Общество Неутомимые странники

Неутомимые странники

26 сентября 2013
Вы встречали когда-нибудь свой день рождения в горах? В намокшей одежде, усталый, но довольный, греясь у костра после целого дня экстремального сплава на катамаране. Только истинный путешественник способен на такое.
Пусть ему даже всего 12 лет. Именно столько исполнилось Паше Игнатченко, шестикласснику из г.Микунь, во время поездки на приполярный Урал. Пюре с тушенкой и салат возле теплого костра – это был самый желанный праздничный ужин, а торт из печенья и сгущенки в дружеской компании – просто фантастический десерт! Таких романтиков, легких на подъем, отважных и увлеченных, объединяют туристические центры. Здесь дети всех возрастов, мальчики и девочки, становятся одной командой, готовой пройти любые дороги и трудности.

Покорение горной стихии
Эта поездка пока остается лучшей из всех! Так говорят ребята из Микуньского турцентра, впервые побывавшие этим летом на Приполярном Урале. Здесь получаешь драйв, еще не добравшись до самих гор – 120 километров до базы «Желанной» на огромных машинах, тоже «Уралах», через горную реку Кожим с заливающейся через окна водой. А потом - в путь до самой высокой точки горного хребта, Народной (1895 м), пешком, по болотам и речкам, с большими рюкзаками и самыми наилучшими предвкушениями.
Девятиклассница Лена Сунцова ходит в турцентр пять лет, у нее много грамот, медалей за технику пешеходного, лыжного туризма, ориентирование, к тому же - второй взрослый разряд по водному туризму. Елена – уже из «стареньких». Несколько раз она просила руководителя центра взять ее с собой на Урал, и наконец, мечта сбылась: «Недавно с гор пришли с Чайкой. На гору Народная взобрались. Я ее покорила! Это было очень тяжело!» – восклицает Елена. Чайка – это ласковое прозвище подруги, Насти Чайковской из 10«а» второй школы г. Микунь. Девушка просто записалась на занятия гитарой, а стала ярой туристкой. Еще один покоритель вершин - Павел Игнатченко – пока новичок, но за год посещения турцентра, он где только уже не побывал. О своем путешествии в загадочный мир горных хребтов друзья вспоминают только с улыбкой, хоть и говорят, что было им страшновато:
- В первый день шли от базы «Желанная» (рудник по добыче кварца) до подножия горы Народной. Там ночевали у оленеводов, а утром собрали палатки и начали восхождение – рассказывают ребята. - Сначала мы думали, что легко пройдем этот путь, но не тут-то было - там такие камни, большие валуны! Было тяжело идти, наш Пашка даже засыпал между камнями, пока у нас были привалы. Поначалу было жарко. Но, чем выше, тем больше одежды мы на себя надевали: шапки, кофты, вторые штаны. То, что нужно побольше теплых вещей с собой брать, это мы еще с предыдущей поездки на Мезень поняли, когда у нас на палатках с утра лед был в июне месяце.
Конечно, видели снежники и ледники, по одному из них мы даже поднимались. Он расположен под наклоном, а мы в кроссовках: кроссовки назад, а ты вперед.
- Когда, наконец, поднялись на вершину, на самом верху там очень красивые места, просто неописуемые. Стоишь на границе Европы и Азии и смотришь вниз - там очень резкий склон – дух захватывает! – восхищается горным пейзажем Настя Чайковская.
 - Спускались мы намного быстрей, так как очень проголодались, хоть и перекусывали. Наверх тяжелые рюкзаки с едой несли два наших сильных мальчика, мы удивлялись, что они еще впереди нас всегда были. Обратно несли девочки, по очереди, по 25 минут. Когда я несла рюкзак, - вспоминает Лена Сунцова - я начала прыгать с камня на камень, и вдруг стала падать, и в этот момент я крикнула: «Господи, спаси и сохрани!». Там такое эхо, все очень четко слышно. Мои слова прокатились на всю округу. А ответом мне было: «Лена, ты и за меня словечко замолви!» - это Алена Гаврилова поддержала меня. Было, действительно, страшно: на камнях растет мох, скользит подошва, рюкзаки перевешивают. Воздух там разреженный, дышать тяжело. Нам повезло, что погода была прекрасная, без дождей. Правда, у нас ни одних сухих носков, ни одной сухой вещи к концу похода не осталось, потому что на Приполярном Урале – болото, реки, постоянно вброд переходили. Паша даже в резиновых сапогах умудрялся всегда воды набрать.
Мы видели там оленеводов, одних, потом других. На стоянках были заброшенные домики, там останавливались пастухи. Они через нас переговаривались: «Видели наших? Видели. Передайте, что все в порядке».
- Обратный путь от подножия горы Народной мы проделали на трех катамаранах - пять дней сплавлялись вниз по течению. Первый поворот – 90 градусов, да еще такое течение, сзади подгоняют, надо было от скалы оттолкнуться, а весло застряло в скале, в общем, такой адреналин - выходишь на берег – весь трясешься. В один из дней, вечером, мы никак не могли выбрать место для остановки – рассказывает Павел Игнатченко, - а когда, наконец, причалили - я спросил, какое сегодня число, и вспомнил, что сегодня мой день рождения. Праздновали уже на следующий день вкусным тортиком.
Уставшие физически, но бодрые эмоционально, юные туристы возвратились со своего первого в жизни восхождения с яркими воспоминаниями, еще более окрепшей верой в себя и свои силы.

Каждый маршрут – новый
Этим летом воспитанники турцентра совершили несколько увлекательных путешествий: на реки Лемью, Мезень, Вычегду, Уральские горы, в города Ростов, Углич, Мышкин. Шетиклассник Павел Ткачев в горы не попал, зато культурно просветился в Ростове: «Была очень насыщенная программа. Мы ходили в Ростовский кремль, по которому была объемная экскурсия. Можно было чеканить монеты, я, конечно, тоже себе одну сделал. Потом ездили в Ярославль. Там ходили в единственный частный музей в России «Музей музыки и времени». Там очень много часов, и все они настроены на разное время. Каждую минуту они по-разному звенят. Потом две недели были в урочище Костин хутор, где создан специальный полигон для юных спасателей. Первый этап – бревно под наклоном, по которому надо было подняться с помощью жумаров. Второй – «Бабочка» - две веревки скреплены между собой карабином. Так хитро было сделано: с одной стороны веревка слабо натянута, с другой сильно. У меня никак не получалось, Настя мне подсказала, что надо карабин перестегивать, и я прошел. Столько радости было, что я аж еще раза три прошел этот этап! В последний день был большой костер, пели песни, у нас было четыре гитары с собой, рассказывали страшилки. Навсегда запомнилась королевская ночь, когда я встал - я сам себя испугался: меня разрисовали тушью, помадой, даже ногти накрасили».
Свои путешествия ребята описывают в собственной газете «МИГ», в республиканских молодежных изданиях «Радуга», «Твоя параллель». Журналистика – это одно из направлений работы турцентра. Свои корпункты есть почти в каждом классе школы №2 г. Микунь. Соцпедагог школы Елена Попова всегда советует детям записываться в турцентр: «Сейчас у меня трудный класс. У кого матерей нет, у кого отцов. Тяжелые семьи. Светлана Викторовна Бобина, руководитель турцентра, пошла на риск, взяла мальчишек с собой в поход на Вычегду. Так они себя там так хорошо проявили! Теперь они каждый день ходят в турцентр. Всё, у них есть дело, им некогда болтаться. Уже три человека записались на гитару. Вообще, в центре очень интересно. Они дружат с ростовской станцией туристов, их всегда принимают в Котласе: пускают на ночлег, чинят им катамараны. Каждый год ребята ездят на международный фестиваль СМИ «Волжские встречи», в котором участвуют разные знаменитости, журналисты. Педагоги сотрудничают с турцентрами по всей России. К нам в школу даже приезжал самый знаменитый автостопщик страны Антон Кротов, который весь мир проехал автостопом, представляете! Он создал «Академию вольных путешественников». Дети ездят в лагерь «Орленок», в Туапсе. По нескольку раз в год бывают на базе «Незабудка» в Семуково».
За последние пять лет заметно улучшилась техническая база центра. В этом году появился четвертый катамаран, есть новые рюкзаки, палатки, спальники, каски, альпинистские системы. Но, все-таки, снаряжения не хватает. В рядах микуньских туристов постоянно прибывает, сейчас здесь около 600 человек: идут и первоклашки, и уже взрослые люди, которым близка романтика странствий и по плечу любые трудности.
Ольга Коняева.
На фото: группа юных туристов со своим руководителем Е.Калимовым