Рубрики
На пожаре мелочей не бывает!
Медалями «За спасение погибавших» были награждены пожарные из Жешарта – Роман Берг, Сергей Катеренчук и Андрей Щемелинин. Корреспондент газеты «Вперёд» встретился с героями в Жешартской пожарной части №122.
А вот как всё происходило. Дело было в 2014 году, в ночь с 8 на 9 мая. Есть в Жешарте общежитие, которое по ряду причин превратилось в «малосемейку». В основном там проживает порядочный народ, но есть среди жильцов и асоциальные, как теперь говорят, элементы. В одной из таких комнат, владелец которой превратил её в самую настоящую свалку, и произошло возгорание. Было это примерно в 22 часа, как раз во время дежурства караула под руководством Романа Берга.
К горящему пятиэтажному дому пожарный расчёт приехал в считанные минуты. Горела комната на третьем этаже. Однако огонь распространялся очень быстро: сказывался возраст здания... Быстро надев аппараты защиты органов дыхания и зрения, пожарные отправились в самое пекло.
– Страшно было? – задаю естественный женский вопрос.
Ребята на мгновенье задумались и как один ответили:
– Страшно бывает, если вдуматься. А пожарному думать некогда: надо действовать. И как можно быстрее. Ведь что надо сделать? В условиях ужасной видимости от задымления, обливаясь потом от высокой температуры снаружи, по пути заливая пламя, нужно обойти все помещения, добраться до терпящих бедствие людей, отыскать спрятавшихся или уже потерявших сознание и вывести или вынести их наружу. У нас есть специальный спасательный капюшон, который надевается на голову человеку и с помощью шланга подключается к аппарату на сжатом воздухе бойца. Нас трое – и мы можем за один раз вывести в этих капюшонах по одному человеку.
– А ведь обмундирование имеет немалый вес?!
– А как же! Оно должно обеспечить бойцу возможность не сгореть заживо во время работы. Там, за «стеной» боевой одежды, температура доходит до 900 градусов! И вот во всей амуниции бегом на третий этаж, нашли человека – нужно спустить его – и снова наверх!
– Сколько минут костюм выдерживает эту температуру?
– По нормативам – 5 минут при температуре 300 градусов. Но это «боёвка». Сам пожарный столько не выдержит! Мы в огне не стоим, а боремся с ним.
– Как вам удаётся ещё и шутить о таких опасных условиях работы?!
– А нам без шутки нельзя, порой у потерпевших случается истерика, они упираются и мешают собственному спасению. Мы должны успокоить попавших в беду людей. Так, в одной комнате оказались двое – бабушка, которая не могла ходить, и семилетняя девочка. Девочка не хотела оставлять бабушку, рвалась из рук. И только спокойным, весёлым тоном, шутливым словом удалось уговорить её надеть капюшон и выйти первой. А следом спасли и бабушку. Вот таким образом мы спустили с третьего этажа 17 человек… По обычной лестнице, не по пожарной.
– А как же с воздухом в баллонах? Надолго ли его хватает при таком режиме работы?
– Один заполненный баллон рассчитан на 60 минут. Но в условиях, в которых приходится работать нам, расход воздуха повышенный: действовать надо очень быстро, да и спасательный капюшон подключается к аппарату бойца. На том происшествии мы меняли свои воздушные баллоны не по разу!
Очень плохо, если загорание происходит на нижних этажах. Это перекрывает доступ к выходу тем, кто живёт выше. А пламя распространяется быстро, и продукты горения очень токсичны. Есть большая опасность погибнуть не в огне, а задохнуться ядовитым дымом.
– Все ли спасённые вами люди выжили?
– Все люди были выведены и вынесены живыми. Их тотчас же увезли в больницу. Многие отравились продуктами горения, и двое из них скончались уже в больнице.
– И сколько времени длилось спасение людей?
– Мы не смотрели на часы. Остановились только тогда, когда поняли, что все – в том числе и жители верхних этажей – оказались вне опасности, а пламя погашено...
– Неужели ваш расчёт действовал в одиночку?
– Нет, ну что вы! Вскоре после нашего выезда к нам присоединилось ещё два расчёта – из нашего отряда и заводской караул. Всего три машины. Более того, даже те наши товарищи, которые были на выходном, пришли к нам, ибо на пожаре любая помощь не лишняя. Нас спасает взаимовыручка. На пожаре мелочей не бывает!
– А как вы пришли к этой профессии? Мечтали в детстве, как будете бороться с огнём?
На этот вопрос ни один мой собеседник не ответил, что с детства грезил о красной пожарной машине.
Роман Викторович пришёл в профессию 27 лет назад, сразу после армии. Тогда в Жешарте была только заводская пожарная команда.
– Платили сущие копейки – 98 рублей. Но я не бросил это дело. Вместе с этой пожарной частью пережил все перемены – и переход её под начало МВД, и перевод в ведомство МЧС, а потом и передачу пожарной части Управлению ППС и ГЗ. Однако звание спасателей с нас не сняли! У нас и корочки соответствующие есть, – Роман подмигнул коллегам, – нас до сих пор вызывают, если требуется вызволить кого-нибудь из беды.
– Ну, это понятно! Пожарные – мастера на все руки! Не только дверь взломать или завалы расчистить...
– А чему удивляться? Кто придёт и всё нам устроит? Всё сами, тут мы освоили столько дополнительных профессий!
– А Сергей Венедиктович как стал пожарным?
– Также. После армии. Только 21 год назад.
Сергей Венедиктович очень спокойный, неторопливый, не слишком разговорчив, но его улыбка подобна ясному солнышку.
– Представляю, как любит вас ваша дочь! – сказала я наугад, но попала в точку. Сергей просиял, а мужчины тут же воскликнули:
– А уж он-то как её любит!
Младшим среди трёх богатырей оказался Андрей. Но и он в профессии уже 10 лет.
– Я работал на ЖФК, но мне очень хотелось стать пожарным! Однажды при возгорании на складе я даже бросился гасить огонь, но быстро понял, что голыми руками тут ничего не сделаешь. Однако сориентировался, схватил огнетушитель и вернулся, потушил огонь порошком. Счастлив был – не передать!
В разговор вступает Роман Викторович:
– Андрей – мой племянник. И когда освободилось место, я ему «просигналил». Теперь мы работаем в одной команде.
Но не всё же время посвящается работе? И я спросила, есть ли у ребят хобби.
– А как же? – Роман с гордостью признался, что очень любит музыку и в свободное время выступает в роли диджея в клубе и на вечеринках, корпоративах. Руководит музыкальным процессом.
Сергей Венедиктович по своему спокойному характеру и хобби имеет спокойное – рыбалку. Хотя как посмотреть… Эта тихая страсть сродни азарту охотника!
Андрей признался, что ему повезло больше всех: «Лучшая работа – это оплачиваемое хобби!» Он любит всё экстремальное. Ну да, ну да! В профессии пожарного есть всё, от чего вспыхивает душа и просыпается настоящий мужской характер: сильный, волевой и бесстрашный. Как у всех, кто работает в такой сложной многогранной профессии – пожарный. Помощь друга. Взаимная выручка. Реализация лучших сторон личности. Вот что держит людей в этой по-настоящему мужской профессии.
НАТАЛЬЯ САВЕЛЬЕВА.