Рубрики
На переднем крае
Житель села Усть-Вымь, участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС Александр Фёдорович Арихин недавно отметил свой 75-летний юбилей.
Александр Арихин
О том, что 26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС произошла авария, жители СССР узнали лишь через несколько дней. О масштабах же трагедии большинство советских граждан узнали лишь спустя многие годы.
Примерно через полтора месяца после трагедии руководством Советского Союза было принято решение о мобилизации граждан страны для проведения работ по дезактивации заражённой вокруг станции территории, уборке остатков разрушенного энергоблока и строительстве сооружения «саркофаг».
В первую волну мобилизации из Усть-Вымского района попали 11 человек, в числе которых был и Александр Арихин. Получив повестки, мужчины узнали, что для сборов им отвели всего 24 часа. К условленному времени все прибыли в райвоенкомат, откуда их отправили сначала в сборный пункт в г.Емву, а оттуда в г.Первоуральск Свердловской области.
Какой-либо специальной подготовки мобилизованные не проходили. Из 1200 человек сформировали отдельный эшелон: перед отправкой всем выдали солдатскую форму, кухонные принадлежности, палатки, печи и отправили на Украину. В конечном пункте на станции их ждали автобусы, которые отвезли мужчин в село Страхолесье, находящееся на берегу огромного водохранилища, так называемого Киевского моря.
Обживались в окрестностях села: ставили палатки – каждая на 10 человек, в них установили железные печи, кровати. Затем начали строить щитовые казармы, баню для своей воинской части. Воду для бани брали из водохранилища, там же купались – в разгар лета было очень тепло. Подъём в 6.00, утренний туалет, завтрак, затем распределение на работы.
Через некоторое время бойцов стали возить на АЭС. Часть людей направляли на крышу машинного зала третьего энергоблока – они сбрасывали оттуда обломки конструкций, что успевали за отведённые 45 секунд – находиться там дольше было смертельно опасно. Тем, кто работал внизу, на земле, отводили 20 минут. Они собирали разбросанные взрывом обломки, которые затем грузили в автомашины и вывозили на захоронение. Работали в обычной рабочей одежде, часто даже без рукавиц.
«После выполнения задания дозиметрист проверял одежду, которую мы затем там же и оставляли, – вспоминает Александр Фёдорович. – Затем мылись, иногда по нескольку раз, если радиоактивный фон на теле превышал норму. Переодевались в свою обычную одежду и уезжали к месту дислокации части.
Десять дней мы работали на территории АЭС, десять – отдыхали, занимаясь хозяйственными делами в лагере, работали на строительстве казарм. Каждые десять дней у нас брали кровь на анализ, но о результатах нам не сообщали.
Кормили очень хорошо, как в народе говорят – на убой. Продукты всегда были свежими, отличного качества. Открыли магазин, в котором продавали вещи, обувь по доступным ценам и высокого качества. Многие закупались и посылками отправляли купленное домой или увозили с собой после демобилизации».
Александр Арихин проработал в зоне аварии на Чернобыльской АЭС с 1 июля по 12 декабря 1986 года. Все 11 устьвымчан после демобилизации через Киев на поезде вернулись домой. Сейчас в живых из этой группы остались только два человека.
Арихин – коренной житель с.Усть-Вымь. Там он родился, вырос, учился в школе, трудился в совхозе «Усть-Вымский» механизатором на тракторе МТЗ, в строительной бригаде. После возвращения из зоны Чернобыльской АЭС снова работал в совхозной строительной бригаде, откуда и вышел на пенсию.
У супругов Арихиных – Александра Фёдоровича и Натальи Васильевны, три дочери – Надежда, Полина и Мария. У Надежды уже своя семья, где растёт девятилетний сын. Полина и Мария родились уже после возвращения отца из Чернобыля. Полина учится на четвёртом курсе в СГУ, Маша – в восьмом классе СОШ с.Усть-Вымь. Односельчане, школьные учителя, глава поселения Ирина Туркина хорошо отзываются об этой семье и особенно – о детях.
Александр Фёдорович, выросший в деревенском доме, на сельских просторах, и сейчас предпочитает этот образ жизни. «У супруги есть дом, там и живу полгода – с весны до глубокой осени. В квартире тяжело, а в доме просторно, свежий воздух, тишина», – говорит ветеран. Видно сама душа просит покоя и умиротворения.
Здоровья и долгих лет жизни вам, Александр Фёдорович, и всем тем, кто ценой своего здоровья спасал страну и его народ от радиационной опасности.
АЛЕКСАНДР ЛЮТОЕВ.