Рубрики
На фронт! Как это было
Две даты – 22 июня 1941 года и 9 Мая 1945 года отделяют друг от друга 1418 дней и ночей, наполненных горем и страданиями, болью и смертями, голодом и разрухой…
И в то же время были в те годы и радости в семьях, узнавших о выживших в страшных боях родных фронтовиках. И, наконец, Триумф и Счастье Победы!..
С тех пор День Победы стал главным праздником страны: 9 Мая мы все испытываем чувства гордости и печали о погибших на полях боя.
О том, как началась Великая Отечественная, как весть о нападении фашистов встретили жители нашего района в июне 1941 года, повествует первый материал из цикла, предоставленного руководителем Усть-Вымского музея Татьяной Беляевой.
22 июня 1941 года грянула самая длительная и кровопролитная война в истории нашей страны –
война против германского фашизма и его союзников.
Трагическое воскресенье…
Вначале была уверенность, что враг будет разбит за короткий срок, но буквально через несколько месяцев масштабы нависшей катастрофы стали понятны всем. А это значило, что война надолго и многим придется надеть солдатскую шинель. Вместе со всем народом на защиту Родины поднялись жители района и села Усть-Вымь.
Страшная весть о начале войны нарушила мирные планы. Все предприятия и организации Коми АССР и Усть-Вымского района перестраивались на военный лад.
Анна Алексеевна Быкова, жительница деревни Быков Ыб, вспоминала: «22 июня 1941года был погожий день, способствующий полевым работам. Мы сажали картошку, под плуг, Степану Алексеевичу Туркину. У председателя правления колхоза Дмитрия Ивановича Быкова имелось проводное радио «Рекорд», по которому он узнал о начале войны. Эту страшную весть разнесли по всем Ыбским деревням, передавая из уст в уста. Узнав о войне, со слезами на глазах женщины стали собирать отцов, сыновей на фронт. Собравшись, женщины сели на высокий пригорок у Выми, смотрели на тихое течение реки и обсуждали, как будут жить, и работать дальше, а из их грустных глаз медленно текли слезы …».
В день начала Великой Отечественной войны в 5 часов утра военные комиссариаты республики были подняты по тревоге и ожидали распоряжения на проведение мобилизации. Однако распоряжение было получено только 29 июня - после того, как стали ясны масштабы агрессии. Только тогда военкоматы приступили к общегражданской мобилизации и призыву.
Из отчета военкома Коми АССР от 1 сентября 1941 года следует, что за первые два месяца войны военкоматами республики (с первого дня мобилизации) было отправлено 18484 военнообязанных запаса. В это число вошли и призывники из села Усть-Вымь. Военный комиссариат республики в этот период возглавлял полковник Михаил Иванович Тетерин, опытный боевой офицер, прошедший первую мировую и гражданскую войны.
Испытанием боеспособности военкоматов стало проведение массовой мобилизации населения призывных возрастов. Военным комиссаром Усть-Вымского районного военкомата с 02.1939 по 04.1942 года был И.П. Елфимов.
«22 июня 1941 года день был солнечный, теплый. В селе Усть-Вымь в сельском клубе полным ходом шла подготовка к проведению фестиваля. Вокруг веселые лица, праздничная суета. Среди присутствующих находился председатель Усть-Вымского райисполкома Евгений Федорович Катаев. Но вдруг веселая музыка прервалась, и включили радио. Раздался голос Левитана: «Внимание, внимание! Говорит Москва. Передаем важное правительственное сообщение. Сегодня, 22 июня, в 4 часа утра немецкие войска перешли границу Советского Союза…». Так устьвымчане узнали о начале войны». (Из воспоминаний Александры Питиримовны Пономаревой).
Во всех населенных пунктах республики 29 июня 1941 г. были объявлены приказы военных комиссаров городов и районов о мобилизации военнообязанных граждан. Мобилизации подлежали военнообязанные четырнадцати возрастов – с 1905 по 1918 годы рождения. Призывной контингент 1919-1922 годов рождения на момент начала войны в основном находился на действительной военной службе.
Через военно-учетные столы, руководителей предприятий и учреждений, сельские и поселковые Советы были оповещены все военнообязанные граждане о необходимости явки в военные комиссариаты. Для формирования команд и отправки военнообязанных были развернуты сборные и пересыльные пункты.
«…В большой крестьянской семье Пономаревых 22 июня 1941 года все были заняты своими делами. Отец Питирим Алексеевич - в колхозе, мать Клавдия Ивановна - хлопотала по хозяйству, дети - в огороде под окном. Было уже довольно тепло, и на окне крестьянского дома была натянута марля от комаров. В доме у Пономаревых имелось проводное радио «Рекорд». В 12 часов дня мать услышала страшную весть о начале войны, которая прозвучала по радио…». (Из воспоминаний Василия Питиримовича Пономарева).
Патриотический подъем
Уже в первые дни войны в военкомат с.Усть-Вымь поступали заявления с просьбой отправить их на фронт. Уходили на фронт и добровольцы. За первые два дня войны добровольцами Усть-Вымского района было подано 60 заявлений.
Призывник М.Ф. Разманов написал: «Я прошу сегодня же направить меня на фронт. На борьбу против фашистов-гитлеровцев. Буду мужественно бороться, не щадя своих сил, если понадобится, отдам свою жизнь за счастливую Родину…».
Член ВКП(б) т. Дуркин в своем заявлении пишет: «Желая с оружием в руках защищать советские рубежи от наглых захватчиков, прошу райвоенкомат зачислить меня добровольцем в ряды РККА».
Коммунисты были в первых рядах не только в военно-мобилизационной работе, но и в первых рядах добровольцев.
Кто пешком, кто на лошадях отправлялись в Усть-Вымский райвоенкомат. Затем на пароходе по Вычегде в Котлас на распределительный пункт.
Мужчины, особенно молодежь, рвались на фронт, возле райвоенкомата образовывались очереди из стремящихся идти защищать родное Отечество.
Заявления от добровольцев в Усть-Вымский райвоенкомат поступали в письменном, устном виде, и по телеграфу. В связи с тем, что было очень много желающих вступить добровольцами в Красную Армию для борьбы с фашистской Германией, телеграфы были сильно перегружены.
В августе 1941 года председателю Усть-Вымского райисполкома т. Катаеву поступил документ, в котором говорилось: «Совнарком Коми АССР разъясняет, что наркомат обороны не в состоянии разрешать вопрос в отношении каждого добровольца отдельно и заявления о приеме добровольцев в Красную Армию, должны подаваться только местному военному комиссару, который по получении разрешения на прием добровольцев и соответствующих нарядов, может удовлетворить их просьбу».
«В ночь с 22 на 23 июня, собрав всех комсомольцев и молодежь с. Усть-Вымь, дали им задание, чтобы утром рано разнести призывные повестки по домам и оповестить всех о начале войны. Мне надо было идти в деревню Березники и отнести повестки двум призывникам, что я и сделал утром в 6 часов» (из воспоминаний В.П. Пономарева).
23 июня к 7 часам утра, в срочном порядке, в селе Усть-Вымь был собран актив и руководство района. На предприятиях, в колхозах и учреждениях после обращения Председателя Государственного комитета обороны И.В. Сталина к советскому народу состоялись митинги и партийные собрания, где люди выражали свою готовность встать в ряды защитников Отечества.
На митингах рабочие, колхозники и советская интеллигенция выражали любовь к Родине, большевистской партии и заверяли партию, Советское правительство об их готовности с оружием в руках встать на защиту социалистической Родины, за честь, за свободу, дать сокрушительный отпор агрессору.
Во всех колхозах прошли митинги с небывалой политической активностью. Колхозники и колхозницы в своих выступлениях и решениях выражали ненависть к врагам социализма. Выражали любовь к Родине, любовь к Красной Армии.
Партийные и комсомольские органы обратились к членам своих организаций с призывом о явке в военные комиссариаты для отправки на фронт. За два месяца были выполнены мобилизационные задания первой очереди.
«Пристань в деревне Вогваздино. Мы с сестрой Агнией собрались в гости к брату Михаилу в Сыктывкар, было это 22 июня 1941 года. Поднялись на лодке по Вычегде до пристани. С парохода сошла женщина, приехавшая с курорта, жительница Вогваздино и сказала нам – «Слушайте радио, будет выступать Молотов в 16 часов». На пароходе мы узнали о начале войны. Поднялся переполох, все плачут. Доплыли до Сыктывкара и пошли к брату. Брат работал в комендатуре при обкоме партии.
В 2 часа ночи брату принесли повестку на фронт. Он быстро собрался. Призывников сразу собрали в колонны, погрузили на машины и увезли в Мураши. Миша махал нам рукой. Нужно ехать домой, билетов нет, люди кто плачен, кто пляшет…
Через неделю сумели достать билеты и приехали домой в д. Оквад. Дома то же самое, всей деревней провожают на фронт со слезами.
На лошадях увезли двоих - второго брата Николая Васильевича Туркина и Козлова Евгения Афанасьевича Козлова с д. Тыдор. Позднее Е.А. Козлов вернулся с фронта без обеих ног.
К усть-вымскому берегу пристала буксирная баржа с людьми, наших ребят погрузили на баржу и брат Николай только крикнул - «Вернусь обратно!», но погиб в 1942 году. В одном из писем Николай писал: «Плывут по Волге трупы как плоты, а вода красная от крови, как клюква мятая», - вспоминала Анна Васильевна Туркина из д. Оквад.