Рубрики
Лыжи и лыжные гонки
ОКОНЧАНИЕ. Начало выставлено на сайте 19 января 2022 года в разделе "Общество".
1970-1980 годы стали знаковыми для лыжного спорта Коми АССР: Раиса Сметанина, Василий Рочев и другие коми лыжники того периода завоевали олимпийские медали, множество медалей чемпионатов Европы и Мира.
В сезоне 1974-75 года я выполнил норматив I юношеского разряда, а вот на следующий год мы, четверо одноклассников (в шестом классе): я, Володя Туркин, Сергей Батманов и Алексей Мацаков, выполнили норматив второго взрослого разряда по лыжам. И если ребята пробежали для этого дистанцию пять километров, то я выполнил его и на «пятерке», а под весну и на «десятке» тоже, поскольку, обладая высокой дистанционной выносливостью, всегда тяготел к более длинным дистанциям уже в то время.
Спортивные лагеря
Летом мы ездили в спортивные лагеря. После шестого класса поехали на Украину, в спортивно-трудовой лагерь, в колхоз «Червоный маяк» Бериславского района Херсонской области. С утра мы там собирали фрукты, а после обеда тренировались. Между делом съездили на экскурсию в Каховку – посмотрели знаменитую и легендарную тачанку.
В сезоне 1976-77 годов я первый раз бежал первенство Коми ДСО «Урожай». Проводили его в Айкино два дня подряд. В первой гонке сломал лыжу и на этой сломанной лыже дошел до финиша, занял четвёртое место, проиграв всего пять секунд в борьбе за бронзу. На второй день Леонид Степанович что-то перемудрил со смазкой, пришлось мне идти и терпеть по дистанции, скрипя зубами – снова проиграл те же пять секунд в борьбе за третье место. Обидно, конечно. Даже Леонид Степанович погрустнел тогда, сам подошел ко мне после гонки извиниться, сказал, что ошибся со смазкой. Такие тяжелые гонки, конечно, запоминаются. Никогда я не был так близко, чтобы выиграть «Урожай» по Коми.
После этого сезона мы ездили летом в спортивный лагерь, жили на турбазе «Подолянка» в городе Каменец-Подольский на Западной Украине. Из Усть-Выми никто из ребят не поехал, и я тренировался в группе у П.В.Чупрова с жешартскими ребятами. Были там, как помнится, Володя Попов, Саша Солодягин, Люба Огнева и другие. Там, в отличие от херсонского колхоза, было гораздо интереснее – мы ходили на экскурсию в старую крепость в самом Каменец-Подольском (это, кстати, про неё снят фильм «Старая крепость»), ездили на экскурсии по другим местам – в Хотин, тоже на экскурсию в древнюю крепость, и в город Черновцы. Вообще, поездка была интересной и запоминающейся.
Провальный сезон
Следующий лыжный сезон был полностью поломан из-за пожара в школе и вся летняя подготовка пошла псу под хвост. Конечно, несмотря на то, что в школе был пожар, спортивная школа продолжала работать, только в каких условиях! Леонид Степанович нашел в уцелевшем крыле школы целое помещение с отдельным входом, перетащил туда лыжи, все свое немудреное барахлишко, и мы, после возвращения из школы, шли на тренировку. В этом помещении сохранилось печное отопление, пожар не затронул эту часть здания, и вот так, подтапливая печь, в полухолодном помещении детская спортивная школа продолжала работать и в этих условиях.
Тренировались мы в тот сезон неполноценно. Много времени занимала дорога в школу и обратно (учились мы тогда в Черном Яре), да и вообще, пожар выбил нас всех из колеи. К тому же погода в тот год была теплее, чем обычно, и изрядно нам все подпортила. Первенство Коми ДСО «Урожай» в Кослане вообще бежали под дождем, а на лыжне стояли лужи. Еще и намазались, как всегда, не тем, чем надо, а тем, что было под рукой. В результате я так и не смог выполнить в тот год первый разряд.
Лыжные мази
Вообще, про лыжную смазку той поры надо несколько слов сказать отдельно. Если для тренировок нам вполне хватало мазей из советских наборов «Темп» или «Висти», то на соревнованиях каждый тренер мазал лыжи мазями из своего заветного подсумка. Конечно, общий набор мазей на холод был примерно один и тот же: голубой «Rex», зеленая «Rode», черный «Ex-elit» и другие, но вот с мазями на тепло была беда, да и, видимо, не было большого опыта по смазке лыж на тепло, основной-то сезон все-таки был холодным. В том же Кослане я в первый день был пятым, Сергей Батманов – восьмым, а на второй так «замазались», что я «на зубах» еле дотерпел до девятого места, а Серега вообще «улетел» в конец четвертого десятка.
Иногда доходило до смешного. Помню, бежали мы как-то первенство района среди ДЮСШ. Погода – самая отвратительная для лыжников, около нуля, хуже не придумаешь. Как могли, намазались. Под колодкой, конечно, мазь потеплее для держания, а в лесу было довольно прохладно, да еще свежий снег откуда-то взялся. Короче, подлип на скользящей поверхности лыж был такого размера, как платформа на сапогах модных женских сапог. Чуть отряхнешь и дальше бежишь, а через некоторое время опять все по-новому. Уж на что я терпеливый гонщик был, так и то к середине дистанции все это мне надоело. Хотел было плюнуть на все и сойти, «да ладно», думаю, «дойду, хоть какие-то очки команде дам». К слову сказать, за все время занятиями лыжным спортом я так и не сошел ни в одной гонке, как бы трудно не было, даже из-за поломки инвентаря. Ну так вот, добрел я тихонько до финиша, переоделся, сходил в столовую, прихожу на награждение в спортзал, не надеясь ни на что, а у меня – третье место! Оказывается, почти все в этот день не попали в мазь, и так иногда бывает.
Хорошие лыжные мази тогда не продавались в магазине, только тот же «Темп» (позже «Темп-2»), да «Висти». Импортные же мази покупали из-под полы у спортсменов-мастеров или именитых тренеров по достаточно дорогой цене, примерно 10-15 рублей за баночку или тюбик мази. Конечно, детские тренеры покупали мази сами, оплачивая покупку из своего кармана – хочется же, чтобы твои воспитанники бежали лучше других! Но иногда, раз-два в год тренер просил ребят, которые участвовали в соревнованиях рангом хотя бы районных, принести по рублю на покупку мазей. Надо сказать, что все относились к этой просьбе с должным пониманием. Хотелось бы еще отметить, что импортные мази значительно отличались от отечественных по качеству смазки лыж для улучшения скольжения и держания.
В девятом классе (сезон 1978-79 годов) я бежал очень сильно, словно во мне наконец-то прорвалось что-то. Первый разряд я выполнил уже в середине сезона, причем перекрыл норматив минуты на две сразу. К концу зимы я уже сбегал «по первому» несколько раз на десятке и на пятнашке (15 км). В конце сезона я вообще выиграл первенство района среди всей молодежи, пробежав десятку за 33 минуты. Немудрено, что после этого сезона я попал в юношескую сборную Коми АССР по ДСО «Урожай».
Слишком большие нагрузки – это плохо
Следующее лето я провел на сборах в Сыктывкаре и в Белоруссии. Но то ли перебрал с летней нагрузкой, то ли что-то еще, только к началу сезона я уже не мог бежать как раньше. Заставлял себя бежать, но скорости и легкости не было. Объем-то был сделан огромный, иногда в день на сборах кроме утренней часовой зарядки еще две тренировки, километров 50 получалось, да еще если ты с кем-то «зарубился» на тренировке – получалась тренировка в очень высокой интенсивности. В Сыктывкаре на беговом кругу, помню, на подъеме пульс зашкаливало за 200! Тренерам (В.Е.Кретинин, Г.А.Богомолова, П.В.Чупров, В.И.Киросов) приходилось нас тормозить. Так или иначе, но в сезон я вкатился с большим трудом и более-менее нормально стал бежать только во второй половине зимы.
А в январе тогда в Айкино провели первенство Северо-Западной зоны среди ДСО «Урожай» по молодежи. И хотя бежать должны были только наши школы, бежали и мы, и минпросовские ДЮСШ (их называли громко – школы олимпийского резерва). Зона наша была очень сильная, вполне сравнимая с первенством ЦС «Урожай», так как практически все лучшие лыжные команды были собраны здесь. Выступали две команды Коми АССР (да еще и личники), Карелия, Кировская, Архангельская, Ленинградская, Вологодская, Псковская, Новгородская области. Несмотря на мое «разобранное» состояние, я неплохо тогда пробежал. На 15 км был двадцатым, а на 10 км – чуть похуже, но тоже не провально.
Сильнейшие лыжники Усть-Выми
Несколько слов хотелось бы сказать о тех лыжниках, которые тренировались в нашей детско-юношеской спортивной школе и были сильнейшими лыжниками Усть-Выми семидесятых.
Первым таким лыжником можно назвать Василия Сизева. Он окончил среднюю школу в 1972 году, наверное, как раз в год начала работы ДЮСШ. Далее был Александр Тырин из Вогваздино. Он окончил школу в 1974 году. В 1975 году школу окончили два сильных лыжника – Николай Поповцев и Михаил Ворсин. Из выпуска 1976 года вышли Григорий Кожухов (мой троюродный брат) и Николай Павлов из Вогваздино. Николай Павлов – это вообще удивительный человек. Он выигрывал не только лыжные соревнования, но и соревнования по зимнему многоборью (лыжи, стрельба и подтягивание), а еще за ним числился школьный рекорд по подтягиванию. В настоящее время Николай Павлов – мастер спорта, заслуженный работник физической культуры Коми АССР. Кроме этих двоих спортсменов, в 1976 году окончила школу Людмила Сизова, кандидат в мастера спорта, член сборной команды Коми ДСО «Урожай». Кстати, вскоре Людмила Сизова вышла замуж за Василия Сизева и стала Сизевой. В 1977 году окончил школу Сергей Попов, а вот после него началась наша эра, и главными устьвымскими лыжниками на три года стали мы, наш класс. В 1980 году мы окончили школу, и ушли из ДЮСШ сразу три перворазрядника: Сергей Батманов, Володя Туркин и я.
После окончания школы я уже практически не тренировался – нужно было работать. К тому же с начала октября по конец декабря 1980 года я находился на учебе в сыктывкарском ДОСААФ – учился перед армией на радиста, поэтому было совсем не до лыж, а весной 1981 года ушел в армию. Тем не менее, в том сезоне мы с Серегой Батмановым ухитрились выиграть районную эстафету 4 х 10 км, выступая за совхозную команду. На первом этапе за нас бежал Саша Киричук, а на третьем еще кто-то. Я бежал на втором этапе, а на четвертом – Серега Батманов, он убежал на последнем крутом длинном подъеме от Толика Бозова. Я чуть глотку тогда не сорвал, когда гнал Серегу по этому подъему.
Лыжероллеры
Для занятий в летнее время нам как-то привезли лыжероллеры. Вообще-то лыжероллеры были и до того, но то были старые массивные неуклюжие советские роллеры с надувными колесами, а привезли новенькие легкие производства ГДР.
Лыжероллеры были замечательными, но их было мало и использовались они на износ. Одной из основных частей в них была так называемая «трещотка» – устройство в передних колесах, предназначенное для предотвращения обратного хода при передвижении лыжника. В этой самой трещотке главную роль играла пружинка, сделанная из тонкой стальной проволоки. Запчастей к этим лыжероллерам, естественно, не было, а поэтому, когда «полетела» первая же трещотка, наш тренер Леонид Степанович Исаков, разобрав ее, внимательно осмотрел части и быстро принял решение.
– Ребята, – попросил он меня и моего одноклассника. – Принесите мне гитарную струну, можно порванную, а я из нее сделаю пружинки.
Струну мы на следующий день принесли. Тренер был доволен, и лыжероллеры работали с самодельными пружинками не хуже, чем с заводскими.
Так вот мы и бегали тогда – тренировались и выступали на соревнованиях в далеких семидесятых годах. После армии я поступил в Кировский политехнический институт, еще года два занимался лыжами там, у тренера Рудольфа Анатольевича Абатурова, но требования технического вуза диктовали свое, и я оставил занятие лыжными гонками в пользу учебы.
Позднее, когда я уже стал офицером, пришлось выступать еще несколько лет за свое учреждение уже в кировском «Динамо», но это уже так, без должных тренировок и значительных успехов.
Сейчас я уже не «гоняю» по лыжне, выхожу в лес не спеша погулять на лыжах, насколько это позволяет здоровье. Конечно, это уже не то, что было в молодости, но лыжи я не забываю. Наверное, бывших лыжников не бывает…
СЕРГЕЙ КОСОЛАПОВ.