Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Главная Общество Как не сломать ориентиры

Как не сломать ориентиры

5 февраля 2021

Вспомните: в детском и подростковом возрасте каждый из нас, хоть единожды, либо становился объектом или субъектом насмешек и издевательств, либо был сторонним наблюдателем. Буллинг – новое слово, заимствованное на новомодный манер из английского языка, обозначающее в дословном переводе «запугивание, травля».

Старые явления зазвучали по-новому. Зачем? Может быть затем, чтобы привлечь к данной проблеме как можно больше внимания? Эта тема является и не избитой, и не играющей новизной. Она просто всегда актуальна, независимо от лексики и семантики.

Тонкие материи

Тема буллинга за последние несколько лет высоко «подняла голову». Это связано с широким охватом телевизионной аудитории и интернет-пользователей различными тематическими программами телепередач и интернет-каналов. Все чаще и чаще достоянием известности публики становятся случаи травли как известных персон, так и рядовых, казалось бы, ничем не выдающихся, граждан. Обособлено стоят здесь вопиющие случаи жестокости по отношению друг к другу среди детей и подростков. Можно долго поджимать губы и, отводя взгляд в сторону, говорить, что «мой ребенок не такой» и «среди наших детей такого быть не может». Последняя статистика по травле среди несовершеннолетних в нашей стране выглядит, словно жестокая усмешка в ответ на подобные комментарии от родителей и педагогов, говоря об обратном. Можно так же рассуждать про «все проблемы от воспитания» и «сейчас дети такие». Нет, проблемы лежат обычно намного глубже родительского воспитания. И еще раз нет: если раньше об этом не говорили, то это вовсе не значит, что этого не было. Просто вспомните повести «Чучело» Владимира Железнякова или «Верочку» Андрея Богословского. А вот входят ли они в школьную программу – это уже другой вопрос.

Уполномоченная по правам ребенка в России Анна Кузнецова открыто заявляет о том факте, что каждый третий ребенок в России сталкивался с буллингом, однако о проблеме знает только десятая часть родителей. А уж до правоохранительных и контролирующих органов данные случаи и вовсе иногда не доходят: детская психика – слишком тонкая материя. Иногда ее боятся порвать сами родители, опасаясь того «что люди скажут», иногда сам ребенок лихорадочно пытается сохранить ее остатки, уже не доверяя никому и ни на кого не надеясь. Обычно эти факты всплывают на поверхность, когда в кабинете психотерапевта, в возрасте «немного за 30», пациент обнажает свою рваную душу. Хотя надо было штопать ее лет эдак двадцать назад...

А что у вас,
господа комментаторы?

В октябре 2020 в нашем районе произошел резонансный случай. Видео с участием нескольких девочек-подростков, жестоко избивающих свою сверстницу, попало в интернет и всколыхнуло волну негодования общественности: как так, ведь раньше такое по телевизору показывали, а тут вот оно, совсем рядом, да еще среди белого дня. По данному делу проводилась проверка следственного комитета по Усть-Вымскому району, было судебное разбирательство. Комментарии под постом с данным видео были примерно одинаковы: «Куда смотрят родители, их детям поможет только порка», «Нужно их изолировать от общества», «Потерянное поколение». Недалеко, однако, комментаторы ушли в своих порывах причинить боль другому живому существу от жестокости несовершеннолетних девочек. При более детальном изучении данного вопроса оказалось, что подобное некрасивое видео не одно, на разных видео разные подростки выступают агрессорами, но жертва зачастую одна и та же. Что же заставляет этих детей идти на подобные антипоступки?

Психическое здоровье каждого человека – это целая ниша организма с индивидуальным наполнением у каждого. В обществе привычно живут шаблоны про «депрессии не существует, это все от безделья», «ребенка избаловали, ремня не хватает». Увы, они не работают. Упорно придумывая свои меры «нормальности» и «все как у людей», мы зачастую проходим мимо самого важного – благополучия собственного ребенка.

Против кого дружим?

Для ребенка младшего школьного и подросткового возраста очень важно идентифицировать себя как часть некой группы, быть членом «стаи», некоего сообщества, ощущать групповую сплоченность. Но не всегда эта сплоченность бывает позитивной. Изначально дети в первом классе являются абсолютно случайно собранной группой, не имеющей общих интересов, и для того, чтобы стать по-настоящему дружным коллективом, им нужна общая идея. Рано или поздно приходит мысль: «А давайте против кого-нибудь дружить». Делая что-либо сообща, дети поднимают свою еще несформированную самооценку на более высокий уровень: мы вместе, а значит, мы занимаемся общим делом, мы – «классная» команда. К сожалению, стадный инстинкт не предполагает рефлексии у членов толпы, идущей за своим авторитетом.

Зачастую бойкоты и травли устраивают тем детям, которые как-то отличаются от основной массы школьников: двоечник или отличник, полный или худой, другой национальности, из неблагополучной семьи или с нетривиальным мировоззрением, «белая ворона» или «синий чулок». Поводов стать не такими «как все» масса, а если жертва отличается робостью и неуверенностью в себе, то психологическая травма на долгие годы ей обеспечена. Агрессоры, напротив, – лидеры. Но кто дает им право считать себя лучше других? Родители, окружение, воспитание, педагоги, особенности характера, или все вместе взятое? Лидер – это тот, у кого больше силы и самолюбия, и неважно, из какой он семьи: агрессорами могут выступать как дети из неблагополучных семей, где бытовое насилие – вещь обыденная, так и те, кто родился с золотой ложкой во рту, воспитанный гувернантками. Здесь важно не путать травлю с непопулярностью: быть непопулярным равно быть большую часть времени незаметным. Это обидно, грустно и одиноко. Очутиться же в роли жертвы – значит быть постоянным объектом психологического либо физического давления, а это уже страшно и небезопасно.

Самоутверждение
через унижение

Рассматривая проблему в разрезе Усть-Вымского района, психологи и социальные педагоги при работе с детьми, вступающими в отношения «агрессор – жертва», отмечают следующие факты: в настоящее время в нашем районе открыто занимающихся травлей и даже дерущихся девчонок больше, чем мальчишек. В то же время девочки лучше идут на контакт при работе с психологом, более открыты и доверчивы. Случаи буллинга подтверждались практически во всех населенных пунктах нашего района. Но особенно здесь отличаются Микунь и Жешарт. Здесь дети почему-то более агрессивно и ревностно настроены по отношению друг к другу, чаще вступают в драки.

Из разговоров со сторонами конфликтных ситуаций, психологи называют одними из причин буллинга среди подростков в районе следующие факторы: разница в социальном статусе, ревностные отношения девочек к мальчикам (особенно «бывшим»).  «Случаи, когда жертвой становится девочка, которую приревновали к мальчику, нередки. Можно отметить и обычную зависть, или, напротив, негатив, связанные с неравным материальным положением. Да, девочки могут жестоко избить жертву, заснять процесс на видео. Причем им важно не просто проучить объект издевательств, а самоутвердиться таким образом, чтобы «другим было неповадно», – считает психолог организации нашего района, работающей с «проблемными» детьми.

Отсюда, по выводам психолога, вытекает и еще одна причина: девочки получают внимание и поддержку со стороны сверстников-зрителей. Но не всегда каждый наблюдатель за моментами травли жертвы становится членом «свиты» агрессора. Часто свидетели сами сталкиваются с внутренним конфликтом, сопровождающимся страхом стать жертвой и лишиться своего статуса в детском коллективе. Невольных свидетелей, старающихся не вмешиваться в процесс, тоже достаточно много. И самое ужасное, что среди них есть и взрослые люди: педагоги и родители. Занимая свою позицию в «хате с краю», либо молча осуждая агрессоров или делая вид, что это все детские шалости, свидетели процесса своим безразличием порождают безнаказанность и вседозволенность. В этом случае отлично работает поговорка «Молчание – знак согласия». А вы согласны делать вид, что насилие и формы его проявления – это не про вас и вас не касается?

Это дети,
они сами не разберутся

Уходя с головой в бытовые заботы и погоню за материальными благами, мы не всегда умеем слышать и слушать своих детей. Выполняя свои привычные родительские функции, считаем достаточным того, что ребенок не приносит из школы плохих отметок, накормлен и одет. Подавленное настроение, стычки со сверстниками, нежелание посещать школу, замкнутость… Проще всегда все списать на переходный возраст, назвать лентяем и лоботрясом, и вспомнить, бравируя собственным «Я» и отчаянно привирая, что «а вот я-то в твоем возрасте!..»

«Многие недооценивают, а порой даже и обесценивают проблему – особенно те родители, которые не сталкивались сами с такой бедой в детстве. Некоторые родители считают, что их чадо должно пройти через эти испытания, дескать, так ребенок получит прививку от поджидающих в будущем трудностей взрослой жизни. Например, армии, если речь идет о мальчишках. Самая неграмотная позиция – это обвинять своего ребенка в сложившейся ситуации. Часто в обсуждениях темы буллинга звучит аргумент, что в отдельных случаях жертва своим поведением провоцирует коллектив. Это в корне неверный подход с точки зрения психологии», – считает социальный педагог одной из школ нашего района. Есть и другая категория родителей, которые гордятся свои детьми-агрессорами и поощряют подобное поведение, считая, что его дитя таким образом проявляет свои лидерские качества и любую ситуацию может «прогнуть» под себя.

«Путей выхода из подобных ситуаций немного: подобное поведение нужно пресекать на корню, но не путать его с обычным конфликтом, где обе стороны находятся в одинаковых категориях и имеют равные силы. Родителям жертвы, в свою очередь, необходимо наладить контакт со своим ребенком и доходчиво объяснить ему, с чем он столкнулся. Родителям агрессоров – научить ребенка получать внимание другим способом. И НИКОГДА не говорите и не поддавайтесь внушениям что «это дети, они разберутся сами». Не разберутся. Ведь это дети с незрелой, нестабильной самооценкой, недостаточно развитым критическим мышлением, а вы считаете, что они могут решить проблемы, с которыми справится не каждый взрослый?! Вмешивайтесь. Не самоустраняйтесь. Вставайте на защиту своего ребенка, либо объясняйте ему последствия подобного поведения», - подводит итог педагог.

ВОЗВРАЩАЯСЬ К СИТУАЦИИ, произошедшей с ученицами одной из школ города Микунь, сообщаем, что девушки, избившие свою сверстницу и нанесшие ей телесные повреждения, понесли административное наказание. Но стоило ли им идти на подобный шаг, добиваясь негласного авторитета, стали ли они успешнее среди парней и одноклассников? Вынесли ли урок из сложившейся неприглядной ситуации? Можно долго ругать нынешнее поколение, называя его потерянным. Но нет потерянных поколений. Есть неправильно выбранные или сломанные ориентиры.

НАДЕЖДА БЕЛАН. 

Комментарии (0)


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих