Рубрики
Дорожник волею судьбы
Почетный дорожник, орденоносец, заслуженный работник народного хозяйства Коми АССР житель села Айкино Виталий Николаевич Орлов на днях встретит свой 80-летний юбилей.
Парень с Вологодчины
Виталий Орлов родился 17 апреля 1937 года в маленькой деревушке из 14 дворов – д.Лаврешево Великоустюгского района Вологодской области в семье колхозников, был третьим, последним ребенком. Глава семейства – Николай Александрович, 1908 года рождения, был участником двух войн - финской и Великой Отечественной (между ними пробыл дома лишь месяц; боевой стаж воина составлял 6 лет). Мама - Ольга Ивановна, простая крестьянская женщина, неутомимая труженица, прожила долгую жизнь – покинула наш бренный мир в 97 лет, её супруг ушёл в мир иной в 84 года. Крепкие были старики!
Виталий после окончания школы решил поступать в речное училище г.Великий Устюг, но его отговорили. И он, подумав и вспомнив своего двоюродного брата, по специальности дорожника, поступил в дорожный техникум. И никогда впоследствии не пожалел об этом, получив хорошее базовое образование (по мнению Орлова, на уровне вузовского), проучившись четыре года у отличных преподавателей.
– Выбор профессии в жизни очень много значит, но всего не решает, - к такому мнению пришел Виталий Николаевич, спустя годы, став кадровым работником дорожной отрасли. – Везде надо работать, и если хорошо будешь трудиться – хорошо будет всем: и обществу, и коллективу, и тебе.
Закончив очное отделение техникума по специальности «техник-строитель по строительству автомобильных дорог, мостов и гражданских сооружений», молодой специалист в 1957 году по распределению был направлен на работу в Объячевский доручасток, где недолгое время проработал в качестве прораба. Весной 1958 года Виталия Орлова призвали в ряды Советской армии, где он прослужил положенные в те времена три года. Служил юноша в городе Кандалакша и в Выборском районе Ленинградской области, в том числе обучал в автошколе водителей.
После демобилизации Виталий Орлов вновь вернулся на прежнее место работы, трудился дорожным мастером, линейным техником. Дорог в то время там не было (до Мурашей ходили пешком – так было надежнее, машины вязли в грязи), жилья тоже. Поэтому 25-летний юноша через два года решил податься и найти работу в Сыктывкаре. В Дорожном управлении г.Сыктывкара, куда он пришел по поводу поиска работы, приметили грамотного специалиста, предложив ему должность главного инженера доручастка №315 в с.Айкино.
В 1967 году В.Орлов был назначен начальником Айкинского доручастка.
Вторая родина –
усть-вымская земля
- В Айкино я приехал в 1962 году, когда в райцентр перевели один из двух доручастков из Кослана – поначалу он и назывался Косланским, затем Айкинским доручастком. Вся контора тогда размещалась в маленькой будочке, которую на деревянных санях привезли из Айкинского ДОКа, - вспоминает Виталий Николаевич. – Как начинали? Трудно! Дорог в районе не было, люди устраивались на работу и увольнялись – по 120 человек в год приходили-уходили, зарплата была маленькая, работа тяжелая, техники не хватало. Правда, отправляли от предприятия на учебу выпускников Айкинской школы, некоторые возвращались…
Ситуация с дорожным строительством начала меняться в лучшую сторону после принятия Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 7 апреля 1959 года, согласно которому предприятия и организации были обязаны принимать участие в долевом дорожном строительстве. «Решение о привлечении участия в долевом строительстве принимал исполком райсовета – кому перечислять деньги, кому принять участие по прямым договорам, кому в натуре - выделять технику и людей предприятиям дорожной отрасли», - пояснил Виталий Николаевич.
Позитивную организаторскую роль в годы интенсивного строительства дорог в нашем районе, по мнению кадровых дорожников, сыграла председатель райисполкома Мария Петровна Попова.
– Договаривались с предприятиями – Жешартским фанерным заводом, Вашкинским леспромхозом, организациями, так называемого Почтового ящика, – о выделении техники, - вспоминает Виталий Николаевич. – Дело пошло, но проблемы были – на производстве они всегда были и есть, без этого просто не обойтись. Иногда было думаешь – идти на совещание или лучше сразу умереть… Строили дороги не сразу, по участкам, жители, особенно г.Микунь, иногда ругали нас, на чем свет стоит. Но главное было в том, что мы стали их строить!
Самая большая гордость у корифея дорожной отрасли Орлова – это дорога Айкино-Усть-Вымь. А до этого какая была там дорога – не дорога и не направление, а – болотина - особенно от Черного Яра до старинного села, - а какая стала! Да и прослужила она людям долгий срок, потому, что качество строительства, по мнению В. Орлова, было хорошим. «Основа дорожного полотна была из хорошего гравия», - скромно пояснил производственник.
В 1971 году, когда строительство дороги Айкино-Усть-Вымь было близко к завершению, начальник Айкинского доручастка В.Орлов был награжден орденом «Знак Почета». Эту высокую правительственную награду Виталий Николаевич считает самой ценной в своей трудовой деятельности в качестве дорожника.
– Наша работа вся на виду – это дорога, - говорит производственник. – Построишь дорогу – села и деревни, как будто, молодеют, становятся краше. И проехать по хорошей дороге – одно удовольствие!
Дорога – это жизнь
Еще Виталий Орлов любит говорить одну короткую философскую фразу: «Дорога – это жизнь». И правда, где есть дорога, поднимаются дома, зарождается и продолжается жизнь. И относительно его судьбы – это точное выражение. Потому, что дорожник Орлов больше всего именно хотел не ремонтировать, латать, а строить дороги. Ведь дороги служат людям!
В 1976 году, после 14 лет работы в Айкинском доручастке, Виталий Николаевич внезапно принял решение о переезде-переводе в Визингское дорожно-строительное управление №3 в качестве начальника. Супруга плакала: благоустроенную квартиру сдали, оставили, стали жить в вагончике (целый год жили в стесненных условиях), но зато Виталий Николаевич работал в большом управлении – строил дороги – федеральную трассу – и… снова пропадал на работе. «Там отличное шоссе» - с гордостью говорит производственник.
Через 9 лет, в 1985 году, семья Орловых по семейным обстоятельствам снова вернулась в Айкино. В Усть-Вымском районе, а это был 1985 год, работы по дорожному строительству в то время было много – прямо непочатый край. Нужно было строить дороги на Жешарт, Илья-Шор и Серегово. А это поставки, техника, люди – нескончаемый поток проблем…
И снова Виталий Орлов мотался по производственным объектам, внедрял бригадную форму организации труда, устранял внутренние сложности, одной из которых в то время была в освоении дорожниками смежных профессий. В советское время предприятие участвовало в долевом строительстве жилых домов – в райцентре Айкинское ДРСУ построило несколько благоустроенных домов – этими вопросами, как и кадрами, тоже нужно было заниматься.
– За последние годы кадровый состав нашего предприятия стабилизировался. После десятилетки парни идут к нам, мы их направляем на учебу. Отслужив в армии, большинство возвращается обратно. Конечно, процесс становления работника-дорожника происходит не сразу, но кадры у нас в основном местные, живем рядом, всех знаем. Это сказывается на конечных результатах труда. Мы сейчас даже от специалистов отказываемся, своих обучаем в техникумах и институтах. И жилье строим, многие наши работники уже получили жилье, теперь стоят на улучшение, – в интервью газете «Вперёд», опубликованном в № 53 от 1 мая 1987 года, сказал начальник АДРСУ В.Орлов.
А квартиры от предприятия в то время дорожники получали бесплатно! Как и учились бесплатно в техникумах и вузах. Да и зарплата у хороших специалистов рабочей категории – трактористов, бульдозеристов, экскаваторщиков - в хороший сезон составляла 200-300 рублей, а то и выше, советскими деньгами, была даже больше чем у многих руководителей.
Публикация в районной газете накануне Первомая была организована в честь того, что вышел в свет указ Президиума Верховного Совета Коми АССР о присвоении почетного звания «Заслуженный работник народного хозяйства Коми АССР» начальнику Айкинского дорожного ремонтно-строительного участка Виталию Николаевичу Орлову.
Через 5 лет, в июле 1992 года, В.Орлов был награжден знаком «Почетный дорожник России». А в октябре этого года, в 55 лет, из которых более 30 лет он отдал строительству и восстановлению дорог, Виталий Николаевич ушел на заслуженный отдых по причине того, что нужно было ухаживать за престарелой матерью, которую он перевез в Айкино.
Этот факт говорит о многом. В том числе и о решительном характере этого незаурядного человека, который сказывался и в производственной деятельности. Виталий Николаевич рассказывал, что приходя в приемные руководителей высокого ранга, в том числе и генералов, он терпеливо, иногда часами, сидел, ожидая приема – ведь не для себя, для дела надо! Пока эти самые генералы не приказали своим секретаршам пускать Орлова сразу, как придет. То есть, признали и зауважали делового руководителя дорожной отрасли.
Несмотря на высокие регалии, Виталий Николаевич никогда не позволял себе отругать при людях своего работника за какой-то проступок или нарушение трудовой дисциплины, которую (дисциплину) нужно было крепко держать в руках. Ведь на производстве работали мужики, которые иногда позволяли себе и расслабиться.
Семья – надежный тыл
Вскоре после приезда в село Айкино, в 1962 году, 25-летний Виталий встретил свою вторую половину – Галину Старовойтову, родом девушка была из Гама, но школу окончила Айкинскую. В августе 1963 года молодые поженились, в 1964 году в семье Орловых родилась дочь Тамара, через пять лет вторая дочь – Светлана. Обе дочери получили высшее образование, проживают в настоящее время в г.Сыктывкаре. Растут на радость дедушке с бабушкой внуки и правнуки.
Семья для Виталия Николаевича всегда была надежным тылом, опорой и поддержкой в ненормированной по времени трудовой деятельности, которая требовала полной отдачи сил и времени. «Однажды одна из дочерей меня спросила: «А что папа уже не живёт с нами?» – сказала Галина Михайловна. – Я её успокоила: папа на работе. Он ведь и правда - пропадал на работе, особенно в летний сезон, когда была двухсменка, – уходил на работу ни свет, ни заря, возвращался поздно – все дела да проблемы. Всё боролся с бездорожьем…»
– Я рад, что в нашей семье так всё сложилось. Мы с супругой, Галиной Михайловной, в 2013 году уже справили золотую свадьбу. Даст Бог, справим и изумрудную - 55 лет совместной жизни, - говорит Виталий Николаевич. – Еще хочу сказать, что, когда работал, думал - вот выйду на пенсию – всё успею. Но рыбалку забросил по состоянию здоровья, хотя очень любил посидеть с удочкой на бережку реки. Годы диктуют своё! Реденько ездим за грибами с супругой, занимаемся огородом на даче.
Виталий Николаевич скромно умолчал, что он и так много достиг в жизни. И семья считает его самым близким и родным на белом свете человеком, благодарит за доброту и сердце золотое, желая здоровья, и радостей земных!
КЛАВДИЯ ПАВЛОВА.