Главная Общество Дорожник волею судьбы

Дорожник волею судьбы

17 апреля 2017

Почетный дорожник, орденоносец, заслуженный работник народного хозяйства Коми АССР житель села Айкино Виталий Николаевич Орлов на днях встретит свой 80-летний юбилей.

Парень с Вологодчины

Виталий Орлов родился 17 апреля 1937 года в маленькой деревушке из 14 дворов – д.Лаврешево Великоустюгского района Вологодской области в семье колхозников, был третьим, последним ребенком. Глава семейства – Николай Александрович, 1908 года рождения, был участником двух войн - финской и Великой Отечественной (между ними пробыл дома лишь месяц; боевой стаж воина составлял 6 лет). Мама - Ольга Ивановна, простая крестьянская женщина, неутомимая труженица, прожила долгую жизнь – покинула наш бренный мир в 97 лет, её супруг ушёл в мир иной в 84 года. Крепкие были старики!

Виталий после окончания школы решил поступать в речное училище г.Великий Устюг, но его отговорили. И он, подумав и вспомнив своего двоюродного брата, по специальности дорожника, поступил в дорожный техникум. И никогда впоследствии не пожалел об этом, получив хорошее базовое образование (по мнению Орлова, на уровне вузовского), проучившись четыре года у отличных преподавателей.

– Выбор профессии в жизни очень много значит, но всего не решает, - к такому мнению пришел Виталий Николаевич, спустя годы, став кадровым работником дорожной отрасли. – Везде надо работать, и если хорошо будешь трудиться – хорошо будет всем: и обществу, и коллективу, и тебе.

Закончив очное отделение техникума по специальности «техник-строитель по строительству автомобильных дорог, мостов и гражданских сооружений», молодой специалист в 1957 году по распределению был направлен на работу в Объячевский доручасток, где недолгое время проработал в качестве прораба. Весной 1958 года Виталия Орлова призвали в ряды Советской армии, где он прослужил положенные в те времена три года. Служил юноша в городе Кандалакша и в Выборском районе Ленинградской области, в том числе обучал в автошколе водителей.

После демобилизации Виталий Орлов вновь вернулся на прежнее место работы, трудился дорожным мастером, линейным техником. Дорог в то время там не было (до Мурашей ходили пешком – так было надежнее, машины вязли в грязи), жилья тоже. Поэтому 25-летний юноша через два года решил податься и найти работу в Сыктывкаре. В Дорожном управлении г.Сыктывкара, куда он пришел по поводу поиска работы, приметили грамотного специалиста, предложив ему должность главного инженера доручастка №315 в с.Айкино.
В 1967 году В.Орлов был назначен начальником Айкинского доручастка.

Вторая родина –
усть-вымская земля

- В Айкино я приехал в 1962 году, когда в райцентр перевели один из двух доручастков из Кослана – поначалу он и назывался Косланским, затем Айкинским доручастком. Вся контора тогда размещалась в маленькой будочке, которую на деревянных санях привезли из Айкинского ДОКа, - вспоминает Виталий Николаевич. – Как начинали? Трудно! Дорог в районе не было, люди устраивались на работу и увольнялись – по 120 человек в год приходили-уходили, зарплата была маленькая, работа тяжелая, техники не хватало. Правда, отправляли от предприятия на учебу выпускников Айкинской школы, некоторые возвращались…

Ситуация с дорожным строительством начала меняться в лучшую сторону после принятия Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 7 апреля 1959 года, согласно которому предприятия и организации были обязаны принимать участие в долевом дорожном строительстве. «Решение о привлечении участия в долевом строительстве принимал исполком райсовета – кому перечислять деньги, кому принять участие по прямым договорам, кому в натуре - выделять технику и людей предприятиям дорожной отрасли», - пояснил Виталий Николаевич.

Позитивную организаторскую роль в годы интенсивного строительства дорог в нашем районе, по мнению кадровых дорожников, сыграла председатель райисполкома Мария Петровна Попова.

– Договаривались с предприятиями – Жешартским фанерным заводом, Вашкинским леспромхозом, организациями, так называемого Почтового ящика, – о выделении техники, - вспоминает Виталий Николаевич. – Дело пошло, но проблемы были – на производстве они всегда были и есть, без этого просто не обойтись. Иногда было думаешь – идти на совещание или лучше сразу умереть… Строили дороги не сразу, по участкам, жители, особенно г.Микунь, иногда ругали нас, на чем свет стоит. Но главное было в том, что мы стали их строить!

Самая большая гордость у корифея дорожной отрасли Орлова – это дорога Айкино-Усть-Вымь. А до этого какая была там дорога – не дорога и не направление, а – болотина - особенно от Черного Яра до старинного села, - а какая стала! Да и прослужила она людям долгий срок, потому, что качество строительства, по мнению В. Орлова, было хорошим. «Основа дорожного полотна была из хорошего гравия», - скромно пояснил производственник.

В 1971 году, когда строительство дороги Айкино-Усть-Вымь было близко к завершению, начальник Айкинского доручастка В.Орлов был награжден орденом «Знак Почета». Эту высокую правительственную награду Виталий Николаевич считает самой ценной в своей трудовой деятельности в качестве дорожника.

– Наша работа вся на виду – это дорога, - говорит производственник. – Построишь дорогу – села и деревни, как будто, молодеют, становятся краше. И проехать по хорошей дороге – одно удовольствие!

Дорога – это жизнь

Еще Виталий Орлов любит говорить одну короткую философскую фразу: «Дорога – это жизнь». И правда, где есть дорога, поднимаются дома, зарождается и продолжается жизнь. И относительно его судьбы – это точное выражение. Потому, что дорожник Орлов больше всего именно хотел не ремонтировать, латать, а строить дороги. Ведь дороги служат людям!

В 1976 году, после 14 лет работы в Айкинском доручастке, Виталий Николаевич внезапно принял решение о переезде-переводе в Визингское дорожно-строительное управление №3 в качестве начальника. Супруга плакала: благоустроенную квартиру сдали, оставили, стали жить в вагончике (целый год жили в стесненных условиях), но зато Виталий Николаевич работал в большом управлении – строил дороги – федеральную трассу – и… снова пропадал на работе. «Там отличное шоссе» - с гордостью говорит производственник.

Через 9 лет, в 1985 году, семья Орловых по семейным обстоятельствам снова вернулась в Айкино. В Усть-Вымском районе, а это был 1985 год, работы по дорожному строительству в то время было много – прямо непочатый край. Нужно было строить дороги на Жешарт, Илья-Шор и Серегово. А это поставки, техника, люди – нескончаемый поток проблем…

И снова Виталий Орлов мотался по производственным объектам, внедрял бригадную форму организации труда, устранял внутренние сложности, одной из которых в то время была в освоении дорожниками смежных профессий. В советское время предприятие участвовало в долевом строительстве жилых домов – в райцентре Айкинское ДРСУ построило несколько благоустроенных домов – этими вопросами, как и кадрами, тоже нужно было заниматься.

– За последние годы кадровый состав нашего предприятия стабилизировался. После десятилетки парни идут к нам, мы их направляем на учебу. Отслужив в армии, большинство возвращается обратно. Конечно, процесс становления работника-дорожника происходит не сразу, но кадры у нас в основном местные, живем рядом, всех знаем. Это сказывается на конечных результатах труда. Мы сейчас даже от специалистов отказываемся, своих обучаем в техникумах и институтах. И жилье строим, многие наши работники уже получили жилье, теперь стоят на улучшение, – в интервью газете «Вперёд», опубликованном в № 53 от 1 мая 1987 года, сказал начальник АДРСУ В.Орлов.

А квартиры от предприятия в то время дорожники получали бесплатно! Как и учились бесплатно в техникумах и вузах. Да и зарплата у хороших специалистов рабочей категории – трактористов, бульдозеристов, экскаваторщиков - в хороший сезон составляла 200-300 рублей, а то и выше, советскими деньгами, была даже больше чем у многих руководителей.

Публикация в районной газете накануне Первомая была организована в честь того, что вышел в свет указ Президиума Верховного Совета Коми АССР о присвоении почетного звания «Заслуженный работник народного хозяйства Коми АССР» начальнику Айкинского дорожного ремонтно-строительного участка Виталию Николаевичу Орлову.

Через 5 лет, в июле 1992 года, В.Орлов был награжден знаком «Почетный дорожник России». А в октябре этого года, в 55 лет, из которых более 30 лет он отдал строительству и восстановлению дорог, Виталий Николаевич ушел на заслуженный отдых по причине того, что нужно было ухаживать за престарелой матерью, которую он перевез в Айкино.

Этот факт говорит о многом. В том числе и о решительном характере этого незаурядного человека, который сказывался и в производственной деятельности. Виталий Николаевич рассказывал, что приходя в приемные руководителей высокого ранга, в том числе и генералов, он терпеливо, иногда часами, сидел, ожидая приема – ведь не для себя, для дела надо! Пока эти самые генералы не приказали своим секретаршам пускать Орлова сразу, как придет. То есть, признали и зауважали делового руководителя дорожной отрасли.

Несмотря на высокие регалии, Виталий Николаевич никогда не позволял себе отругать при людях своего работника за какой-то проступок или нарушение трудовой дисциплины, которую (дисциплину) нужно было крепко держать в руках. Ведь на производстве работали мужики, которые иногда позволяли себе и расслабиться.

Семья – надежный тыл

Вскоре после приезда в село Айкино, в 1962 году, 25-летний Виталий встретил свою вторую половину – Галину Старовойтову, родом девушка была из Гама, но школу окончила Айкинскую. В августе 1963 года молодые поженились, в 1964 году в семье Орловых родилась дочь Тамара, через пять лет вторая дочь – Светлана. Обе дочери получили высшее образование, проживают в настоящее время в г.Сыктывкаре. Растут на радость дедушке с бабушкой внуки и правнуки.

Семья для Виталия Николаевича всегда была надежным тылом, опорой и поддержкой в ненормированной по времени трудовой деятельности, которая требовала полной отдачи сил и времени. «Однажды одна из дочерей меня спросила: «А что папа уже не живёт с нами?» – сказала Галина Михайловна. – Я её успокоила: папа на работе. Он ведь и правда - пропадал на работе, особенно в летний сезон, когда была двухсменка, – уходил на работу ни свет, ни заря, возвращался поздно – все дела да проблемы. Всё боролся с бездорожьем…»

– Я рад, что в нашей семье так всё сложилось. Мы с супругой, Галиной Михайловной, в 2013 году уже справили золотую свадьбу. Даст Бог, справим и изумрудную - 55 лет совместной жизни, - говорит Виталий Николаевич. – Еще хочу сказать, что, когда работал, думал - вот выйду на пенсию – всё успею. Но рыбалку забросил по состоянию здоровья, хотя очень любил посидеть с удочкой на бережку реки. Годы диктуют своё! Реденько ездим за грибами с супругой, занимаемся огородом на даче.
Виталий Николаевич скромно умолчал, что он и так много достиг в жизни. И семья считает его самым близким и родным на белом свете человеком, благодарит за доброту и сердце золотое, желая здоровья, и радостей земных!

КЛАВДИЯ ПАВЛОВА.

Комментарии (0)


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих