Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Главная Общество Гордое слово – Учитель

Гордое слово – Учитель

29 января 2015

В редакцию нашей газеты пришло письмо, в котором сообщалось, что недавно исполнилось 75 лет известной в районе учительнице русского языка и литературы СОШ №1 города Микунь Галине Васильевне Поповой. Многие знают её как требовательного учителя, строгого директора и мудрого наставника бывшей школы №6. Особо было подчёркнуто, что Галина Васильевна до сих пор трудится в школе – уже более 50 лет – и пользуется уважением коллектива и любовью учеников. А мои коллеги дополнили: при этом она потрясающе выглядит!

В светлом коридоре школы №1 г.Микунь меня с радостной улыбкой встретила моложавая женщина лет 45-48. Ну, подумала я, завуч спешит извиниться, что встреча не состоится. Однако, к моему великому удивлению, это оказалась сама Галина Васильевна! Я не удержалась от восторженного комплимента. Она рассмеялась, и мы как давние знакомые пошли в её класс-кабинет. Просторно, тепло, светло. Привычно занимаю место за партой перед учительским столом. Самое удобное место для разговора с Учителем по душам.

– Галина Васильевна, кто были ваши родители, сколько детишек они вырастили, каким вы были ребёнком?
– Мои родители были простыми колхозниками. Папа, Василий Клементьевич, родом из деревни Ляли, мама, Мария Васильевна, из Усть-Выми. Поженившись, они обосновались в селе Усть-Вымь, там же родились четверо детей из пяти: Ангелина в 1938 году, я в 1939, в 1943-м – Елизавета, в 1945 году – наш единственный брат Александр. В 1949 году уже в Микуни родилась наша младшенькая, Татьяна. Жили, конечно, трудно: война есть война. Все силы были брошены на помощь фронту. Но мы были слишком малы, чтобы понимать, насколько тяжело мы существовали: нам не с чем было сравнивать. Поэтому принимали жизнь такой, какой она была.

– А как ваша семья попала в Микунь?
– В 1947 году начала строиться железная дорога на Север. В Княжпогосте объявили набор желающих работать паровозниками-кочегарами, помощниками машинистов, путейцами. Отец воспринял это как возможность изменить жизнь к лучшему и отправился в Княжпогост, где устроился кочегаром на паровоз. А когда в том же году депо перевели в Микунь, он как железнодорожник получил и служебное жильё, и 10 соток земли. Вот так наша семья и укоренилась в Микуни. Вскоре отец стал помощником машиниста. В это время мама уже была больна, сильно простыла. В Усть-Выми случилось несчастье: по тонкому льду в полынью угодила корова. И женщины несколько часов вытаскивали бедную бурёнку из ледяной воды. Увы, спасти её не удалось, и тушу просто пустили на мясо.
При этом мама сильно промокла – вся одежда на груди покрылась льдом. Сильная простуда подкосила мамино здоровье и уже не дала оправиться до конца жизни.

Но жизнь в Микуни постепенно налаживалась. Мои родители были очень работящими, такими растили и нас. У нас был большой огород, корова, несколько свиней, десяток коз, мы с соседями держали лошадь. Всё моё «летнее» детство прошло на берегах реки Шежамки. Заготовка сена, ягод, грибов, веников для козочек – вот такими были наши детские забавы. Родителей мы слушались. Конечно, и шалости у нас бывали, как без этого? Но была и ответственность перед семьёй. Учились мы хорошо. В 1962 году грянула беда: умерла мама. Дом осиротел. В этом горе мы поняли, какую большую роль она играла в нашей семье и в нашем воспитании! Ангелина в это время заканчивала Ленинградский институт инженеров ж/д транспорта, я – педагогическое училище в Сыктывкаре. Но беда не приходит одна: вскоре семья лишилась и отца… Мы с сестрой приняли на себя ответственность за младших сестёр и брата. Лизе пришлось осваивать в торгово-кулинарном техникуме профессию повара, и потом уже втроём мы дали образование Саше и Танюше. Саша пошёл по стопам старшей сестры. Татьяна окончила в Сыктывкаре медицинский техникум. Все выросли хорошими, трудолюбивыми людьми, все обзавелись семьями, а я осталась верна своей самой большой любви – профессии учителя.

– Зато у вас, Галина Васильевна, самая большая семья! Сколько преданных учеников вы вырастили за время работы в школе – и не сосчитать!
– В этом вы правы. Я всецело отдалась работе. (Я рассматриваю фотографии. Вот юная учительница со своими первоклашками).

– Не поверю, чтобы у такой красивой девушки не было кавалеров!
– Кавалеров хватало, не спорю. Но все они отступали на задний план перед моей работой с восьми утра и до позднего вечера, перед ответственностью за детей, которых я должна была научить самым главным вещам в жизни. Не только читать, писать и считать, но и мыслить, быть честными, справедливыми, трудолюбивыми, патриотами. Слишком сильна была память о прошедшей войне. Мы готовили защитников Отечества.

– Галина Васильевна, помните ли вы свой первый рабочий день в школе?
– Конечно, помню. После торжественной линейки в классе собрались 42 моих ученика со своими родителями, бабушками, дедушками – всего около ста человек. И я со страхом думала: как же я справлюсь с таким количеством людей?! Но с первых слов приветствия воцарилась тишина, которая так и прижилась в классе на все школьные годы.

– Что представляла собой школа, в которой вы начинали работать?
– На месте теперешней школы, в которой мы с вами сидим, была школа №16 Северной железной дороги, головное предприятие которой находилось в Ярославле. Это было деревянное здание с печным отоплением. Зимы тогда были суровые. Бывало, приходишь в школу утром, печь уже топится, а чернила в чернильницах ещё не оттаяли. Дров привозили нам достаточно, но надо было их наколоть, занести в школу к каждой из печей, чтобы уборщица утром могла протопить классы. Мальчишки кололи, девочки заносили. Всё это было в порядке вещей! Мы много чего делали своим трудом, потому что помощи было ждать неоткуда.

– Трудно было расставаться с первым своими детками по окончании ими 4-х классов?
– А мы и не расставались! За эти годы я успела заочно окончить филфак КГПИ и получить диплом за четыре года вместо пяти, так как мне очень хотелось остаться классным руководителем своих «первашей»! Это была моя, скажем так, первая, дружная, сплочённая семья! Много воды утекло с тех пор. Те ребята уже пенсионеры, многие отошли от дел. А я всё продолжаю свою работу! (Галина Васильевна смеётся).

– Так вы всю жизнь и проработали учителем?
– Нет. Несколько лет я была педагогом-организатором (внеклассной работы), а также директором школы. Это тоже интересные периоды в моей жизни. Но это чуть позже, в восьмидесятых.

А в начале 70-х годов стала строиться косланская ветка. Привлекли много новых рабочих, к нам в республику приехали болгары на лесоразработки, их дети пришли в нашу школу №16, выросшую до неузнаваемости. Она считалась одной из самых крупных по Ярославскому отделу железных дорог: больше 1300 школьников! Одних девятых классов было 5! Более ста учителей работали в две полные смены! Много было детей болгарских лесозаготовителей. Мы близко познакомились с культурой братской страны, были у нас замечательные праздники.

Ещё, помнится, нашим ребятам очень хотелось иметь свой инструментальный ансамбль. Но мы жили в глубокой провинции. А где взять деньги? На спонсорство рассчитывать не приходилось. Решили заработать!

– В те времена можно было зарабатывать детям?
– Вы не поверите: всё было гораздо проще, чем сейчас. Сейчас шагу ступить нельзя без специального разрешения опекающих органов. А тогда решили так: половина ребят устроится на два месяца в путевую часть на расчистку лесополос вдоль железных дорог. И, пройдя инструктаж, мальчишки получили ножовки, топорики и пошли на работу! Вторая большая группа – артистов – под руководством учителя русского языка и литературы Людмилы Васильевны Поповой ездила по предприятиям с концертами. Выступали на ЖФК, в воинской части, в домах культуры, в учебных заведениях. Бывало, растроганные производственники выделяли материальное поощрение юным талантам…

(Сама Галина Васильевна тоже устраивалась на работу! И месяц работала вместе с детьми. Потом её место заняла Людмила Васильевна Попова, тоже языковед, а с артистами путешествовала Галина Васильевна. И их зарплата шла в общую копилку. Так и собрали необходимую сумму, а один из родителей привёз из Ярославля полный комплект музыкальных инструментов и оборудования. Как гордилась школа своим ансамблем! На танцевальные вечера в школу приходили гости из железнодорожного училища, воинской части, из других школ.

Вообще Галина Васильевна считает, что в общих делах – будь то уборка класса или школьной территории, посадка деревьев или ремонт, подготовка к КВНу – учитель непременно должен работать наравне со своими учениками. «Ничто так не вдохновляет детей, как личный пример руководителя и ничто так не роняет его авторитет, как роль надзирателя за исполнением работ», – уверенно говорит она).

– Как и во всех советских школах, у вас были октябрята, пионеры и комсомольцы…
– С самых первых классов учащиеся в соответствии с возрастом вступали в эти организации и становились частью молодёжного движения страны. С младых ногтей человек обучался правилам общения, нормам поведения, ему прививались навыки работы в коллективе. Каждому, даже самому инертному ученику, поручались посильные дела. Выпускались стенгазеты, устраивались учебные и трудовые соревнования между пионерскими отрядами, комсомольскими ячейками. Жизнь коллектива обсуждалась на общешкольных собраниях, собраниях пионерской дружины и комсомольской организации школы, и ни один проступок не оставался без внимания. Работали разнообразные творческие кружки и клубы: хоровой, танцевальный, театральный, клуб юных натуралистов, юных друзей милиции, пожарных, юных железнодорожников.

– Интересно, чем же могли на практике заниматься юные железнодорожники?! Не поезда же водить?
– А как вы думаете? Ежегодно на летних каникулах 20 лучших членов этого клуба ездили в Ярославль на детскую железную дорогу, которая обслуживалась – от кассира до машиниста! – самими детьми! По настоящим рельсам ходил настоящий состав, в вагонах не только катались дети, но и ездили дачники. И билеты были самые настоящие! И проводники, и стрелочники, и обходчики путей – дети! Вы можете себе представить что-то в этом роде сегодня?!

За хорошую работу клуба детей поощряли и путёвками на экскурсии в другие города. Зря говорят, что у детей не было свободы! У них её было достаточно, чтобы вырасти самостоятельными людьми, имеющими в жизни ясную цель.

– Что помогало поддерживать авторитет учителя в школе?
– Во-первых, в те времена образование давалось не так-то легко. «Купить» диплом было практически невозможно. Нужно было обладать определёнными способностями и упорно учиться. При поступлении – никаких тестов! Четыре экзамена, и среди них – сочинение, обязательное даже для математиков и технарей.

Далее. Учитель не мог себе позволить быть некомпетентным. Он не мог сказать: «Я этого не знаю». Он мог сказать: «Мы это узнаем» и организовать поисковую, исследовательскую и даже научную деятельность в ученической среде!

В-третьих, учитель с дореволюционных времён служил примером воспитанности и благородства. И, разумеется, в педагоги шли по призванию. То есть чётко осознавая, что будут иметь дело как минимум с сотней разнохарактерных человечков.

– И всё-таки, сознайтесь, Галина Васильевна, как вам удаётся оставаться такой молодой?
– Все эти годы я провела среди детей и молодёжи. Если ты от чистого сердца отдаёшь ученикам свои силы и знания, то взамен получаешь во столько раз больше, сколько ребят тебя искренне любят. Я до сих пор помню и люблю своих учителей: первую учительницу Нину Николаевну Васильеву, языковедов Глафиру Васильевну Гурьеву и Светлану Семёновну Безуглову.

– Литература – это и изложение своей мысли, и настоящее творчество. Несомненно, вы со своими детьми не оставались в стороне от участия в конкурсах...
– Мы с детьми участвовали в конкурсе сочинений о Коми крае, заняли по республике I место и получили благодарственное письмо от Главы республики (в то время) Юрия Алексеевича Спиридонова. В 2008 году и я сама получила благодарность от руководства «Почты России» за организацию и проведение под моим руководством «Урока Письма» в рамках регионального этапа всероссийского конкурса «Лучший урок письма». И это только то, что сразу пришло на память.

– А помните ли вы своих выпускников?
– Своих выпускников я помню очень хорошо. Мне очень дороги их письма. В них столько тепла, любви и благодарности, что я с уверенностью могу сказать: моя жизнь состоялась.

– Галина Васильевна, если бы удалось повернуть время вспять и начать жизнь, вы бы в ней что-нибудь изменили?
– Тот, кто говорит, что повторил бы свой путь точно так же, лукавит. Оглядываясь назад, понимаешь, что не всё в этой жизни зависит только от тебя. Порой ты становишься перед выбором, который даётся тебе всей твоей прежней жизнью или другими людьми – не теми, от которых зависишь ты, а теми, которые зависят от тебя. И ты не имеешь права сломать их судьбу… Но если бы мне представилась такая возможность, я бы прожила жизнь, как и теперь – честным человеком. А трудности? Трудностей я не боюсь.

Много чего осталось за гранью нашей беседы. Но, думаю, это не последняя встреча с замечательным человеком, одно присутствие которого убеждает: Учитель – это звучит гордо!

НАТАЛЬЯ САВЕЛЬЕВА.
 

Комментарии (1)

Андреева (Горягина) Людмила
08.02.2022 в 17:56

УРОКИ ДОБРА
Одна из немногих учителей, что оставила в душе добрый след и которую тепло вспоминаю. Галина Васильевна Попова. Учитель словесности. Учитель от Бога.
Что отличало её от других преподавателей?
Молодость, легкий макияж и модная прическа. Невысокая, стройная, она со вкусом одевалась и носила туфли на шпильках.
В строгие шестидесятые в этом был некоторый вызов обществу.
Подумать только: учила нас полвека тому назад. Подросли наши дети – учила детей. И продолжает учить наших внуков!
Какая она? В меру строгая, но легкая в общении.
Принимала и любила нас такими, какими мы были, и незаметно каждый день направляла и вела в нужном направлении.
На ее уроки мы шли как на праздник. Все премудрости русского языка учительница удивительным образом объясняла так, что всё запоминалось само собой.
Самые отчаянные лодыри и прогульщики писали без ошибок. Любили книгу. Учились правильно излагать и мыслить. Если нужно, были готовы к любым испытаниям и трудностям. По примеру отцов, дедов и любимых литературных героев.
Галина Васильевна учила нас думать, сравнивать. Сопереживать.
Шестьдесят лет учительства. Это как нужно любить свою профессию.
И какие стальные нервы нужно иметь.
Вот кому президент должен вручать в Кремле орден за заслуги перед Отечеством, высшей степени! А не Миллерам и Чубайсам.
Уроки её часто превращались в театрализованные действия. Помню, мы читали гоголевский «Ревизор» в лицах и хохотали от души.
А она шла в ногу со временем и не переставала удивлять.
Например, приносила на урок проигрыватель с пластинками. Или невиданный нами катушечный магнитофон. Мы импровизировали, читали перед микрофоном стихи и пели песни. И тут же слышали в записи собственный голос.
Это казалось невероятным.
Галина Васильевна учила нас слушать и понимать классиков. Не только стихи и прозу, но и классическую музыку.
…Она и сейчас бодра, как от молодильных яблочек. Видно, знает секрет от старости.
Спасибо за то, что вложила в нас частичку самой себя.
Такие уроки добра – на всю жизнь.


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих