Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       

Главная Общество Главное было – выжить

Главное было – выжить

30 октября 2023

В 1930-1940-е годы в СССР были безвинно репрессированы сотни тысяч граждан.

Значительная часть подвергшихся репрессиям после допросов и пыток была расстреляна, ещё больше погибло от голода, непосильного труда и болезней. Умерших хоронили где попало: возле бараков и дорог, в лесных массивах, на берегах рек. Ну а те, кто выжил, в основном это были ссыльные, включались в ритм жизни, осваивались в новых условиях, заводили семьи, строились, как могли и из чего могли, заводили хозяйство.

Семья Телятинских: Мария Григорьевна и Николай Иванович с сыновьями Романом и Евгением,

невесткой Капитолиной и внуками Богданом и Татьяной. Фото 1962 года.

ИЗ ОККУПАЦИИ В ССЫЛКУ

Наш Коми край в те годы стал одним из мест заключения и массовой ссылки советских граждан. В республику завозили раскулаченных, пленных польских и немецких солдат, граждан прибалтийских республик и жителей Украины.

Не минула сия скорбная чаша и семью Марии Григорьевны и Николая Ивановича Телятинских. Они и их близкие родственники после революции оказались в Польше. Но поляки относились к украинцам, как к людям второго сорта – унижали, чинили всякие препятствия тем, кто пытался заняться доходным делом. Из-за этого многие уехали на Украину. Так же поступили и Телятинские. Зажили в новом месте в хорошем доме, завели большой сад. Но тут началась Великая Отечественная война, на Украину пришли немцы.

В оккупацию немецкие заготовители забирали из хозяйств местных жителей всю живность для нужд своей армии. Скот приходилось держать в лесу, куда заготовители заходить боялись. К концу войны у Телятинских в семье было уже десять детей. Чтобы прокормить их, в лесу держали большое хозяйство, в котором было две лошади, три коровы, молодняк КРС на откорме, гуси.

Когда Германия начала испытывать недостаток в трудовых ресурсах, с оккупированных советских территорий начали вывозить молодёжь. Пришли и за старшими детьми Телятинских – двумя сыновьями и дочерью. Сыновья пытались убежать, их за это расстреляли.

В 1944 году пришла Красная армия. Началось восстановление органов партийной и советской власти. Телятинских раскулачили – забрали дом под сельсовет, сад, скотину, отобрали детей, которых отправили в детдом на «перевоспитание». Марию и Николая сослали на север, в неведомый и далёкий холодный Коми край. При них осталась только младшая двухлетняя дочь Даша.

С собой взяли что-то из одежды, а также подушки и одеяло из гусиного пуха, так как они были очень лёгкими. Это и спасло супругов и их дочь от голодной смерти – во время дальнего пути и по приезде в Вогваздино подушки выменивали на продукты. В семье осталось только одеяло, куда заворачивали дочь, спасая от холода. Позже Мария отстирала пух и сделала из него подушки.

НА КОМИ ЗЕМЛЕ

Из деревни Вогваздино Телятинские перебрались в село Айкино, где Николай устроился на работу на электростанцию на разгрузку угля. Дети оказались в одном из уральских детских домов. Их унижали, а старших – Романа и Евгения, ещё и наказывал воспитатель, который очень любил выкручивать им уши. Мальчики, узнав, где находятся родители, решили сбежать. Как они добирались до Айкино – одному Богу известно. Еду добывал Женя: он умел находить подход к людям, и те давали ему что могли – кто хлеба, кто картошку.

То, что испытали родители, увидев сыновей, описать невозможно. Жили они тогда в бараке, детей прятали под кроватью, чтобы никто не узнал об их присутствии. Примерно через год добились, чтобы их разрешили оставить. Мальчики окончили школу в селе Айкино. Их родители в тот период уже работали в Северном управлении речного пароходства. Поначалу туда же устроились на работу и сыновья. Позднее Роман Телятинский стал работать в Комилесе, был одним из его руководителей.

Николаю Ивановичу и Марии Григо-рьевне в начале 1960-х годов разрешили вернуться на Украину, дали небольшой домик с глиняным полом, часть фруктового сада. Дети, чем могли, помогали им. Но сами они остались жить в Коми крае.

Пытались найти следы братьев и сестёр, оставшихся в детских домах, но поиски оказались безрезультатными.

ВТОРАЯ РОДИНА

Роман Телятинский женился на коми девушке Капитолине Кызьюровой из деревни Вогваздино. Отца Капитолины – Василия Степановича, призвали в Красную армию вскоре после начала Великой Отечественной войны, он был замполитом, погиб в октябре 1942 года. Мама – Лидия Павловна, всю жизнь трудилась в сельском хозяйстве, была дояркой. Оставшись одна с шестью детьми, она испытала все тяготы военного периода. Однажды с парохода на берег возле деревни выкинули заплесневевший хлеб. Несколько женщин, в числе которых была и Лидия, подобрали буханки, разделили между собой. Обрезав корки, Лидия дала серединки детям, а остальное съела сама. Отравилась, едва выжила.

Несмотря на все жизненные невзгоды, Лидия Павловна вырастила детей, трём сыновьям помогла получить образование: старший стал геологом, средний – машинистом паровоза, младший – лесником. Старший сын погиб после амнистирования уголовников Лаврентием Берия: он получил для работников геологической партии заработную плату, но до места назначения не добрался. Его тело нашли только на следующий год, а деньги пропали.

Старшая из её дочерей уехала в Свердловск (ныне Екатеринбург), работала на заводе, младшая стала поваром, Капитолина проработала в Северном речном пароходстве приёмо-сдатчиком.

В семье у Романа и Капитолины Телятинских родились две дочери – Татьяна и Наташа, сын Богдан. Татьяна и Богдан проживают в Айкино, Наталья – в Красном Затоне под Сыктывкаром.

«В нашей семье с малых лет детей приучали к труду, – вспоминает Татьяна Павлова (в девичестве Телятинская). – Если работали родители, к ним всегда присоединялись дети. Общий труд – это не только трудовое воспитание детей, но и элемент сплачивания семьи.

Отец много и с удовольствием читал, приучил к этому и нас. Он начинал читать нам сказку или рассказ, но не дочитывал до конца, говорил, что если хотите узнать, что было дальше, читайте сами. И мы читали, а затем пересказывали отцу.

Он также очень любил фотографировать, поэтому у нас в семейных альбомах осталось много фотографий. Научил фотографировать и нас, детей. Кроме того, родители оба умели хорошо вышивать и также этому научили нас.

Мама, отец и бабушки очень хорошо готовили. Лидия Павловна и Капитолина Васильевна по воскресеньям пекли коми шаньги на тонкой корочке с разными начинками, готовили кашу на молоке в большой деревенской печи. Мария Григорьевна готовила вареники, голубцы, галушки, которые кушали с борщом. Хорошо готовим и мы, их дети, научили этому и своих детей.

Годы лихолетья научили наших бабушек, дедушку и родителей очень бережно относиться к еде. В хозяйстве ничего не выкидывалось, всё шло в дело. Отец был неплохим рыбаком и часто приносил домой рыбу. Всё чистили, мелкую укладывали в банки и консервировали, крупную жарили, варили уху, делали рыбники.

Держали мы и личное подсобное хозяйство, где были козы, а затем держали корову, сажали большой огород, где выращивали картофель и овощи».

Вышесказанное – это лишь один из примеров трагических событий тех далёких лет, когда людей сажали в лагеря или расстреливали по доносу, самых крепких и умелых сельских тружеников причисляли к врагам народа, раскулачивали, разъединяли семьи, превращали людей в рабов без права голоса и выражения своего мнения. Перед Великой Отечественной войной была практически обезглавлена Красная армия – большинство из тех офицеров, кто приобрёл боевой опыт в Испании, в боях возле озера Хасан и на реке Ханкин-Гол, в войне с Финляндией, при освобождении западных областей Украины, Белоруссии и Литвы были арестованы и расстреляны, притом многие уже после начала войны. Те страшные времена в России не должны повториться!

АЛЕКСАНДР ЛЮТОЕВ.

Комментарии (1)

Валентина
30.10.2023 в 16:19

Спасибо за статью


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих