Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Главная Общество Фронтовые письма - голоса далекой войны

Фронтовые письма - голоса далекой войны

20 июня 2014

22 июня исполнится 73 года, как началась самая кровопролитная война в истории человечества - Великая Отечественная, которая продолжалась 1418 дней. В нашей стране практически нет такой семьи, в которой в военное лихолетье кто-то не погиб, не пропал без вести или не был ранен… 

Документы войны

В музее «История деревни Туискерес» хранятся фронтовые письма участников Великой Отечественной войны. На территории СП «Кожмудор» сейчас уже не осталось в живых ни одного из тех, кто мог бы рассказать, о чем думал, что видел, что чувствовал солдат, готовясь к атаке или выходя из боя.

Теперь, чтобы воссоздать обстановку Великой Отечественной войны, мы все чаще обращаемся к документам тех лет. И самые достоверные и откровенные из них – письма фронтовиков в родной дом. Со страниц этих писем мы слышим голоса тех, кого уже нет, кто отдал свои жизни за нас с вами, за то, чтобы мы жили и сделали все то, чего не успели сделать они.

Всего в фондах нашего музея хранится 31 письмо военных лет. 28 из них - это письма, полученные с фронта от тех солдат, которые погибли или пропали без вести. Еще три письма - это письма, отправленные родным на фронт, но по причине выбытия адресата вернувшиеся обратно. В подавляющем большинстве не сохранились письма тех, кто вернулся с войны живым. Житейская логика: зачем хранить письма фронтовика, кому они нужны, когда вот он сам, вернувшийся с войны.

Фронтовые письма писались в перерыве между боями, в госпиталях, на передовой, перед атакой, когда солдат не знает, будет ли жив через час. Все 30 писем написаны простым или чернильным карандашом, который за 70 лет сильно выцвел, и прочитать некоторые предложения, особенно на краях и сгибах листочков, уже невозможно. Из всех писем три написаны на почтовых карточках, еще два – на специальных почтовых бланках для писем с отметкой «Воинское», остальные на том, что попало под руки: тетрадные листки и обложки, оберточная бумага, обратная сторона другого письма.

На некоторых письмах можно увидеть строчки, закрашенные простым карандашом или тушью – это военная цензура вымарывала из писем запрещенную информацию. А запрещалось писать в письмах многое: нельзя было подробно описывать реальное положение дел на фронте, где идут бои, количество потерь. На каждом письме, независимо от того, с фронта или на фронт написано оно, стоит штамп: «Просмотрено/военной цензурой».

«Привет с Ленфронта!»

 Не было на фронте человека, который бы не скучал по родному дому. Неслучайно почти все письма начинаются с обращения к родным и близким: «Привет с Ленфронта!!! Здравствуйте мои родители. Я вам шлю горячий привет и желаю вам все хорошо вашей жизни».

«Добрый день, добрый час, весёлый минут, мои родные родители, мама, папа и брат Петр. Я вам шлю чистосердечный красноармейский горячий привет и желаю вам (счастья) работать в колхозе по стахановски».

Большинство фронтовых писем, хранящихся в Туискересском музее (23 из 31 письма), были написаны двумя братьями - Ильей и Феодосием Туркиными своему отцу - Ивану Алексеевичу Туркину, проживающему в деревне Туискерес. Оба брата были призваны в 1942 году, сначала старший Илья, 1921 года рождения, затем младший Феодосий, 1924 г.р. Оба прошли учебу в г.Молотовск Архангельской области, а затем попали на Ленинградский фронт.

Почти все их письма написаны на коми языке, только последнее письмо Феодосия с фронта почти полностью на русском. Читая их бесхитростные письма, написанные корявым, почти детским почерком, с множеством ошибок и без соблюдения хоть каких-нибудь правил грамматики, становится понятно, что братья учились только в начальной школе. И вряд ли им приходилось что-нибудь писать до войны, а уж письма тем более.

«Добрый день, веселая минута. Отец, как ты живешь, я шлю тебе поклон, Клавдия, как ты живешь, я шлю тебе поклон, невестка, я пишу тебе поклон…» Так начинаются почти все письма Ильи, написанные на коми языке.

«Отец, ты сильно молись, чтобы я вернулся домой живым» (перевод с коми языка), - просят отца оба брата. «Вы хоть меня совсем не забывайте, может я вернусь обратно живым» (перевод с коми языка), - пишет Илья домой. Но не смогли спасти сыновей молитвы отца, на обоих братьев пришли похоронки: старший погиб в январе 1943, а младший - пропал без вести в июне того же года.

Письма фронтовиков позволяют увидеть их такими, какими они были, когда торопливо, привалившись к стенке окопа, а то и просто на колене писали свои скупые строки. В них они старались ободрить близких, знакомых, поделиться чувствами и мыслями, сообщить, чтокаждый из них жив-здоров, воюет, бьет врага, и заверить, что вернется домой с победой.

«Я пока живу хорошо, но вас не знаю как вы там живете. Я уже не получал от вас писем… Мама скоро вернемся с победой. Разгромим немецких палачей и придем с победой», - так писал домой рядовой Александр Константинович Туркин из Гажакереса, который пропал без вести в марте 1942 года.

 Я вернусь, ты только очень жди…

Во всех письмах с фронта видна забота о своих близких, оставшихся в тылу. Хотя в весточках на фронт родные не стремились рассказывать о своих трудностях, а, наоборот, приукрашивали действительность, солдаты хорошо понимали, что им порой не легче, чем им. Поэтому они старались подбодрить своих родных, скорей сообщить, что пока живы и здоровы, и как можно больше узнать о жизни дома. «Вот мама пишите сразу как получите это письмо. И сколько трудодень сейчас, и сколько хлеба на трудодень, и молотили нет еще. И кто где работает, кто в колхозе, кто на сплаве, кто на лесозаготовке. Папа наверно опять конюхом…»

Никто нам не расскажет о событиях тех лет более правдиво, хотя очень скупо, чем сами фронтовики в своих наскоро написанных письмах. Мало писал солдат о своих тяготах: «…жив, здоров, воюю помаленьку». А иногда и того проще: «работаем». «Я же сам пока жив и здоров, цел и невредим. Питаюсь по-среднему, живу так, как требуется на войне. Опасности и смерти я почему то не боюсь и при разрывах бомб и снарядов спокойно засыпаю и сплю. А раз я спокоен, то тебе тем более беспокоиться обо мне не нужно».

В своих письмах родным писали солдаты и о том, как они вернутся домой, какой будет долгожданная встреча. Вот строки из письма уроженца из деревни Назар Ивана Ивановича Политова сыну Валерьяну (перевод с коми языка): «Сынок Валерьян, ты сейчас хозяин, к приезду папы приготовь литр спирта, папа вернусь и мы отец с сыновьями выпьем. А вам, Тамара с Лидочкой, купить балалайку или гитару и научиться играть к моему приезду, нас веселить, чтобы первая встреча была веселой и счастливой. Ну а матери, конечно, приготовить ведро сура и ведро капусты да еще три рыбника. Валерьян, ты хозяин, я написал, а ты потом действуй. Папа прогоню немцев с нашей земли и вернусь домой… Крепко обнимаю и целую, твой отец. 18/VII 43 г.»).

Но не получилась долгожданная встреча с родными - 15 января 1945 года гвардии ефрейтор Политов Иван Иванович погиб в боях за Польшу…

А как ждали дома солдатские письма-треугольнички?! У этих писем были трудные судьбы, долгие пути. Но родные надеялись, ведь если пришло письмо – жив солдат! И с таким же страхом встречали и каждое письмо в казенном конверте, которые называли «похоронками». В таких конвертах чаще всего приходили извещения о том, что кто-то из родных погиб или пропал без вести.

«Пал смертью храбрых...», «ваш сын...», «ваш муж...», «ваш отец...». Бесконечной вереницей шли с фронта «похоронки». Они обжигали сердца, одевали женщин в траур, сиротили детей.

«Гр. Нениной Юлии Ивановне ИЗВЕЩЕНИЕ

 Ваш муж красноармеец Ненин Николай Ильич, уроженец Коми АССР, Усть-Вымский район, Коквицкий сельсовет, дер. Керос, находясь на фронте был убит 10 февраля 1943 года.

Командир части –  майор Георгиевский».

Иногда вместе с похоронками приходили и письма от сослуживцев, друзей или политработников части, в которой служил солдат, в которой они старались смягчить боль утраты.

«Дорогая Юлия Ивановна!

Ваш муж Ненин Николай Ильич с апреля 1942 года служил в/в мне части и показал себя, как дисциплинированный патриот Родины, стоящий защитник завоеваний Октябрьской Социалистической революции, несмотря на свои ранения честно и добросовестно выполнял все приказы и приказания командира и всегда был примерным бойцом.
10 февраля 1943 года во время бомбежки Гитлеровской армии был убит осколком бомбы. За гибель Вашего сына сегодня высылаем 410 рублей денег.

С уважением к Вам -  зам. командира по политчасти
капитан Мягкиносов».

 Память жива!

В Туискересском музее хранится брошюра «Однако, я чувственный и лиричный человече…», в которой собраны письма нашего земляка, уроженца деревни Коквицы Михаила Дмитриевича Коннина. Как появился этот сборник? В 2005 году в Туискерес на встречу с учениками средней школы приезжали члены сыктывкарского поискового отряда «Наследие» с руководителем Сергеем Викторовичем Таскаевым. В течение нескольких лет каждое лето члены отряда выезжали для поисковой работы на места боев в Новгородскую область.

В 2004 году в поисковый отряд «Наследие» обратилась дочь Михаила Дмитриевича – Ирина, поведав поисковикам, что отец пропал без вести на Северо-Западном фронте в 1942 году, и попросила помочь найти место его захоронения. Она показала фотографию отца во время службы в армии, датированную январем 1941 года и письма с фронта. На фотографии молодой человек в красноармейской шинели, в буденовке. Несмотря на то, что он в форме, все в нем выдает человека штатского, а круглые очки говорят о слабом зрении.

И когда в августе 2004, года члены поискового отряда поднимали останки советских солдат, то про себя думали: «Вдруг это он, ведь именно здесь весной 1942 года шли тяжелые бои». На останках одного бойца поисковики обнаружили очки в футляре и карманные часы, но солдатского медальона у него не было, и сказать, что это останки именно Михаила Коннина было нельзя. Тем более, что точное место его гибели неизвестно. В извещении о смерти скупые строки: «Пропал без вести в июне 1942 года». И куда бы ни писали родные, ответ был один: «Сведений нет».

Михаил Коннин женился в марте 1940 года, окончил педагогический институт, а в октябре 1940 года его призвали в армию. Еще будучи студентом пединститута, он преподавал коми язык и литературу на рабфаке, составил «Хрестоматию по коми литературе» и «Сборник упражнений по правописанию» на коми языке. Он писал стихи, ездил в экспедиции, собирал коми фольклор. Вместе с женой, Клавдией Петровной, они прожили всего семь месяцев, дочь Ирина родилась, когда отец уже служил в армии. Потом началась война, с которой Михаил Коннин уже не вернулся. Ирина Михайловна знает об отце только из воспоминаний родных и из его писем, которые он писал из армии и с фронта. Жена сохранила все письма мужа, с фронта их пришло 41.

Письмо от 7 июля 1941 года (прошло две недели с начала войны): «За это время в моей жизни произошло столько происшествий, что все никак нельзя описать: «Озпозь, озтшОктыны» (в переводе с коми: «нельзя, не разрешают»). Война, которая тянется уже две недели, слишком ужасна: никак нельзя быть гарантированным за свою жизнь». И тут же пытается успокоить: «Конечно, я остерегаюсь от дурацких пуль, осколков и бомб от всех других видов оружия». «Ты обо мне не беспокойся, только сама живи лучше, воспитывай Ирочку, да поступай на учительскую работу, а кончится война и, когда приеду я, то опять будет все нормально и прекрасно, а пока… 

Будем жить и ожидать лучшее. Жизнь боевую боевые эпизоды описывать не разрешается, а что дальше писать не знаю, обо всем расскажу, как встретимся когда-нибудь». 

«Если долго от меня не будет писем, то все равно, Клавочка, пиши, пока не сообщат о смерти». 

Клавдия Петровна всю жизнь прожила одна, храня память о своем муже. Она вырастила и воспитала дочь так, чтобы Ирина, никогда не видевшая отца, знала и помнила о нем всегда, знала из рассказов матери и из его писем. 

А мама Михаила - Ксения Александровна - до самой своей смерти, до 1973 года, не верила, что ее сын погиб. Ей нагадали, что Миша жив и вернется домой в марте, и каждый март она ждала и надеялась на чудо. 

Письма с фронта… В годы войны это была единственная возможность людей услышать друг друга за тысячи километров. А сейчас и для нас это тоже возможность услышать голоса фронтовиков, наших земляков. Читая сегодня эти письма, мы отдаем дань уважения тем, кто погиб на фронтах Великой Отечественной войны.

АНТОНИНА ТУРКИНА,
заведующая музеем
«История деревни Туискерес».

ПРИМЕЧАНИЕ. Текст писем сохранен в оригинале.

Комментарии (0)


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих