Рубрики
Дороги – артерии страны
Автомобильные дороги в современном мире – это не только пути сообщения, но и важнейшая составляющая экономического единства территорий внутри страны.
Мир уже давно ушёл от ведения натурального хозяйства: страны и регионы внутри своих территорий всё больше и больше специализируется на производстве того или иного вида продукции, а для того, чтобы увезти то, что произведено и привезти необходимое для производства и населения, нужны дороги. И самым удобным сейчас является автомобильный транспорт. А чтобы автомашины с грузами и пассажирами ездили без проблем, нужны дороги – современные, с твёрдым покрытием.
Наш Усть-Вымский район неплохо обеспечен сетью автомобильных дорог. Не везде ещё они отвечают современным требованиям, но ездить по ним можно без особых проблем. Заслуга в этом – работников дорожного хозяйства, которые, невзирая на погодные условия, недостаток финансирования, нехватку спецтехники, всегда стараются содержать дороги в надлежащем состоянии.
Накануне профессионального праздника дорожников мы встретились с начальником Айкинского дорожно-ремонтного строительного участка (АДРСУч) Дмитрием Королевым, расспросили его о работе предприятия в летний период 2021 года.
– Дмитрий Александрович, много ли было государственных заказов в 2021 году на строительство и ремонт автомобильных дорог, улиц, подъездов, дворовых территорий, объектов дорожной инфраструктуры?
– В этом году государственных заказов на строительство и ремонт дорог, объектов дорожной инфраструктуры не было вообще. Мы занимались только содержанием и обслуживанием дорог, мостовых переходов и водопропусков.
Эти виды работ для предприятия не приносят прибыли – хорошо, если удаётся уходить от убытков. А работы здесь много. Участились проблемы на водопропусках: во время строительства дорог в районе в 90-е годы часто допускались отклонения от нормативов при укладке водопропускных труб. Перед въездом в г.Микунь со стороны с.Айкино, например, водопропускная труба была уложена на шпалы временно. Шпалы со временем частично прогнили, вода пробила себе новый путь – под трубой. Дорога начала проваливаться. В этом году там нам пришлось проводить ремонтные работы.
Много работ выполняем по содержанию мостовых переходов, обочин автомобильных дорог. Недавно в центре с.Айкино провели работы по уборке лишнего грунта с обочин. Проводим укос травы, уборку кустарниковой растительности в полосе отвода, в первую очередь – с перекрёстков.
Кроме республиканских дорог АДРСУч содержит и часть муниципальных дорог – внутри населённых пунктов и подъезды к ним. Производит на них ремонт по заявкам заказчика. Минувшим летом наше предприятие выполнило работы по ямочному ремонту улично-дорожной сети, восстановлению асфальтобетонного покрытия, планировку и укрепление обочин дорог, устройство щебёночного покрытия в п.Жешарт, с.Айкино, п.Донаель, с.Усть-Вымь, в д.Яг. Из самых объёмных работ – отремонтировали подъезд к территории Усть-Вымской ЦРБ со стороны ул.Садовая с.Айкино, благоустроили зону отдыха между домами №8 и №9 по ул.Тургенева п.Жешарт.
Несмотря на то, что специалисты нашего предприятия всегда оказывают городским и сельским поселениям, муниципальному району помощь при подготовке сметной документации для проведения тех или иных видов дорожных работ, аукционы мы часто проигрываем индивидуальным предпринимателям. Они платят единый налог на вменённый доход, что в разы меньше, чем платит наше предприятие. Пользуясь этим, индивидуальные предприниматели сильно сбавляют стоимость контрактов и для нас они становятся убыточными. В этом году, например, мы таким образом потеряли заказы примерно на 6 млн рублей. И те работы, что мы выполняли муниципалитетам, были убыточными или, в лучшем случае, по финансовым показателям выходили по нулям. При асфальтировании площадки перед Усть-Вымской ЦРБ на каждой тонне асфальта наше предприятие, например, потеряло тысячу рублей: при себестоимости 5 тыс. рублей нам оплатили по 4 тыс. рублей.
Этим летом наше предприятие выручил большой заказ, который выполнили для Жешартского ЛПК – там мы провели обустройство территории возле производственных и административных объектов.
Работы по всем заключённым контрактам на сегодняшний день уже выполнили. На последнем объекте – благоустройстве территории строящегося многоквартирного жилого дома по ул.Школьная с.Айкино, они также находятся в стадии завершения.
– Помимо основной работы – содержанию и ремонту автомобильных дорог, вы много внимания уделяете и укреплению материальной базы предприятия, созданию для рабочих и специалистов лучших условий для работы.
– Да, об укреплении материально-технической базы предприятия мы никогда не забываем. В этом году полностью заново перекрыли кровлю гаража – старый шифер заменили на металлический профильный лист, несмотря на подорожание металла в 2,5 раза. Отремонтировали гостиницу – полы, потолки и стены в комнатах, купили новую мебель. Провели капитальный ремонт лаборатории АБЗ. Сейчас меняем старые два котла 1973 года производства на угольной котельной. Приобрели новый котёл. Под него переделываем существующее оборудование.
Всего на ремонтные работы, приобретение оборудования и материалов за счёт собственных, заработанных в летний период средств, мы израсходовали свыше 3,5 млн рублей. Работу эту продолжим и в 2022 году – если мы планируем работать и дальше, надо думать о будущем.
– Как к такой вашей инициативе относится руководство головного предприятия – АО «Коми дорожная компания»?
– Для нашего руководства главное – это прибыль, которую получают структурные подразделения. В то же время все понимают, что положительный финансовый результат можно получить только при условии стабильной работы. В рыночных условиях таким предприятиям, как наше, сложно конкурировать с более крупными и технически оснащёнными. Тем более важна позиция вышестоящего руководства, которое, кстати, недавно вновь сменилось в полном составе.
А на укрепление материально-технической базы мы потратили свои, заработанные предприятием деньги. Руководство к полученным нами подрядам никакого отношения не имеет – работу мы нашли сами, и деньги тоже заработали сами. Минувший летний период года был сложным, на уровень 2020 года по финансовым результатам выйти нам не удалось, но мы справились.
– На улице осень. В скором времени можно ожидать первые снегопады и морозы. Как предприятие подготовилось к работе в зимних условиях?
– Мы подготовили песчано-солевую смесь для подсыпки дорог (Дмитрий Александрович показал на огромную гору песка), его хватит до конца текущего года. Готовим технику, на КАМАЗы устанавливаем отвалы, ремонтируем автогрейдеры.
Пользуясь случаем, хочу обратиться к автомобилистам района и гостям, приезжающим к нам по делам или к родным – в условиях резкой смены погоды соблюдайте, пожалуйста, скоростной режим на дорогах, а также не забудьте вовремя сменить на автомашинах летнюю резину на зимнюю.
– С техникой стало получше или всё так же в основном работаете на старой, требующей постоянного ремонта?
– Техники, как и прежде, не хватает. Нам для работы остро требуется грузопассажирский фургон для оперативного перемещения рабочих бригад, самосвал марки «КАМАЗ» или «МАЗ» для подвоза материалов к месту проведения работ, автогрейдер, навесное оборудование.
Недостаток техники сказывается на оперативности нашей работы, особенно в зимний период – после сильных снегопадов мы не успеваем той техникой, что есть, вовремя, в установленном законодательством сроки, расчистить все дороги.
– А как с кадрами – зарплата у вас невысокая, напрямую зависимая от объёмов выполняемой работы, тяжёлой, грязной...
– В этом году трудовой коллектив АДРСУч сменился почти наполовину, притом на работу к нам пришло много молодёжи – порядка двадцати человек.
Один из наших старейших работников – дорожный мастер Людмила Павловна Кузнецова. О строительстве и ремонте дорог она знает всё – это настоящая королева дорог. Будем надеяться, что она ещё многие годы будет работать вместе с нами, так как замену ей найти практически невозможно.
Чуть больше года работает у нас диспетчером Инна Урбанская. Закончила курсы, быстро освоилась на работе. Навела порядок в работе с документами, отчётностью, всегда знает, кто и на каких работах находится. Мне очень нравится её работа, как специалиста.
Машинисты угольной котельной – Сергей Габов, Анатолий Иванов и Александр Павлов, не только прекрасно справляются со своей основной работой – обслуживанием котельного хозяйства, но и сами занимаются сейчас установкой нового котла, заменой оборудования.
Главным инженером у нас сейчас работает Егор Свистак, без опыта работы по специальности, но старается. Мы все так начинали – что-то не знали, не понимали, но ведь научились!
Техник-лаборант Татьяна Парахина сама контролирует качество производимого асфальта, поддерживает рабочие контакты с лабораторией головного предприятия, вносит поправки при производстве асфальтобетона.
Успешно справляются со своей работой механики Иван Шилов и Роман Урбанский, машинисты Анатолий Чикиров, Сергей Челпанов, Михаил Фёдоров, дорожные рабочие Евгений Агафонов, Илья Меньшиков, Олег Малафеев. У нас хороший водительский состав: все водители – профессионалы своего дела.
Приведу один момент из их работы: из Усть-Кулома привезли к нам автогрейдер – он там стоял сломанным два года без движения. А наш машинист автогрейдера Михаил Фёдоров починил его, и сейчас автогрейдер на ходу и готов к зимнему периоду.
– Дмитрий Александрович, что вы хотите пожелать коллективу АДРСУч в канун вашего профессионального праздника?
– Уважаемые коллеги, поздравляю вас с Днём работников дорожного хозяйства! От души желаю вам крепкого здоровья, терпения и выдержки в нашей непростой работе! Пусть в жизни каждого из вас будет своя дорога счастья и удачи, любви и надежды, достатка и благополучия!
АЛЕКСАНДР ЛЮТОЕВ.