Рубрики
Без дорожников все встанет в одной большой пробке
Сегодня дороги и дорожников не ругает разве что ленивый. Ругают, если не строят. Ругают, если строят и создают пробки. Ругают, если ремонтируют днем. И если ремонтируют ночью. Ругают, если сделали хорошо – «биться начинают», ругают, если сделали плохо…
и Владимир Портнягин (слева направо)
«Мы сами ездим по этим дорогам, – говорит временно исполняющий обязанности начальника Айкинского дорожного ремонтно-строительного участка (АДРСУч), главный инженер Ильдар Галин. – Строим и ремонтируем дороги по стандартам. Даем гарантию на все свои работы. Но почему-то наши жители забывают, что отремонтированные дороги нужно беречь и ежедневно содержать».
А еще – менять, чистить и содержать дорожные знаки, ремонтировать водопропускные трубы и барьерные ограждения. Летом – вырубать кустарники вдоль дорог, площади которых счисляются гектарами. Или класть асфальт. Не все знают, что температура рядом с раскаленным асфальтом увеличивается в два раза. Это тяжелый труд. Тяжелая профессия.
«Нас ругают, но мы делаем свое дело. И делаем хорошо», – считает Ильдар Сагитович.
Главный инженер Ильдар Галин
Единственное в районе предприятие дорожной отрасли – Айкинский дорожное ремонтно-строительный участок (АДРСУч) – филиал АО «Коми дорожная компания», круглогодично обслуживает 264 километра автомобильных дорог: автотрасс Вогваздино-Яренск, Айкино-Кослан, Тыдор-Кожмудор-Позялом и Усть-Вымь-Серегово. Это означает, что в любую погоду айкинские дорожники – водители, механизаторы, рабочие – выходят ремонтировать и обслуживать дороги и прилегающие к ним обочины.
ПОЙМАТЬ ПОГОДУ
«Летний сезон мы отработали неплохо, – продолжает разговор и.о. начальника АДРСУч И.Галин. – Асфальто-бетонный завод (АБЗ) произвел более 6 тысяч тонн асфальта, из них 3,5 тыс. тонн у нас приобрело Яренское ДРСУ. Отмечу, что качество выпускаемого нами асфальта подтверждается лабораторно и соответствует принятым стандартам.
За летний сезон работники нашего предприятия по всем проблемным дорожным местам провели ямочный ремонт. Главное в строительстве и ремонте – это поймать хорошую погоду. Поменяли 236 дорожных знаков. На содержании у нашего АДРСУч 364 водопропускные трубы и их прочистка , 24 км барьерных ограждений. Постоянно следим за состоянием остановочных павильонов, обочин дорог, при необходимости обновляем. Производим вырубку кустарники вдоль дорог… Эта невидимая чужому глазу работа проводится постоянно.
Кроме содержания дорог мы ищем и другие возможности заработать, например, по муниципальным контрактам. Постоянно участвуем в электронных аукционах, если выигрываем, заключаем договор и выполняем работу. Так, этим летом заасфальтировали ул.Свердлова в Жешарте, центральную площадь в селе Усть-Вымь, по прошлогодним контрактам с газовиками проложили асфальт в Микуни, выполнили работы по асфальтированию на территории Жешартского фанкомбината.
В селе Усть-Вымь мы провели работы по восстановлению дороги в центре села, размытой в результате прорыва дамбы пруда. Там наши работники восстановили плотину, залили бетонную стену, восстановили размытую дорогу и водоем. Пришлось чистить дно водоема, вывозить грунт, укладывать решетки на дно пруда и проводить другие гидротехнические работы, не специфические для дорожников, тут и. Зато теперь пруд в прекрасном состоянии. И услышали благодарность за свой труд».
НЕ ВСЁ ОТ НАС ЗАВИСИТ
«Мы бы рады за летний сезон и больше работ выполнить. Мы бы с радостью и дорогу Айкино-Кослан построили. Но, к сожалению, не всё от нас зависит, – признается Ильдар Галин. – Вся проблема в финансировании. Раньше ДРСУ было юридическим лицом, самостоятельным предприятием и финансировалось напрямую. Сейчас у нас нет ничего своего, мы получаем распоряжения, что делать и как делать. Каждому невозможно объяснить, что не дорожник виноват в такой ситуации. Хозяин дорог, заказчик и распорядитель финансирования – Дорожное агентство РК».
В дорожной отрасли, как и везде, не обойтись без проблем. Не секрет, что на предприятии существует текучка кадров. Стабильность создается за счет работающих пенсионеров и предпенсионеров, которые отдали труду в дорожной отрасли не один десяток лет – настоящие мастера своего дела.
«Но мы стараемся, работаем. Чтобы собрать коллектив, нужна хорошая зарплата. Пока что этим мы не можем похвастаться. Самую большую зарплату получает водитель грейдера – 40-45 тысяч рублей. Хотелось бы добавить зарплату дорожным рабочим, но опять же не всё зависит от нас», – говорит И.Галин. – Наш начальник Дмитрий Королев буквально живет работой. Он знает здесь всё. Это профессионал очень высокого уровня, рьяно бьется за коллектив, за объемы работы, а это зарплата. По весне складывалась ситуация, когда коллектив хотели перевести на режим неполного рабочего времени, на 4-часовую работу в день, как сделали в Княжпогостском ДРСУ. Но Дмитрий Александрович добился того, чтобы мы работали в полную смену, чтобы сохранить кадры. Так что в этом году мы продержались».
Опять же, по мнению и.о. начальника АДРСУч, расценки на содержание дорог в Республике Коми по сравнению с тем же Яренском Архангельской области явно занижены. В Яренске, который относится к первой Северной зоне, платят за содержание 1 км автодороги в два раза больше. Там и зарплата у рабочих выше. «А мы не можем дать такую зарплату, – сетует Ильдар Галин. – Мы добиваемся, пытаемся. Профсоюз бьется. Об этой проблеме не раз сообщали и центральные СМИ. Но все игнорируется. И если уж публикации в центральных газетах не помогают, о чем может быть разговор».
ВСЕГДА НА ВИДУ
При всех существующих проблемах предприятия руководству зачастую приходится выслушивать негативные отзывы о труде дорожников. От тех же жителей района, на форумах в интернете. Зимой жалуются на плохую уборку снега. И на песок. И на соль. Песок с солью не насыпали – беда, гололед, все буксуют. Насыпали – плохо, реагенты разъедают обувь. Да и песок не тот! Фракция мелка, песчинок на кубометр смеси не миллион, а пятьсот тысяч... Или – когда асфальт кладут в дождь.
Тракторист Анатолий Чикиров
«На самом деле асфальт очень разный, – говорит Ильдар Сагитович. – Дилетанты, видя, как укладывают асфальт, например, весной, в дождливую погоду, в сырые ямы, сразу начинают возмущаться. Но у нас есть такая технология: производится холодный асфальт, который укладывается как временная мера. То есть образовавшиеся ямы после зимы либо осенью, под зиму, мы закладываем холодным асфальтом. Это временно, и такой асфальт может укладываться прямо на сырые ямы. А люди этого недопонимают и не знают. Потом возникают разговоры. Но каждому мы не можем провести ликбез. Как и рассказать о том, что у нас много составов асфальто-бетонных смесей, есть крупнозернистый (опять же говорят, что щебень разбрасывают, а это асфальт крупнозернистый!), есть шма, есть мелкозернистый асфальт, бывает асфальт разный по вязкости. Есть даже самовосстанавливающийся (он самый дорогой): когда на дороге образуются трещины, при воздействии солнца и нагрузки, трещины на таком асфальте самоликвидируются. Чужой труд любят обсуждать, а хорошего не видят. Не видят того, что дороги в районе стали значительно лучше.
Еще пример. Часто слышу жалобы или звонки, особенно зимой: ваш грейдер, трактор или автомобиль едет с поднятым ножом. Сзади едет водитель на автомобиле и фото такого транспорта выкладывает в социальной сети. А не подумали, что эта техника сломалась, ему бы до базы добраться. А кто-то, не разобравшись в ситуации, начинает жаловаться. Или такой случай: у вас пескоразбрасыватель развернулся в районе Арабача и не стал больше сыпать. Так у него противогололедные материалы (ПГМ) материалы закончились и он поехал грузиться. Он же не может просыпать всю дорогу с одной загрузки. Вы разберитесь с ситуацией, потом звоните и жалуйтесь. Зимой, к слову сказать, в первую очередь идет просыпка опасных участков дороги, поворотов, подъемов. У нас нет физической возможности просыпать сразу всё... Надо уважать чужой труд».
ВСЁ ДЕЛО В ЛЮДЯХ
В Айкинском ДРСУч – работа оперативная. Планерка проходит два раза в день. С вечера планируют. А если в течение дня что-то меняется – выпадает снег или идет ли дождь, еще раз собираются. С утра снова планируют, потому что за ночь всё может измениться. Ежедневно мониторят ситуацию на дорогах, ситуацию с техникой: какая техника сломалось, какая может сломаться. Зимой начинают работать с 5 часов утра. Чистят дороги, включая субботу и воскресенье.
Труд автодорожника – это кропотливая работа в постоянном режиме и при любой погоде. И хорошее состояние дорог зависит именно от слаженной и добросовестной работы дорожников, их профессионализма и опыта. В Айкинском ДРСУч , насчитывающем сегодня 64 человека, трудятся мастера своего дела с огромным опытом, стаж работы многих из них насчитывает не один десяток лет.
«На нашем предприятии крепка традиция династий, – подводит итог нашему разговору начальник отдела кадров Айкинского ДРСУч Инна Анатольевна Балаханова. – Мы гордимся династиями Орловых, Огневых, Богомоловых, Королевых, Просужих, Кениг. Но жизнь не стоит на месте и сейчас уже новые династии появляются в коллективе. В этом году ко Дню работников дорожного хозяйства почетной грамотой АО «Коми дорожная компания» награжден начальник АДРСУч Дмитрий Александрович Королев, благодарностями Коми дорожной компании – машинист укладчика асфальтобетона Сергей Николаевич Челпанов и помощник варщика асфальтной массы Дмитрий Александрович Ягодин, почетными грамотами Айкинского ДРСУч – водитель автомобиля Владимир Борисович Портнягин, дорожный рабочий Евгений Анатольевич Агафонов, слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов Виталий Вячеславович Кипрушев, тракторист Анатолий Иванович Чикиров, водитель автомобиля Александр Михайлович Ларев и другие».
«В честь профессионального праздника хотелось бы пожелать работникам Айкинского ДРСУч и их семьям терпения, достойной оплаты за достойный труд – добавляет Ильдар Галин. – Конечно же, здоровья и благополучия. И огромное спасибо работникам нынешним и ветеранам за их труд! Если не будет дорожной компании, все встанет в одной большой пробке».
НАТАЛЬЯ ШЛЫКОВА.