Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Главная Образование Сеять разумное, доброе, вечное

Сеять разумное, доброе, вечное

10 октября 2023

Четверть века сеет разумное, доброе, вечное Ирина Апухтина, учитель русского языка и литературы СОШ №1 п.Жешарт. В интервью газете «Вперёд» она рассказала об особенностях профессии и поделилась впечатлениями от работы с детьми.

Учитель признается, что профессию выбирала долго. Хотела быть следователем, потом возникло желание стать актрисой театра. Готовясь к поступлению, даже конспектировала книгу Станиславского, но пока делала свой выбор, училась в школе, где особое место среди любимых предметов занимали русский язык и литература. Ирина Николаевна отметила, что у нее были замечательные учителя, которые и сыграли роль в выборе профессии.

«Дома всегда была среди детей, в школе нравилось быть пионервожатой, заниматься с октябрятами, и когда выбрала профессию учителя, никто не удивился»,- сказала Ирина Николаевна.

Выпускница Коми государственного педагогического института Ирина Апухтина вошла в педагогический мир 25 лет назад. С тех пор каждый день инициативного, творческого педагога наполнен уроками, общением, удачами и неудачами, детскими успехами и разочарованиями.

В этом году за высокий профессионализм, создание творческой атмосферы на уроках Ирина Апухтина удостоена звания Министерства просвещения Российской Федерации «Почетный работник сферы образования».

- Как строится день учителя? Много ли свободного времени?

- День строится по-разному, учителя - люди ответственные, все планируют с вечера. Жизнь в школе очень динамичная, и день современного учителя не менее динамичный, в этом и есть своя прелесть, - не ожидаешь, в какой ситуации можешь оказаться, с чем придется столкнуться. К сожалению, ситуации бывают разные, преодолевая трудности, шагаем дальше. Труд учителя - это работа 24/7.

- Что самое трудное в работе учителя?

- Дети всегда остаются детьми, им нужны и забота, и внимание. Они очень хорошо чувствуют отношение к себе, при этом не умеют проявлять понимание этого отношения. Самое трудное, когда кажется, что все зря, что все впустую, что нет результата, и ты идешь по замкнутому кругу. И пережить этот момент сложно. Вновь и вновь приходишь на уроки к ученикам и веришь, что в этом есть смысл.

- Что самое интересное в вашей работе? Что больше всего мотивирует?

- Самое интересное, когда за легкое дело берешься, как за трудное, и наоборот, за трудное – как за легкое. Зерно, вброшенное на благодатную почву, обязательно даст хорошие плоды, которыми будет пользоваться ученик. Это может быть и классическая литература, и народные песни, и былины...

Интерес учителя в том, чтобы суметь донести урок детям. А самое интересное, когда чувствуешь, что процесс пошел. Я всегда детям говорю, что мне нужны их глаза. На уроке не люблю абсолютной тишины, а вот рабочее движение на уроке даже приветствую, но дисциплину требую.

И когда глаза ребят устремлены на тебя, становится волнительно. С этого момента начинается работа, которая в какой-то мере даже завораживает и мотивирует.

- Какими качествами должен обладать педагог?

- Учитель - это человек-оркестр. Он должен быть артистичным, чтобы заинтересовать детей своим предметом, увлечь их. Строгим, но справедливым, способным разрешить любой конфликт или спор. Каждый педагог должен обладать чувством юмора и учить этому детей. Юмор помогает людям жить, справляться с проблемами. Ценю добросовестность, с детьми надо быть искренними. Учитель должен быть творческой личностью. Если человек не имеет отношения к творчеству, уроки будут сухими, непривлекательными.

- Насколько вы строго оцениваете детей? Идете ли на уступки?

- Я строго оцениваю детей, я строгий учитель, требую дисциплину, конечно, мы спорим, но на уступки я иду. Нужно понимать, что бывают различные ситуации, и не всегда человеку удобно рассказать, почему он не готов, может быть что-то произошло дома, но при этом сочетаю понимание со строгостью.

Есть понятия «оценка» и «отметка». Отметка - это цифра, которая выставляется в журнал, а оценка помогает стимулировать ребенка - «молодец», «умница», «красавчик». Даже если ученик сказал одно слово и оно точно выражает его мысль, то он обязательно услышит в свой адрес оценку.

- Все мы люди и, бывает, ошибаемся. Легко ли признаете свои ошибки?

- Конечно, нет. Если изначально чувствую, что не права, то признаю это. Может это и нелегко, задевает самолюбие, но тем не менее ошибку признаю.

Другой вопрос, как об этом судят дети и родители. Я могу считать, что признаю, а ребята могут считать по-другому. Если действительно понимаю, что виновата, мне несложно извиниться.

- Позволяет ли ваша профессия раскрыть творческие способности, проявить себя?

- Творчество заключается в том, что учитель придумывает, как лучше преподнести материал для восприятия детей, где и в какой момент подвести учеников к тому, чтобы посмеялись. Но в то же время не надо забывать о дисциплине.

Когда ведешь классное руководство, надо готовить номера, участвовать в конкурсах, учитель не может выдвигать на конкурс детей, не показывая им, что сам это умеет. Тут можно не скрывать, что у тебя не все получается, тогда дети будут больше доверять и стараться. Если нет задумки, никакого полета мысли - жизнь будет скучной. Сама участвую в творческих группах учителей.

- Поддерживаете ли вы общение с выпускниками?

- Со многими выпускниками продолжаю общаться. Встречаемся на вечерах встречи выпускников, они приходят ко мне домой, часто звонят по телефону, пишут в соцсетях. Выпускники рассказывают о своей жизни, службе в армии, семьях, детях. Бывших учеников не бывает.

- Что вы делаете в свободное от работы время?

- Свободного времени совсем нет, все время думаю о школе, о детях. В отпуске занимаюсь дачей, огородом, есть любимая кошка, собака.

- Ваша семья вас поддерживает?

- Мои супруг и дочь меня поддерживают, помогают во всём.

- Что считаете своим самым главным достижением в педагогике?

- Для меня это то, что мотивирует. В самом начале педагогического пути, когда получила грамоту от Министерства образования и науки Республики Коми, для меня это было важно, это дало понимание, что у меня получается. Но приходит момент, когда к наградам относишься проще, чем к словам учеников, к их телефонным звонкам, сообщениям, тогда ты понимаешь, что ты сумел, у тебя получилось.

Я говорю детям, что люди встречаются в жизни неслучайно, люди друг другу посылаются судьбой. Раз уж мы встретились, то были посланы для того, чтобы дать друг другу урок - вы учите нас, мы учим вас.

Когда ребенок считает нужным позвонить или написать учителю, это и есть самое важное достижение в жизни.

- Почему вы выбрали русский язык и литературу?

- Я всегда любила читать. К чтению меня приучил отец, который сам много читал, всем интересовался, знал много фактов из истории. И когда на уроке материал можно связать с историей, с исторической личностью, я всегда это делаю.

Я очень люблю русский язык. Говорю детям, что нельзя выражать мысль так сухо, ведь в нашем языке много слов с разными значениями и их оттенками.

Русский язык очень богат, и это подчеркивается многими писателями и поэтами. Например, описать одну простую тучу в русском языке можно так, что душу пробирает от радости, и слезы наворачиваются на глаза.

Стало редкостью и истинное выразительное чтение. Печалюсь, когда читают стихи невыразительно. Читающих детей стало меньше. Нравится, когда появляются дети, которые после моих уроков увлекаются чтением. Сама люблю классическую литературу.

- Согласны ли вы с утверждением, что учитель учится всю жизнь?

- Безусловно, это так. Мы расширяем свои знания, получаем новый опыт от общения с учениками. Кроме того, учителю необходимо быть в курсе тех изменений, которые происходят в его профессиональной области. Владимир Лизинский говорил: «Учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить».

 

НАТАЛИЯ ПОПОВА.

Фото автора.
 

Комментарии (0)


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих