Рубрики
Сеять разумное, доброе, вечное
Четверть века сеет разумное, доброе, вечное Ирина Апухтина, учитель русского языка и литературы СОШ №1 п.Жешарт. В интервью газете «Вперёд» она рассказала об особенностях профессии и поделилась впечатлениями от работы с детьми.
Учитель признается, что профессию выбирала долго. Хотела быть следователем, потом возникло желание стать актрисой театра. Готовясь к поступлению, даже конспектировала книгу Станиславского, но пока делала свой выбор, училась в школе, где особое место среди любимых предметов занимали русский язык и литература. Ирина Николаевна отметила, что у нее были замечательные учителя, которые и сыграли роль в выборе профессии.
«Дома всегда была среди детей, в школе нравилось быть пионервожатой, заниматься с октябрятами, и когда выбрала профессию учителя, никто не удивился»,- сказала Ирина Николаевна.
Выпускница Коми государственного педагогического института Ирина Апухтина вошла в педагогический мир 25 лет назад. С тех пор каждый день инициативного, творческого педагога наполнен уроками, общением, удачами и неудачами, детскими успехами и разочарованиями.
В этом году за высокий профессионализм, создание творческой атмосферы на уроках Ирина Апухтина удостоена звания Министерства просвещения Российской Федерации «Почетный работник сферы образования».
- Как строится день учителя? Много ли свободного времени?
- День строится по-разному, учителя - люди ответственные, все планируют с вечера. Жизнь в школе очень динамичная, и день современного учителя не менее динамичный, в этом и есть своя прелесть, - не ожидаешь, в какой ситуации можешь оказаться, с чем придется столкнуться. К сожалению, ситуации бывают разные, преодолевая трудности, шагаем дальше. Труд учителя - это работа 24/7.
- Что самое трудное в работе учителя?
- Дети всегда остаются детьми, им нужны и забота, и внимание. Они очень хорошо чувствуют отношение к себе, при этом не умеют проявлять понимание этого отношения. Самое трудное, когда кажется, что все зря, что все впустую, что нет результата, и ты идешь по замкнутому кругу. И пережить этот момент сложно. Вновь и вновь приходишь на уроки к ученикам и веришь, что в этом есть смысл.
- Что самое интересное в вашей работе? Что больше всего мотивирует?
- Самое интересное, когда за легкое дело берешься, как за трудное, и наоборот, за трудное – как за легкое. Зерно, вброшенное на благодатную почву, обязательно даст хорошие плоды, которыми будет пользоваться ученик. Это может быть и классическая литература, и народные песни, и былины...
Интерес учителя в том, чтобы суметь донести урок детям. А самое интересное, когда чувствуешь, что процесс пошел. Я всегда детям говорю, что мне нужны их глаза. На уроке не люблю абсолютной тишины, а вот рабочее движение на уроке даже приветствую, но дисциплину требую.
И когда глаза ребят устремлены на тебя, становится волнительно. С этого момента начинается работа, которая в какой-то мере даже завораживает и мотивирует.
- Какими качествами должен обладать педагог?
- Учитель - это человек-оркестр. Он должен быть артистичным, чтобы заинтересовать детей своим предметом, увлечь их. Строгим, но справедливым, способным разрешить любой конфликт или спор. Каждый педагог должен обладать чувством юмора и учить этому детей. Юмор помогает людям жить, справляться с проблемами. Ценю добросовестность, с детьми надо быть искренними. Учитель должен быть творческой личностью. Если человек не имеет отношения к творчеству, уроки будут сухими, непривлекательными.
- Насколько вы строго оцениваете детей? Идете ли на уступки?
- Я строго оцениваю детей, я строгий учитель, требую дисциплину, конечно, мы спорим, но на уступки я иду. Нужно понимать, что бывают различные ситуации, и не всегда человеку удобно рассказать, почему он не готов, может быть что-то произошло дома, но при этом сочетаю понимание со строгостью.
Есть понятия «оценка» и «отметка». Отметка - это цифра, которая выставляется в журнал, а оценка помогает стимулировать ребенка - «молодец», «умница», «красавчик». Даже если ученик сказал одно слово и оно точно выражает его мысль, то он обязательно услышит в свой адрес оценку.
- Все мы люди и, бывает, ошибаемся. Легко ли признаете свои ошибки?
- Конечно, нет. Если изначально чувствую, что не права, то признаю это. Может это и нелегко, задевает самолюбие, но тем не менее ошибку признаю.
Другой вопрос, как об этом судят дети и родители. Я могу считать, что признаю, а ребята могут считать по-другому. Если действительно понимаю, что виновата, мне несложно извиниться.
- Позволяет ли ваша профессия раскрыть творческие способности, проявить себя?
- Творчество заключается в том, что учитель придумывает, как лучше преподнести материал для восприятия детей, где и в какой момент подвести учеников к тому, чтобы посмеялись. Но в то же время не надо забывать о дисциплине.
Когда ведешь классное руководство, надо готовить номера, участвовать в конкурсах, учитель не может выдвигать на конкурс детей, не показывая им, что сам это умеет. Тут можно не скрывать, что у тебя не все получается, тогда дети будут больше доверять и стараться. Если нет задумки, никакого полета мысли - жизнь будет скучной. Сама участвую в творческих группах учителей.
- Поддерживаете ли вы общение с выпускниками?
- Со многими выпускниками продолжаю общаться. Встречаемся на вечерах встречи выпускников, они приходят ко мне домой, часто звонят по телефону, пишут в соцсетях. Выпускники рассказывают о своей жизни, службе в армии, семьях, детях. Бывших учеников не бывает.
- Что вы делаете в свободное от работы время?
- Свободного времени совсем нет, все время думаю о школе, о детях. В отпуске занимаюсь дачей, огородом, есть любимая кошка, собака.
- Ваша семья вас поддерживает?
- Мои супруг и дочь меня поддерживают, помогают во всём.
- Что считаете своим самым главным достижением в педагогике?
- Для меня это то, что мотивирует. В самом начале педагогического пути, когда получила грамоту от Министерства образования и науки Республики Коми, для меня это было важно, это дало понимание, что у меня получается. Но приходит момент, когда к наградам относишься проще, чем к словам учеников, к их телефонным звонкам, сообщениям, тогда ты понимаешь, что ты сумел, у тебя получилось.
Я говорю детям, что люди встречаются в жизни неслучайно, люди друг другу посылаются судьбой. Раз уж мы встретились, то были посланы для того, чтобы дать друг другу урок - вы учите нас, мы учим вас.
Когда ребенок считает нужным позвонить или написать учителю, это и есть самое важное достижение в жизни.
- Почему вы выбрали русский язык и литературу?
- Я всегда любила читать. К чтению меня приучил отец, который сам много читал, всем интересовался, знал много фактов из истории. И когда на уроке материал можно связать с историей, с исторической личностью, я всегда это делаю.
Я очень люблю русский язык. Говорю детям, что нельзя выражать мысль так сухо, ведь в нашем языке много слов с разными значениями и их оттенками.
Русский язык очень богат, и это подчеркивается многими писателями и поэтами. Например, описать одну простую тучу в русском языке можно так, что душу пробирает от радости, и слезы наворачиваются на глаза.
Стало редкостью и истинное выразительное чтение. Печалюсь, когда читают стихи невыразительно. Читающих детей стало меньше. Нравится, когда появляются дети, которые после моих уроков увлекаются чтением. Сама люблю классическую литературу.
- Согласны ли вы с утверждением, что учитель учится всю жизнь?
- Безусловно, это так. Мы расширяем свои знания, получаем новый опыт от общения с учениками. Кроме того, учителю необходимо быть в курсе тех изменений, которые происходят в его профессиональной области. Владимир Лизинский говорил: «Учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить».
НАТАЛИЯ ПОПОВА.
Фото автора.