Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Главная Образование С чего всё начиналось? К 70-летию Микуньского училища

С чего всё начиналось? К 70-летию Микуньского училища

22 октября 2012
лобойко.jpg

 18 июня 1942 года был подписан приказ №91 по Управлению трудовыми резервами Коми АССР о создании нового учебного заведения – железнодорожного училища №1, которое должно было готовить специалистов для строящейся Северо-Печорской железной дороги.

 

Училищ подобного профиля в Советском Союзе практически было мало. После Указа Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 года в нашей стране стали реорганизовываться школы фабрично-заводского обучения, существовавшие при предприятиях, вновь открывались ремесленные и железнодорожные училища. По этому указу железнодорожные училища стали формироваться там, где велось железнодорожное строительство. Железнодорожные училища должны были готовить квалифицированные кадры рабочих железнодорожного транспорта – помощников машинистов, слесарей по ремонту паровозов и вагонов, котельщиков, бригадиров по ремонту пути и других рабочих сложных профессий. Вновь формируемое училище имело двухгодичный срок обучения, причём на первый год обучения принимались юноши и девушки, закончившие шесть классов обычной школы.

С 1 июля вновь назначенный директор железнодорожного училища №1 Александр Галкин приступил к своим обязанностям.

Заведующим учебно-производственной частью был принят Михаил Домрачёв, который был уволен уже 3 июля 1942 года в связи с призывом на фронт. Вместо него на эту должность был назначен Александр Турковский, проработавший в этой должности три с половиной года и переведённый затем в Главное Управление Москвы. Всю биографию этого человека не буду рассказывать, она опубликована в моей книге «Микуньское профессиональное училище: история и люди». Лишь добавлю, что после перевода в Москву Александр Лукич активно занялся разведением северного винограда. Впоследствии он стал членом-корреспондентом Московского общества испытателей природы, руководителем секции виноградарства. По его учебникам училось не одно поколение помощников машиниста и машинистов паровоза. Его перу принадлежит более 70 работ по локомотивному хозяйству.

Старшим мастером назначается Михаил Махов, который в ноябре 1942 года становится директором училища. Многое в его биографии неизвестно, так как документов о его дальнейшей судьбе пока не найдено. Первыми мастерами производственного обучения становятся Геннадий Грюнштейн, Владимир Демидович, Михаил Кондаков, Владимир Копытов, Дмитрий Челпанов. Кстати, Челпанов уроженец села Вёздино, учился в своё время в Айкинской профессиональной школе, затем стал первым директором Айкинской школы фабрично-заводского обучения №7.

В качестве преподавателей были приняты на работу Валентин Глотов и Мария Берзина. Военным руководителем назначается Фёдор Ленкевич, помощником по политической части Михаил Васильев, который был вскоре призван на фронт. На должность старшего бухгалтера был утвержден Николай Иванов.

 

 * * *

В училище переведена железнодорожная школа, которая была сформирована в 1940 году при отделе железнодорожного транспорта Севжелдорлага. В этой школе, в частности, учился Николай Тренькин, который был призван на фронт в августе 1942 года, учился затем в Велико-Устюгском пехотном училище, воевал. После войны он был советским и партийным работником. Умер в Микуни.

Когда читаешь поимённую книгу, то видишь, что наряду с преподавателями и мастерами на фронт в эти грозные годы уходили и учащиеся, среди которых я упомянул Н. Тренькина. На фронт ушли и не вернулись с полей сражений Михаил Васильев, Михаил Домрачев, Владимир Копытов. Преподаватель Алексей Чукичев, ушедший на фронт в конце 1942 года, вернулся домой и преподавал в училище.

 

 * * * 

Первый выпуск состоялся в августе 1943 года. Это были выпускники, принятые в училище из железнодорожной школы. Всего было выпущено двадцать восемь человек по специальности «дежурный по станции» (или как они по-железнодорожному назывались «ДСП»). Свой же, родной, выпуск состоялся в августе 1944 года, когда были выпущены дипломированные помощники машиниста паровоза, слесари по ремонту паровозов и вагонов. Все они были распределены на различные станции Северо-Печорской железной дороги, среди которых Ижма (ныне Сосногорск), Княжпогост, Айкино, Ираёль, Иоссер, Черёмуха. Среди первых выпускников Вацлав Вишератин, Александр Горшков, Александр Доронин (впоследствии станет Героем Социалистического труда), Иван Дураков (после окончания училища будет направлен в техникум и впоследствии станет мастером производственного обучения в училище), Ленгвард Елькин (впоследствии – машинист паровоза, награждённый орденом Трудового Красного Знамени), Николай Коняев, Роберт Кызъюров (впоследствии – мастер производственного обучения училища, награждённый орденом Трудового Красного Знамени), Игорь Низовцев (впоследствии – мастер производственного обучения в училище, заслуженный мастер профтехобразования РСФСР), Юрий Пейчев (после окончания училища работал мастером производственного обучения), Иван Попов (работавший затем в пункте технического осмотра станции Микунь), Виктор Пупков (впоследствии – мастер производственного обучения училища), Валентин Сапожников (будущий мастер производственного обучения в нашем училище), Геннадий Турьев и многие другие. Всего в первом выпуске было 104 человека. Более половины выпускников были девушки. Среди них: Анна Борисова, Раиса Власова, Клавдия Липина, Лидия Мальцева, Анна Морозова, Забига Муждабаева (впоследствии – мастер производственного обучения училища), Валентина Порошкина (впоследствии – мастер производственного обучения в училище, организатор и первый директор Микуньской музыкальной школы), Анна Чукичева и многие другие.

 

 * * * 

Затем будет ещё не один вы-пуск, но первый навсегда останется первым. Выпускники училища всегда составляли славу, но славу составляли и его работники, которые и сегодня продолжают трудиться на ниве просвещения. По-разному сложилась судьба и тех, и других, но от этого история училища только становится всё более привлекательной и более объёмной.

 

 

Владимир Соловьев,

преподаватель ПУ-14  г.Микунь.

На снимке: Фёдор Лобойко стал директором училища в апреле 1945 года, проработав в этой должности до ноября 1946 года. На фотографии он изображён среди своих коллег (сидит в железнодорожной форме). Рядом с ним слева С. Муждабаева, справа А. Огановский (лето 1946 года).

Комментарии (0)


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих