Рубрики
Итоговое собеседование: дан старт экзаменам!
10 февраля порядка полутора миллионов учеников нашей страны приняли участие в итоговом собеседовании по русскому языку. Наш район не стал исключением для сдачи промежуточного экзамена в единый день: девятиклассники 11-ти школ сдавали обязательное собеседование в очной форме.
Третий год подряд во вторую среду февраля девятиклассники находятся в состоянии ожидания и нервного возбуждения: успешная сдача устного экзамена – итогового собеседования – является для них условием допуска к государственной итоговой аттестации, поэтому получить «зачет» в этот день для них первостепенная задача. Для учеников девятых классов это событие и торжественное, и волнительное. В наступившем 2021 году, в нестабильных пока условиях пандемии, ребята стали «первооткрывателями» сезона школьных экзаменов. Хотя регионы могли организовать собеседование как в дистанционном, с использованием информационно-коммуникационных технологий, так и в очном формате, в Республике Коми был выбран привычный очный формат.
Об особенностях проведения итогового собеседования нам рассказали в управлении образования администрации МР «Усть-Вымский»:
– Итоговое собеседование направлено на проверку коммуникативной компетенции обучающихся 9 классов. Участникам собеседования предложено выполнить четыре задания: чтение текста вслух, его пересказ с привлечением дополнительной информации, монологическое высказывание по одной из выбранных тем и диалог с экзаменатором-собеседником. На выполнение работы каждому участнику отводится в среднем 15 минут. Для участников итогового собеседования с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов продолжительность процедуры может быть увеличена на 30 минут. Оценивается собеседование по системе «зачет»/ «незачет». «Зачет» – это допуск девятиклассника к государственной итоговой аттестации, – пояснила заместитель начальника управления Светлана Микулич.
Всего в Усть-Вымском районе участниками итогового собеседования стали 271 ученик 11-ти школ. Для тех, кто не явился на собеседование по уважительной причине (при наличии подтверждающих документов) и для получивших «незачет», предусмотрены дополнительные дни проведения собеседования: 10 марта и 17 мая.
Для того, чтобы увидеть, как проходит процесс итогового собеседования «изнутри» своими глазами, 10 февраля мы отправились в СОШ №3 поселка Жешарт. «В собеседовании принимают участие все заявленные девятиклассники нашей школы. Детей, пропустивших экзамен по тем или иным причинам, нет. Для 41 девятиклассника у нас подготовлено 4 аудитории, полностью оснащенные всем необходим оборудованием, – рассказывает об организации экзамена директор школы Светлана Лопушкова.
Действительно: одно крыло на втором этаже школы, где располагается библиотека, выделено для проведения экзамена. «Соблюдайте тишину! Идет экзамен!» – гласит объявление при входе в кабинеты, обозначающее, что доступ в аудитории имеют только участники экзамена, и то в порядке определенной очереди, и ограниченный круг преподавателей и общественных наблюдателей. В роли общественных наблюдателей выступают родители учеников 8 классов, которые хотят познакомиться с процедурой собеседования, ведь их детям предстоит выступить в роли экзаменующихся уже через год. Из числа учителей назначены организаторы, в задачи которых входит встретить и проводить ученика к месту сдачи экзамена, поддерживать порядок и спокойную обстановку. Немаловажно, что с учениками здесь работает педагог-психолог: все-таки для ребят это первое серьезное испытание, на лицах многих написано неподдельное волнение. Слова поддержки и правильный настрой на успешный исход испытания ни для кого еще не были лишними.
В самих аудиториях экзаменующихся ждут два педагога: учитель-собеседник и учитель-эксперт. С улыбками на лицах, с уверенным рабочим настроением, их цель – не только проверить знания, но и помочь учащимся раскрыть свой потенциал.
Своими впечатлениями о промежуточном экзамене поделилась экзаменатор-эксперт Надежда Павловна Леонтьева, учитель русского языка и литературы: «Экзамен новый, довольно сложный. Экзамен в духе времени. В отличие от других экзаменов, проходящих в письменной форме, на нем проверяются коммуникативные умения, речь учащихся. Эксперт определяет, насколько речь ребенка грамотна и соответствует нормам русского языка, умеет ли ребенок правильно и связно выстроить монолог. Конечно, это большая психологическая нагрузка на учеников, но при подготовке к нему мы стараемся сгладить этот аспект. В ходе консультаций ребята пробуют себя в разных ролях: и как экзаменующийся, и как учитель-собеседник, и как учитель-эксперт. Через несколько лет дети оставят стены школы, и впереди их ждет еще множество собеседований, и этот экзамен – отличный способ научиться подавать себя, четко передавать основные мысли».
А вот состояние девятиклассников однозначно описать невозможно: весь спектр эмоций от абсолютного спокойствия и уверенности до дрожащих пальцев и срывающегося голоса. В руках лишь паспорт и ручка: все гаджеты ждут своих хозяев в кабинетах подготовки к собеседованию: таковы правила. Но, уже «отстрелявшись» и покинув стены экзаменационной аудитории, ребята идут домой со спокойной душой: не так все страшно, как казалось на первый взгляд. «Когда преподаватель дает лист с заданиями, то начинаешь чувствовать внутреннюю собранность, мобилизуешься. Большую роль в подготовке к испытанию сыграли факультативные занятия, самостоятельная подготовка, – рассказывает ученица 9 «а» класса Алиса Самойлова. – Главное – расслабиться и правильно настроится на работу с учителем-собеседником».
Первые серьезные испытания экзаменационной кампании 2020-2021 учебного года прошли в спокойной, рабочей обстановке. Проектом расписания ГИА-9 предусмотрены два периода проведения экзаменов, ожидающие учащихся впереди: основной (24 мая – 2 июля) и дополнительный (3-17 сентября). Основной государственный экзамен (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ-9) в 2021 году пройдут только по двум обязательным предметам, русскому языку и математике. ОГЭ и ГВЭ по предметам по выбору для девятиклассников в 2021 году проводиться не будут.
НАДЕЖДА БЕЛАН.