Главная Культура и искусство Три дня в северной столице

Три дня в северной столице

26 декабря 2017

В ноябре в северной столице России, в городе Санкт-Петербурге, прошел VI Санкт-Петербургский международный культурный форум.

Санкт-Петербургский международный культурный форум – уникальное культурное событие мирового уровня, дискуссионная площадка, ежегодно притягивающая несколько тысяч экспертов в области культуры со всего мира: звёзд драматического театра, оперы и балета, выдающихся режиссёров и музыкантов, общественных деятелей, представителей власти и бизнеса, академического сообщества.

Деловая программа форума была представлена работой 14 секций, руководителями которых из года в год становятся выдающиеся отечественные деятели культуры, формирующие повестку дня и направления секционных дискуссий. Среди них – Михаил Пиотровский и Николай Цискаридзе, Денис Мацуев и Вячеслав Полунин, Людмила Вербицкая, Фёдор Бондарчук и другие представители сферы искусства.

Ключевые темы
и история форума

Ключевыми темами форума нынешнего года были: 100-летний юбилей Российской революции 1917 года; стратегия культуры: кооперация поверх границ; 135-летие со дня рождения Игоря Стравинского.

История форума ведет свое начало с 2012 года. За шесть лет он превратился из небольшой конференции, длившейся два часа в Михайловском театре, в грандиозное многодневное событие. В рамках форума прошли сотни мероприятий: концерты, выставки, спектакли, встречи, подписание международных соглашений. Год от года количество его участников растет: в этом году было зарегистрировано около 34 тысяч человек. Для участия в форуме в северную столицу прибыли делегации из 79 стран.

В этом году нам, сотрудникам МБУ «Усть-Вымское межпоселенческое музейное объединение» Елене Пуренковой и Наталье Мурзаевой, представилась уникальная возможность принять участие в этом мероприятии международного масштаба.

Мы были участниками профессионального потока секции «Музеи и выставочные проекты». Мероприятий только в этой секции было великое множество. Нам удалось посетить лишь малую часть обширной программы.

Развитие инклюзивной среды

В первый день, 16 ноября, с участием официальных лиц, руководителей секций, глав международных организаций, руководителей крупнейших учреждений культуры, видных общественных деятелей, экспертов в сфере международного культурного сотрудничества и почетных гостей состоялось официальное открытие VI Санкт-Петербургского международного культурного форума. Мероприятие прошло в Атриуме Главного штаба Эрмитажа.

В этот же день в Главном штабе Эрмитажа состоялся круглый стол «Музеи и социальная инклюзия. Международный опыт». Одна из наиболее актуальных проблем, которую ставит перед собой музей в наши дни, – доступность музейного пространства для самой широкой аудитории. В том числе для людей с ограниченными возможностями. Опыт мировых музеев по работе с различными категориями инвалидов исчисляется уже десятилетиями и интересен специалистам российских музеев, которые занимаются развитием инклюзивной среды сравнительно недавно. Лишь в 2012 году Россия ратифицировала конвенцию о правах людей с инвалидностью и их равном доступе в учреждения культуры. На форуме музейщики получили возможность перенять опыт мировых музеев по работе с инвалидами.

В рамках круглого стола международные эксперты рассказали о важнейших аспектах адаптации музейного пространства для нужд инвалидов, а также об особенностях создания специальных программ для людей с ограниченными возможностями и особыми потребностями.

Эксперты поделились последними достижениями в области инклюзивных проектов и сошлись во мнении, что современный музей должен быть максимально доступным и открытым для особых посетителей.

Роль революции
в развитии искусства

В заключение насыщенной программы первого дня в центральном выставочном зале «Манеж» с открытой лекцией о Российской революции 1917 года выступил министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский. «То, что мы называем сейчас Русская революция 1917 года, безусловно, повлияло на культуру. Революцию можно сравнить с рождением Иисуса Христа по масштабам последующих изменений. Любая революция строится на отрицании прошлого, и искусство строилось также», – сказал он, предваряя рассказ об этом переломном для России моменте. А затем публика из лекции узнала, как происходило художественное осмысление реальности в революционные годы и какое значение для современного общества имеет изучение культурного наследия того времени.

Во второй день, 17 ноября, состоялся круглый стол с международным участием «Русская революция 1917 г. и музеефикация памятников религиозной культуры». Круглый стол был призван актуализировать роль музеев в сохранении мирового культурного наследия, связанного с религиозными традициями, а также стал площадкой для плодотворной дискуссии по проблемам музеефикации предметов религиозного культа и искусства, обсуждения вопросов влияния Русской революции 1917 года на судьбы памятников религиозной культуры в России. Круглый стол был приурочен к 85-летию Государственного музея истории религии (ГМИР) – единственного в России и одного из немногих музеев в мире, посвященного религии и его истории.

Музей национальных культур

В рамках культурной программы мы посетили музеи Санкт-Петербурга.

В Российском этнографическом музее была открыта выставка «Традиция и мода: национальный костюм народов Страны Советов». Она знакомит посетителей с одним из самых значимых и ярких проявлений культурной идентичности советских народов – национальным костюмом.

На выставке представлены костюмы и его аксессуары, которые в результате интерпретации этнографических образцов художниками-дизайнерами, модельерами, руководителями фольклорных ансамблей, национальной интеллигенцией превратились в легко распознаваемый символ той или иной национальности. Существуя в разных функциональных версиях, будь то сценический костюм или изготовленный по эскизам художника свадебный наряд, или модель для модного показа, или одежда для официальных мероприятий, национальный костюм всегда отражал сложившиеся, ориентированные на внешнего наблюдателя стереотипы этнического в таких характеристиках одежды, как орнамент, крой, силуэт, материал и цветовая гамма.

Мы также посетили выставку «Арктика – земля обитаемая», которая предлагает совершить путешествие по российским полярным просторам. На выставке представлены вещи, характеризующие бытовую культуру староверов и русского старожильческого населения: марковцев, чуванцев. Здесь можно увидеть поморский карбас и чукотские нарты, интерьер рыбацкого стана и ненецкое святилище, карельского рунопевца и селькупского шамана. Вниманию посетителей предлагается все многообразие меховой одежды, используемой коренными обитателями арктических территорий. Несмотря на то, что традиционный костюм имеет ярко выраженную этническую специфику, которая проявляется в особенностях кроя, украшениях, расположении декора, костюм каждого из северных народов являет собой пример адаптации к суровым природным условиям.

Строгановский дворец

Строгановский дворец в Санкт-Петербурге создан величайшим архитектором XVIII века Франческо Растрелли. Здание расположено в самом центре северной столицы – на пересечении набережной Мойки с Невским проспектом. Строгановский дворец является образцом русского барокко, достигшего своего расцвета в период правления Елизаветы Петровны.

Дворец Строгановых был известен тем, что в его внутреннем дворе устраивались открытые обеды, где мог поесть любой прилично одетый человек. Отсюда и произошло слово «бефстроганов», означающее «мясо по-строгановски» (boeuf в переводе с французского означает «говядина»). К настоящему времени единственным сохранившимся интерьером, выполненным Растрелли, является интерьер Большого зала дворца. Все остальные помещения были перестроены в более поздний период. К жемчужинам парадных интерьеров можно также отнести Минералогический кабинет и потрясающую Арабесковую гостиную.

В 1917 году все Строгановы выехали за границу, здание было национализировано, часть коллекций передали музеям страны, некоторые экспонаты были проданы за границу. В 1988 году дворец Строгановых стал филиалом Русского музея.

Завершающий день

В третий день работы форума на площадке Главного штаба Эрмитажа состоялся круглый стол под названием «Век музеев. К 100-летию пригородных дворцов-музеев Санкт-Петербурга». Он был приурочен к 100-летию образования музеев в пригородных императорских резиденциях Санкт-Петербурга. В работе круглого стола приняли участие руководители четырех музеев-заповедников, участвующих в организации юбилейной программы в 2018 году: Вера Дементьева (ГМЗ «Павловск»), Василий Панкратов (ГМЗ «Гатчина»), Елена Кальницкая (ГМЗ «Петергоф»), Ольга Таратынова (ГМЗ «Царское село»). В рамках круглого стола спикеры представили концепцию межмузейного сотрудничества, анонсировали программу отдельных и совместных мероприятий. Публике был впервые показан промо-ролик проекта, а также продемонстрирована концепция создания фирменного стиля «Века музеев». Также о масштабных мероприятиях рассказала Елена Кальницкая: «Один из проектов – выставка «100 шедевров пригородных дворцов», на которой будет представлено 25 знаковых предметов от каждого музея-заповедника. На площадке форума было принято решение, что выставка пройдет в итальянской Казерте». Проект «Век музеев» станет масштабным событием для культурной жизни Санкт-Петербурга. В будущем планируется перевести выставку в мультимедийный вариант с тем, чтобы отправить её в регионы».

В завершение последнего дня форума мы посетили международный научно-практический семинар «Музей и дети: технологии проектирования творческой среды», который прошел в Восточном павильоне Михайловского замка Русского Музея и был посвящен вопросам включения музея в процесс художественного образования ребенка.

Сегодня главный тренд в музейной работе с подростками и детьми – проектирование творческой среды, которая задействует не только коллекции музея, но и цифровые и игровые технологии, активизирующие познавательную и творческую деятельность юных посетителей. Опытом формирования этой среды поделились участники семинара – представители крупнейших отечественных и зарубежных музеев, а также образовательных и научных учреждений: Н.Райан, ведущий менеджер музейных образовательных программ для семьи и подростков Национальной галереи искусств (Вашингтон, США); М.Потван, директор консультационного центра в области художественного образования (Франция); Н.Скализи, директор начальной и средней школы Государственного общего института «С.Риккобоно» (Италия); Б.Столяров, заведующий отделом Российского центра музейной педагогики и детского творчества; А.Кибовский, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента культуры города Москвы (Россия) и другие.

Три дня форума прошли очень насыщенно, продуктивно и интересно. Мы приобрели бесценный опыт, новые идеи, которые, безусловно, пригодятся в дальнейшей работе.

ЕЛЕНА ПУРЕНКОВА,
НАТАЛЬЯ МУРЗАЕВА,
методисты НПД МБУ «Усть-Вымское ММО».

 

Комментарии (0)


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих