Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Главная Культура и искусство Николай Дьяконов и его Свадьба с приданым

Николай Дьяконов и его Свадьба с приданым

26 июля 2016

Комедия принесла актеру, режиссеру и драматургу всенародное признание.

Продолжение. Начало в №28 от 14 июля.

В 2016 году исполнилось 105 лет со дня рождения Николая Михайловича Дьяконова – одного из самых ярких личностей, стоявших у истоков профессионального коми театра. Творчество выдающегося актера, режиссера и драматурга Николая Дьяконова является примером служения театральному искусству.

Родом из крестьян

Николай Дьяконов родился 28 марта 1911 года в большой православной крестьянской семье в селе Усть-Вымь. О его рождении говорится в метрической книге Благовещенской церкви 1911 года.

Николай был 11 ребенком в семье супругов Михаила Александровича и Серафимы Петровны. Учиться Коле удалось недолго. Отец сказал, что «читать, писать научился - и хватит, надо приложить руку к хозяйству».

С большой любовью Дьяконов вспоминает об отце – мудром, смекалистом крестьянине, который научил детей трудолюбию и умению выполнять любую работу - ухаживать за скотиной, пахать и сеять, изготавливать из бересты и глины домашнюю утварь. Характером отец был горяч, языком остёр. Был небольшого роста, сухопарый, односельчане дали ему прозвище – Сырчик (Трясогузка). Умер отец в сравнительно молодом возрасте. А мать, хотя и часто жаловалась на здоровье, прожила до 80 лет. 

Первые роли в драмкружке

В 1920 году в селе Усть-Вымь был открыт Народный дом, в котором размещались читальный зал, пионерская комната и киноустановка. При Нардоме были организованы струнный оркестр, фольклорный коллектив и кружок художественной самодеятельности. Николая влекло в драмкружок. И когда ему предложили сыграть в одном антирелигиозном спектакле драмкружка роль Черта, и он сыграл её успешно, то оторвать юношу от клуба было уже невозможно.

Николай упорно, всеми правдами и неправдами, стремился присутствовать на репетициях. «А однажды позвали меня в кинобудку и предложили помогать киномеханику. Тут уж насмотрелся я вволю! Мне хотелось стать таким же артистом как Игорь Ильинский, - вспоминал Николай Михайлович. - В село иногда заезжали силачи, акробаты, фокусники. Бывало, после их выступлений я целыми днями барахтался где-нибудь на песке, стараясь выделывать акробатические трюки. Как зачарованный, я ходил за ними по пятам. Кто-нибудь из них сделает сальто - и я проделываю то же самое, не страшась изувечить себя. Несмотря на кровоподтеки и шишки, я продолжал свои «тренировки». К 12-13 годам Николай свободно поднимал двухпудовую гирю.

В 1929 году Николая Дьяконова назначили заведующим сельским Народным домом. В драмкружке юноше поручали уже большие роли. После удачно сыгранной роли «Писаря» в пьесе «Ядовитый туман», посвященной борьбе с кулачеством (период становления колхозов), селяне Колю стали величать не только пружинным, но и артистом. Именно тогда он начал подумывать о сцене, но громогласно заявить о своем желании стать артистом как-то стеснялся.

Однажды райком комсомола отправил комсомольца Николая Дьяконова на курсы пропагандистов в Сыктывкар. По окончании курсов его направили бригадиром молодежной бригады лесозаготовителей и культработников в Ибскую тракторную базу. Потом перевели в Кылтовский лесопункт штатным секретарем комсомольской организации.

Как-то в лесопункт приехала концертная бригада из бывших театральных курсов. Артисты ездили с концертами по селам, лесопунктам, искали талантливых ребят. После очередного выступления артистов начались танцы. Коля Дьяконов был отличным плясуном и во всей красе показал себя перед артистами. Они посоветовали ему подать заявление на театральные курсы.

Учеба и первые спектакли

В 1930 году в Сыктывкаре под руководством Виктора Савина был организован Коми инструктивный передвижной театр (КИППТ).

25 марта 1931 года Николай Дьяконов добрался пешком до Сыктывкара и явился на занятия. Он с головой окунулся в учебу на театральных курсах.

В 1932 году был объявлен набор в Коми национальную студию при Ленинградском театральном училище имени А.Островского. В числе рекомендованных в студию был и Н.Дьяконов. Со второго курса театрального училища Николай стал ставить спектакли.

Юноша с увлечением посещал занятия по режиссуре и теории драмы - они стали его любимым предметами. Уже тогда он мечтал о драматургии.

После окончания в 1936 году Ленинградской студии, Н. Дьяконов был зачислен в труппу республиканского драматического театра актером первого положения, но продолжал и режиссерскую деятельность.

С целью улучшения культурного обслуживания населения и приобщения молодежи к культуре в конце 30-х - начале 40-х годов создавались колхозно-совхозные театры. В 1938 году открывается театр в селе Объячево, для чего была собрана труппа из 14 человек из числа молодежи села. Им был нужен профессиональный художественный руководитель. По предложению руководства театра Н.Дьяконов едет работать в Объячевский театр.

Работа в театре и первые пьесы

Через полгода Николай Дьяконов возвращается в республиканский театр. В тот период коллектив театра чувствовал острую нехватку пьес на родном языке. Театр нуждался в национальном репертуаре, а пьес на коми языке не хватало.

В 1938 году в содружестве с актером С.И.Ермолиным Н. Дьяконов пишет свою первую пьесу на коми языке «Джуджыд запань» («Глубокая запань»), а также пьесы «Домна Каликова» и «Мужество», посвященные Гражданской войне в Коми крае. В драматическом дуэте Н. Дьяконов и С. Ермолин написали для театра 6 пьес.

В 1939 году Николай Дьяконов избирается членом Союза писателей СССР. В 1941 году он вступает в члены КПСС. 

Напряженные годы войны,
первое признание

В марте 1942 года Сыктывкарский драмтеатр ставит первую музыкальную драму «Усть-Куломское восстание», режиссером которой является Н.Дьяконов.

В годы войны Николай Дьяконов написал пьесу «Герой», посвященную подвигу славного сына Коми народа Героя Советского Союза Николая Оплеснина, которая ставилась в театре во время войны.

Годы Великой Отечественной войны для Николая Дьяконова стали самыми напряженными. Он ставил спектакли, сам играл, был постоянным участником концертных программ во время гастрольных поездок, вел преподавательскую работу.

Николай Дьяконов давал уроки актерского мастерства и был руководителем театральной Коми студии, созданной в 1943 году. В 1947 году 13 молодых актеров - выпускников студии - вошли в труппу театра.

За создание оперного спектакля, либретто «Усть-Куломское восстание» в 1943 году Николаю Дьяконову было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Коми АССР». В то время ему было всего лишь 32 года.

А через два года - 29 марта 1945 года - Указом Президиума Верховного Совета Коми АССР за исключительные заслуги и достижения в области театрального искусства Николаю Дьяконову было присвоено звание «Народный артист Коми АССР».

«Свадьба с приданым»
имела огромный успех

В 1948-1949 годах Н.Дьяконов написал комедию «Свадьба». Комедия была поставлена на сцене Сыктывкарского драматического театра.

В 1949 году на Всероссийском конкурсе драматических произведений жюри конкурса признало комедию в числе лучших произведений. Комедию перевели на русский язык, и она стала называться «Свадьба с приданым». Роль Любки Бубенчиковой была написана для Галины Питиримовны Лыткиной, уроженки с.Усть-Вымь, ученицы Н.Дьяконова.

Лирическая комедия «Свадьба с приданым» принесла Николаю Дьяконову всенародное признание. Комедия была поставлена в более 300 театрах и самодеятельных коллективах. В нашей стране и за рубежом.

За время работы в театре режиссер Н.Дьяконов поставил более 70 спектаклей. Как драматург он написал 18 пьес. Талант Н.Дьяконова был отмечен руководством страны, Николай Михайлович был дважды награждён орденом «Знак Почета». Как педагог Николай Дьяконов дал путевку в жизнь многим своим ученикам, воспитывая национальные актерские кадры.

13 января 1951 года Николаю Дьяконову за большие заслуги в области культуры было присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР». Комедия «Свадьба с приданым» была поставлена практически во всех театрах Коми АССР, переведена на разные языки народов СССР. Пьеса ставилась в Польше, Венгрии, Болгарии, ГДР и даже в Японии.

За высокую художественную постановку спектакля «Свадьба с приданым», снятую в 1953 году на студии «Мосфильм» по спектаклю Московского академического театра сатиры театр был награжден Почетной грамотой Верховного Совета Коми АССР.

Николай Дьяконов был награжден и Сталинской премией. В то же время ему было присвоено звание «Лауреат государственной премии СССР» третьей степени.

Николай Дьяконов внес большой вклад в национальную и отечественную культуру, он стал классиком национальной культуры.

Последние 20 лет жизни Н.Дьяконов с семьей жил в Эжвинском районе Сыктывкара. В 1989 году под руководством его жены, Марии Степановны, после его смерти, к 75-летию со дня рождения Николая Дьяконова в Эжвинском районе был открыт литературно-театральный музей имени Н.М.Дьяконова, где на экспозиции отражена его творческая театральная деятельность.

В августе 2011 года на доме №13 по улице Менделеева была установлена мемориальная доска за счет благотворительных средств, благодарных поклонников таланта Н.М.Дьяконова. Право открыть мемориальную доску было представлено внучке Николая Дьяконова - Ольге Дьяконовой, дочери единственного сына супругов Дьяконовых - Павла.

В 1986 году в селе Усть-Вымь, на родине актера, режиссера и драматурга, именем Николая Михайловича Дьяконова был назван и филиал ЦБС - библиотека с.Усть-Вымь. Жители села помнят, чтут и гордятся своим земляком.

ТАТЬЯНА БЕЛЯЕВА,
заведующая Усть-Вымским филиалом
МБУ «Усть-Вымское ММО».
Фото из фондов музея.

 

Комментарии (0)


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих