Рубрики
Письма с фронта
В Музее истории города Микунь хранятся письма Ивана Федоровича Лавренова. Известно о нем очень мало – лишь краткие биографические данные из Книги Памяти Республики Коми: «Лавренов Иван Федорович, 1925 г.р., уроженец Новоаннинского района Сталинградской области. Призван 09.01.1943г. Железнодорожным РВК, рядовой. Пропал без вести в октябре 1943г.». Мы решили найти родственников, и записать его биографию.
ИЗ ОСТАВШИХСЯ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ в живых родственников Ивана Лавренова, его двоюродная сестра – Людмила Ивановна Долгачева, проживающая в городе Волгоград и родная сестра – Надежда Федоровна Осипова, проживающая в городе Микунь. Воспоминания записаны со слов родной сестры Надежды Федоровны, но у нее в основном детские воспоминания, т.к. она была младшим ребенком в семье.
Иван Федорович Лавренов родился в Новоаннинском районе Сталинградской области в 1926 году. Родители, Дарья Филипповна и Федор Иванович, 1900 годов рождения, были казаками. Иван был старшим в семье, кроме него были еще две сестры – Валентина, 1928 г.р., и Надежда, 1935 г.р. Всей семьей проживали в Волгоградской области, вели свое хозяйство.
В 1930-х годах началась коллективизация, семью Лавреновых выслали в Коми АССР. Они поселились в Железнодорожном районе посёлка Божьюдор. Родители устроились работать в колхоз. Отец, Федор Иванович, окончил церковно-приходскую школу и считался в поселке человеком грамотным, образованным. В одно время он был назначен даже председателем колхоза. Надежда Федоровна вспоминает один трагичный случай: «Была осень, но очень рано выпал снег, колхоз не успел убрать урожай картофеля. Отца, как председателя колхоза, посчитали вредителем и посадили в тюрьму на несколько лет». После освобождения он продолжил трудиться в родном колхозе счетоводом, а мать, Дарья Филипповна, заведовала молочной фермой».
Двоюродная сестра Ивана Лавренова, Людмила Ивановна Долгачева, жила и училась в одном поселке с Иваном. В 1997 году издала книгу о своей семье и своих родственниках – «Жизнь, распятая на кресте». В своей книге она вспоминает школьные годы: «Ваня Лавренов был подростком невысокого роста, русоголовым, со смеющимися светлыми глазами и курносым носом. Обладал неистощим юмором и неиссякаемой энергией, которая ни на минуту не давала ему покоя. Он был в постоянном движении. В школе был свой театр, куда ходил Иван. Он пользовался большой популярностью, любовью и уважением среди детворы, для них он был «знаменитым артистом». Он играл исполнительных, шустрых, дерзких, сообразительных и смешных солдат, ограниченных, тугодумов-дубов офицеров, полковников, вездесущих дедушек с бородами. Даже пел песни».
В п.Божьюдор Иван окончил 4 класса начальной школы. После окончания 7-го класса в соседнем п.Ветью, в 1943 году, ушел на фронт добровольцем. Иван со своими товарищами отправился в военкомат. Они прошли пешком почти 100 км до ближайшего военкомата в Княжпогосте. Они очень хотели попасть на фронт, защищать свою Родину от врага. Ивану еще в то время не было 18 лет и он прибавил себе 1 год, т.е. в военкомате стал числиться 1925 г.р. Он был призван Железнодорожным РВК 9 января 1943 года. Боевую службу в рядах Красной Армии рядовой И.Ф.Лавренов проходил в Кировской области в г.Котельнич. Служил в пехоте в военной части 487. В марте этого же года его перевели во взвод ручных пулеметчиков. В августе 1943 года был направлен служить в Волгоградскую область.
ВСЕ ДЕВЯТЬ ПИСЕМ Ивана Лавренова написаны от руки химическим карандашом, который за 70 лет сильно выцвел, и прочитать некоторые слова, особенно на краях и сгибах листочков, уже очень сложно. Все письма написаны на тетрадных листах и сложены треугольником. На каждом письме написан адрес назначения – Коми АССР, Железнодорожный район, Веслянское почтовое отделение, поселок Божьюдор; а также стоял обратный адрес – Кировская область, г.Котельнич, с.Вишкиль, часть 487. На внешней стороне письма стояли печати: Герб СССР - треугольная печать; «Бесплатно»; «Просмотрено Военной Цензурой».
Здравствуйте, дорогие родители – папа, мама
и сестрицы Валя и Надя!
Я известный вам Иван Федорович шлю привет и горячо целую бессчетно раз. Во-первых строках своего письма сообщаю, что я жив и здоров, чего и вам от души желаю. Папа, письмо, которое вы писали 6.02.43г., я получил и узнал, что дома все благополучно, которому очень рад. Это первое письмо от вас с того времени, как я ушел из дома. Затем, дорогие родители, вы пишете, что хотели послать посылку, но не принимают, то, когда будут принимать, пришлите бумаги, а то мне скоро не на чем будет писать, потому что я пишу уже 6 письмо. Насчет товарищей, то они все здесь, но в разных подразделениях. Видеть их мне приходится часто. Живу я пока ничего. Кормят, обут, одет и все в порядке.
Передавайте привет Минаевым, а также товарищам. Больше писать нечего. Затем до свиданья. Жду скорый ответ!
К сему, ваш сын Иван Лавренов.
(Письмо от 21 февраля 1943 года).
Перечитывая фронтовые письма, удивляешься тому обстоятельству, что в них очень мало чисто военной информации, – все больше о бытовом, обыденном, личном. В военные годы письма тщательно проверялись, чтобы в них не просочилась никакой важной информации о расположении и состоянии войск. Даже в письмах своим родным и близким людям, солдат не имел права писать о тяжёлом состоянии армии, отступлении, чтобы не сеять панику, не подрывать боевой дух и веру в Победу. Оно и понятно. Описывать войну в тех кровавых красках, как ее видели бойцы и командиры, запрещалось, по понятным соображениям, военной цензурой. Фронтовые письма стали тонкой связующей ниточкой между людьми, по воле судьбы, разлученных, может быть, навсегда. В этих военных весточках описывались, чаще всего, простые человеческие чувства.
Боец, отправляющий весточку домой, и не помышлял о том, что, спустя десятилетия, его послание будут читать и изучать посторонние люди. Поэтому он писал просто, откровенно, порой незатейливо, передавая многочисленные приветы родным и близким. Солдату были интересны самые мелкие бытовые подробности тыловой жизни, по которой он так тосковал.
Читая его бесхитростные письма, написанные порой без знаков препинания, становится понятно, что вряд ли приходилось что-нибудь писать до войны, а уж письма - тем более.
Все письма начинаются с обращения к родным и близким: «Здравствуйте дорогие родители, папа, мама, сестрицы Валя и Надя!».
В СВОИХ ПИСЬМАХ он не сетует на свою судьбу, скорее стремится успокоить своих родных: «жив, здоров», «одет, обут хорошо», «и все по-прежнему».
И хотя он писал эти строки в условиях войны, спрашивает: «Перешла ли Валя в следующий класс», «как поживают мои друзья». Всей душой солдат остается дома, его волнует малая родина.
А как ждали дома солдатские письма-треугольники?! У этих писем были трудные судьбы, долгие пути. Но родные надеялись, ведь если пришло письмо – жив солдат! И с каким же страхом встречали каждое письмо в казенном конверте, которые называли «похоронками». В таких конвертах чаще всего приходили извещения о том, что кто-то из родных погиб или пропал без вести.
12 ноября 1943 года матери Дарье Филипповне пришло извещение, подписанное Железнодорожным Райвоенкомом капитаном Соболевым, в котором сообщалось, что «Ваш сын Красноармеец Лавренов Иван Федорович, уроженец Сталинградской области Новоаннинского района, находясь на фронте, пропал без вести с октября 1943 года».
Но надежда, что жив её сын, не покидала мать всю оставшуюся жизнь. Так и ждала его – годами, десятилетиями. Много раз писали родные, пытались разыскать его, и куда бы ни обращались, ответ был один: «Сведений нет». Но они не теряют надежду, до сих пор продолжают поиск.
Письма с фронта… В годы войны это была единственная возможность людей услышать друг друга за тысячи километров. А сейчас и для нас это тоже возможность услышать голоса фронтовиков, наших земляков. Читая сегодня эти письма, мы отдаем дань уважения тем, кто погиб на фронтах Великой Отечественной войны.
ЕЛЕНА ПУРЕНКОВА,
методист Микуньского филиала
МБУ «Усть-Вымское ММО».