Рубрики
Нам дороги эти позабыть нельзя
Воспоминания участника Великой Отечественной войны Пантелеймона Николаевича Козлова, 1923 года рождения, уроженца с.Кожмудор, написанные собственноручно в 1991 году, принесла в редакцию районной газеты его дочь – Валентина Шашева. По её словам, однажды отец ждал к себе домой школьников, но они в тот день не пришли, а фронтовик взял и написал, что считал нужным про свою жизнь и фронтовые дороги. Хорошо, что дети Пантелеймона Николаевича сохранили эти бумаги, ведь память о героях, наших земляках, священна. Об их подвигах, доблести и славе должны знать и другие. Читайте воспоминания – это правда жизни.
Война застала меня за работой
После окончания 6 классов начальной школы, в 1938 году, я устроился на работу рабочим по ремонту телеграфно-телефонных линий на Сыктывкарский линейно-технический узел связи, где проработал до начала войны. Война застала меня за работой. 22 июня 1941 года я дежурил на почте д.Вогваздино в качестве монтера по эксплуатации телеграфно-телефонных аппаратов. В 12 часов дня по радио объявили, что будет важное сообщение. Выступил народный комиссар иностранных дел В.М.Молотов, который сообщил, что сегодня в 4 часа утра фашистская Германия без объявления войны напала на нашу Родину. Последними словами Молотова были: «Враг будет разбит! Победа будет за нами!».
А в середине июля меня и моих сверстников из с.Усть-Вымь вызвали в райвоенкомат и организовали отряд из двадцати человек. Нас учили в течение шести месяцев без отрыва от производства, в вечернее время после работы. Учили Устав, проводили строевую подготовку, учили ползать по-пластунски, изучали винтовку, стрелковый пулемет «Максим» и многое другое.
После учебы – на передовую
На фронт меня мобилизовали в конце марта 1942 года. По пути увидели освобожденный г.Тихвин Ленинградской области. Приехали в Старую Ладогу, где размещался учебный танковый батальон, там мы проучились три месяца. В то время по дороге жизни по Старой Ладоге двигались сотни машин с мукой на блокадный Ленинград, а на обратном пути они везли детей, старых людей. Ленинградцы были истощенные, голодные, едва похожие на людей. Машины везли груз день и ночь, пока окончательно не испортилась дорога.
В середине июля 1942 года из учебного батальона отобрали 5 человек, в том числе и меня в звании сержант, радист–пулеметчик танка Т-34, и отправили на Волховский фронт в 403 танковый батальон. Так мы и попали на передовую, под г.Кириши Ленинградской области.
Первое боевое крещение
Первое мое боевое крещение состоялось в г.Кириши. Накануне нашего приезда на фронт было наступление по освобождению этого города. Наступление сорвалось, и пять танков, подорвавшись на минах, остались на ничейной земле утонувшими в болоте, а остальные вернулись в тыл. И вот нам, резервному экипажу из 4-х человек, дают задание: ползти на нейтральную линию до одного из танков и вытащить аккумуляторы (4 штуки) и доставить их на базу. Нас было четверо, командир Михаил был из Москвы (фамилию его не помню), у него был пистолет, а у нас троих не было ничего. Нам сказали, что у нас танковый батальон и для вас нет оружия, подберете его у убитых бойцов. В то время на фронте было такое положение - не хватало вооружения.
От опушки леса до танков было метров 500. Пули свистели над головой с обеих сторон, разрывались снаряды и мины врага, а мы безоружные стали ползти по исковерканной земле между воронками от снарядов. Вскоре увидели убитых бойцов и, вооружившись винтовками, доползли до танков. Танк Т-34 стоял с открытым люком на немецкую сторону, до окопов немцев было всего метров 30. Как раз начался сильный дождь, механик-водитель и я зашли в танк, вытащили и подали 4 аккумулятора весом по 60 кг каждый. А дальше мы – голодные и мокрые - стали тащить эти аккумуляторы ползком, 40-50 см дернешь одной рукой и потом передвигаешь свое тело. И так мы всю ночь ползли и преодолели эти 500 метров. Но задание было выполнено. Я потом часто вспоминал: вот где мне пригодилась учеба в райвоенкомате, умение ползать по-пластунски. Вот таким было мое первое крещение, и я его никогда не забуду.
Фронтовыми дорогами
Вскоре нам дали танк Т-34 и у нас был интернациональный экипаж: командир танка - русский, механик-водитель - украинец, радист-пулеметчик - коми (это я), заряжающий - башкир. Экипаж был дружный и сплоченный.
В течение 1942-1943 годов мы воевали на разных участках Волховского фронта. В августе 1943 года меня приняли в ряды ВКП(б) и присвоили звание старшего сержанта. В январе 1944 года Волховский и Ленинградский фронты в районе Синявино соединились. Сколько было ликования! Ведь окончательно была прорвана блокада Лениграда. Далее участвовали в освобождении городов Новгород и Луга, и началось наступление на Нарву, в Эстонию.
Расскажу последний эпизод о войне. 3 марта 1944 года наш 185 отдельный танковый полк начал наступление на Нарву. За день с боями преодолели всего 12 км. Заняли укрепленные пункты, взяли в плен немцев, но нам уже под вечер поставили задачу еще продвинуться на 1,5 км и занять укрепленный пункт. Не дойдя до укрепленного пункта, наш танк взорвался на мине, нас всех контузило. Только через некоторое время мы стали понимать друг друга. Вышли из танка, посмотрели: оборвало гусеницу, были и другие неисправности. Всю ночь при помощи других экипажей мы ремонтировали ходовую часть. А под утро немец пошел в контрнаступление при поддержке артиллеристской подготовки, но наши танки (танков было 12) отбили контрнаступление немцев.
Через некоторое время началось повторное наступление немцев, в это время мы уже заканчивали ремонт гусеницы танка. Я прибивал кувалдой последний палец в гусеницу, и в это время раздается взрыв, пуля попадает мне в правую руку, кувалда упала из рук и вся рука стала в крови. Меня оттащили за танк и оказали первую медпомощь.
Из танкового десанта дали двух солдат и меня за левую руку и шею потащили по снегу метров 300 до леса, а потом пешком до землянок, затем пришла машина и меня увезли в г.Кингисеп. После 3-дневного пребывания уже поездом привезли в Ленинград. После двухнедельного лечения тяжело раненных солдат и офицеров, целый железнодорожный состав, отправили в Сибирь. Приняли в г.Улан-Уде, где я пролежал 4 месяца. Списанный с воинской обязанности вернулся домой в конце июля 1944 года.
Так закончилась для меня война…
Другая война была в тылу
Но для меня, также как для других воинов, которые вернулись с фронта, началась другая война - в тылу. Работали под девизом «Все для фронта, все для Победы!», восстанавливали разрушенное войной народное хозяйство. В январе 1945 года меня выбрали председателем колхоза и я всю жизнь работал в сельском хозяйстве на разных должностях – председателем, управляющим отделения совхоза, председателем рабочкома. Вышел на пенсию в 1988 году.
Послесловие
За ратный подвиг Пантелеймон Козлов был награжден боевыми наградами - орденом Отечественной войны I степени, медалями - «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда». Фронтовик был награжден и другими, трудовыми наградами – медалью «За трудовое отличие», имел звание «Заслуженный работник народного хозяйства Коми АССР».
Вместе с женой, Надеждой Пантелеймоновной, 1926 года рождения, супруги Козловы воспитали семерых детей – шестерых дочерей и сына.
Прожив долгую жизнь и многое повидав на своем веку, завершил свою земную жизнь Пантелеймон Николаевич Козлов в 2010 году, похоронен на Кожмудорском кладбище.
Материал к публикации подготовила
КЛАВДИЯ ПАВЛОВА.
Фото из семейного альбома.