Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       

Главная Кроме того Любимый праздник

Любимый праздник

28 декабря 2024

Через несколько дней наступит один из самых любимых и добрых праздников – Новый год. А с ним и зимние каникулы для всей семьи – волшебное время, наступление которого многие ждут с особым трепетом и нетерпением.

А как отмечали главный праздник года в Коми крае? Какие традиции соблюдали люди, жившие на крайнем северо-востоке Европы? В этой статье – самые яркие факты о традициях и обычаях коми народа.

НОВЫЙ ГОД В КОМИ КРАЕ

В дохристианский период Новый год у коми (тогда их называли пермяками) наступал в марте – в период весеннего равноденствия. В это время приходит тепло, начинает оживать природа. Весеннему солнцу радуются и люди, и животные. Самый тяжёлый период года позади, а впереди тепло, изобилие – это можно и отпраздновать. В Иране, у которого Пермь переняла этот обычай, наступление Нового года до сих пор празднуют в марте.

После христианизации Коми края и его включения в состав Российского государства, наступление Нового года коми народ перестал праздновать, зато было много церковных праздников, которые и отмечали.

У коми в дореволюционный период любой праздник воспринимался как нечто священное, противоположное будням. Культура праздника отличалась обильным застольем, широким гостеприимством. За праздничным столом семья должна была собираться в полном составе. Особенностью праздничной культуры выступает взаимная гостьба, что нашло отражение в поговорке «нянь-солыд öд водзöса» (хлеб-соль – дело взаимное) или «нянь да сов рöднятö карö» (хлеб да соль роднят людей).

Гостеприимство у коми считалось одним из положительных качеств человека. Принять постороннего человека, накормить и напоить его являлось способом выстраивания взаимоотношений с предками, от благорасположения которых зависело благополучие общества: «ветлысь-мунысьöс вердöм кузя пö дас во няня лоан, дас во тшыглун он тöдлы» (накормишь прохожего – десять лет с хлебом будешь, десять лет голода знать не будешь). Обильное угощение – характерная черта праздничной трапезы, с помощью которой благодарили за урожай, за благополучие в семье и обществе, моделировали изобилие и благополучную жизнь: «гöсьтлы сетан – кыйсигöн босьтан» (на гостей израсходуешься – вернешь на охоте).

У коми отсутствовали традиции потребления алкогольных напитков, но на праздничном столе обязательным был сур (домашнее пиво). Для мужчин варили хмельной сур, для женщин и детей – безалкогольный. Ограничений в питии пива не было, хотя считалось, что необходимо выпить не менее двух стаканов. При отказе от второй чаши пива говорили: «ю, абу син пöла» (пей, не одноглазый) или «мöд кок вылад сувт» (на другую ногу встань), где достаточно четко просматривается символика четных чисел, сопряженных с миром живых.

ОБРЯДЫ И ТРАДИЦИИ

В состав праздничной трапезы входили разнообразные каши и выпечка. Окончание праздничного застолья обозначалось подачей блинов. Хозяйка, подавая блины, произносила фразу: «блин вая, видлö блинсö да сэсся пирöг-шаньгасö сейö, суртö юö. Мыйöн верми да кыдз кужи гöститöдi, сьöлöмöн рад, эн дивитöй» (блины принесла, пробуйте блины да пироги-шаньги ешьте, пиво пейте. Как могла, так и принимала гостей, сердце радуется, не осуждайте).
На Рождество выпекались фигурки животных, которые номинировались как «чиб\» или «чань» (жеребенок). Готовые фигурки для освящения клали на полку под иконами. Дети, получая игрушку, бережно играли с ней, стараясь при этом не сломать, а затем съедали.

Накануне Васильева дня, что соответствует кануну Нового года по старому стилю, на Сысоле, Верхней Вычегде и Печоре существовала практика обгладывания костей. Хозяйка варила овечьи головы и ноги, ночью съедали с них мясо, а чисто обглоданные кости выносили в хлев и прятали под навоз, чтобы в новом году уродился скот. Назывался этот обряд «ыж юр-кок вильöдан лун» (день обгладывания овечьих голов и ног) или «ыж кок рыт» (вечер овечьих ног). Приготовление и поедание этого ритуального блюда, по народным представлениям, должно было обеспечить благополучие и изобилие семьи в наступающем году.

СВЯТКИ

На святки – это период с 7 по 17 января (по современному календарю) у коми существовала целая система запретов: нельзя было прясть, выполнять шумную работу (колоть дрова, стирать), стричь ногти, ругаться, выходить на улицу глубокой ночью. Считалось, что всё это притягивает нечистую силу.

Атрибутом рождественских праздников стали гадания. В некоторых коми селениях с наступлением темноты девушки на лицо прикрепляли с\чень (тонкую лепёшку из картофеля и муки) с вырезанными, как у маски, отверстиями для глаз, а затем выходили на улицу. Считали, что имя будущего супруга будет совпадать с именем первого попавшего навстречу мужчины.

Повсеместно у коми в эти дни была традиция переодевания: парни рядились в женщин, девушки – в мужчин. Лицо закрывали тканью или мазали сажей. Ряженые пугали людей на улице, могли и похулиганить, например, забросить встречного в сугроб, подпереть дверь в дом, завалить его снегом или дровами. А в селе Гам был такой случай, который рассказал наш учитель географии Александр Николаевич Римских: «Утром 14 января встали, как обычно. Был выходной день. За ночь дом заметно остыл. Надо топить печь. Открыли вьюшки, заложили в топку дрова, подожгли бересту, а дым – в комнату. Вышел на улицу, посмотрел на трубу – всё нормально, снегом дымоход не завален. Сделали ещё одну попытку растопить печь – тот же результат. Снова вышел на улицу и, обходя дом, заметил, что кто-то пользовался приставной лестницей, да и на крыше видны человеческие следы. Оказывается, на дымоход положили кусок стекла, который издалека вообще не виден. Да, подшутили ученики над учителем, так подшутили!»

Ряженые также ходили из дома в дом. Вваливаясь толпой вместе с клубами морозного пара, громко топали ногами, стучали палками, что-то мычали или бормотали, кружились, подпрыгивали. Одежда на них была нелепая, движения необычны для человека.

Взрослые, особенно мужчины, часто устраивали ряженым испытания – просили станцевать, изобразить какое-либо животное. Затем гостей одаривали выпечкой, которую пекли заранее. За вечер в дом могло прийти несколько групп ряженых. После их посещений у хозяев поднималось настроение и долгий зимний вечер уже не казался обычным.

Подготовил АЛЕКСАНДР ЛЮТОЕВ.

Комментарии (0)


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих