Рубрики
Остросоциальный и инвестиционный
В конце прошлого года Госсовет Коми принял закон «О республиканском бюджете Республики Коми на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов». В соответствии с ним, в нынешнем году бюджетные доходы составят 86 млрд рублей, расходы – 93,4 млрд рублей. Значительное увеличение расходов предусмотрено на повышение качества жизни населения. В приоритете – социальная сфера, национальные проекты и дороги. Об особенностях трехлетнего бюджета, финансировании национальных проектов рассказала министр финансов Республики Коми Галина Рубцова.
– Галина Зиславовна, бюджет, принятый на ноябрьской сессии, называют остросоциальным. В чем это выражается?
– Действительно, порядка 70% расходов бюджета на 2020 – 2022 годы приходится на социальную сферу. Мы существенно увеличили ассигнования даже по сравнению с 2019 годом. К 2020 году – это плюс 10 млрд рублей. Основная часть пошла на меры соцподдержки: мы проиндексировали опережающими темпами с 1 января на 4,8 процента. Это практически все льготы, пособия, поддержка малоимущих граждан.
– В какой сфере вливания почувствуются ощутимее?
– У нас определены приоритеты – это наши национальные проекты, которые как раз и затрагивают основные направления социальной сферы: демографию, образование, здравоохранение. В бюджете также нашло отражение и приведение в нормативное состояние дорожной сети.
Мы существенно увеличили расходы на здравоохранение – они составили 17,8 млрд рублей, в образовании объем госпрограммы – 24,3 млрд, в соцзащите – 14,8 млрд.
– А можно конкретнее? Вот на образование выделено 24 миллиарда. Что в них входит?
– 15,7 млрд составляет субвенция на школьное и дошкольное образование. Здесь как раз основное – средняя заработная плата педагогов, которая соответствует майским указам. Большой объем средств в образовании заложен на модернизацию в рамках национального проекта. Это и завершение объектов строительства: школ в Красном Затоне, в Дутово, Помоздино, детских садов в Выльгорте и Эжве. В 2020 году начнется строительство школы с пришкольным интернатом в поселке Приуральский, школы-детского сада в деревне Усть-Ижма, детского сада в селе Усть-Кулом. В 2021 году у нас появляется новый объект – школа в Объячево. Сейчас муниципалитет разрабатывает проектно-сметную документацию, и в 21 году, когда мы увидим объем ассигнований от федерального центра, начнется ее строительство. Также с участием федеральных средств в 21 году будет строится еще один садик в Сыктывкаре.
– Как распределяется объем средств в здравоохранении?
– В этой сфере у нас около шести миллиардов составляет платеж на неработающее население, которое уходит в ФОМС, потому что все содержание медицины осуществляется за счет этих средств – это обеспечение полисов ОМС.
В рамках нацпроекта мы выделили дополнительные ассигнования на здравоохранение. Здесь заложены крупные объекты строительства – долгожданный проект инфекционной больницы в Сыктывкаре: это практически полтора млрд на первый этап строительства в 2020-21 годы, на второй заложено 100 миллионов рублей. В 2022 году в эксплуатацию будет введен первый этап. Уже произведены конкурсные процедуры, и в апреле начнется строительство.
Хорошо реализуется проект по реконструкции корпуса онкологии (радиологии). Мы ожидаем, что в 2020 году первый этап реконструкции будет завершен.
Начинается строительство лечебного корпуса в Усть-Цильме. Готова проектно-сметная документация с заключением экспертизы, и на 2020-21 годы порядка пятисот с лишним миллионов уже предусмотрено.
Кроме того, с участием средств федерального бюджета планируется построить шесть ФАПов.
Ну, и целое направление предусмотрено по онкологии, по сосудистым центрам, по передвижным диагностическим центрам. Это существенный финансовый поток на развитие медицины.
– А где брать кадры для всех этих лечебных заведений, чем привлекать их для работы в республике?
– Основой подготовки кадров у нас является СГУ. В части целевой подготовки, возможно, нам придется расширять подготовку кадров в соответствии с возможностями бюджета. Будем ждать студентов из районов, которые потом вернутся работать на родину.
Кроме того, впервые мы выделили средства на приобретение 19 квартир для привлечения квалифицированных кадров в отрасль здравоохранения в объёме 48,5 млн рублей. Посмотрим, насколько это повлияет на ситуацию. В этом году Минздрав за счет собственных ассигнований самостоятельно приобрел две квартиры в рамках госпрограммы.
– Что предполагается бюджетом в рамках соцподдержки?
– Это 4,8-процентная индексация, о которой я уже говорила выше. По поручению главы региона Сергея Гапликова предусмотрены средства на реализацию закона о дополнительных мерах поддержки семей с детьми. Это наш региональный семейный капитал при рождении первого ребенка, который составляет 150 тысяч рублей, также мы увеличили пособия семьям с детьми. Весь этот «плюс» составляет миллиард триста миллионов рублей.
– Насколько распространен в регионах семейный капитал на первого ребенка?
- На самом деле очень мало регионов приняли такие меры поддержки. Нам важно, чтобы молодежь оставалась в регионе. Мы посчитали 150 тысяч рублей достаточно для первоначального взноса, чтобы вложиться в ипотеку, думаю, это повлияет на то, чтобы молодежь оставалась на родине.
Ну, и за счет регионального бюджета мы сохраняем выплату и на третьего ребенка также в размере 150 тысяч.
– Бюджет принят с семимиллиардным дефицитом, в то же время у нас масса планов в области соцполитики. Не помешает ли их реализации бюджетный дефицит?
– Дефицита бояться не надо. Когда он управляемый и в пределах нормативов, то это нормальная ситуация. Достаточно сравнить размер дефицита – он у нас 7,4 млрд. – и нашу инвестиционную программу на 2020 год – это свыше 8 млрд, то, по большому счету, мы заимствуем под инвестиции. Эти цифры выше дефицита.
– А нормативы по бюджетному дефициту какие?
– По норме бюджетного законодательства дефицит может составлять 15% годового объема доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений. Только по итогам не очень благополучных 2013-2014 годов мы допустили его превышение.
В настоящее время с учетом реализации соглашения с Минфином России для республики этот норматив составляет 10%, и мы в него укладываемся.
– Социальный бюджет на 2020-2022 годы одновременно называют инвестиционным. Что это значит?
– Это государственные инвестиции в рамках бюджета: прямые инвестиции в рамках адресной инвестиционной программы, их большая часть приходится на строительство социальных объектов, здесь и федеральное софинасирование, и наши средства. Это гарантированные инвестиции, которые предусмотрены в бюджете. Это и концессионные соглашения, а также небольшая сумма на приобретение недвижимого имущества в 2020 году.
– Каков сейчас государственный долг республики, как мы с ним справляемся?
– Государственный долг по итогам 2019 года составит 26 миллиардов. Если смотреть на саму структуру госдолга, то 18,5 млрд у нас приходится на ценные бумаги, остальная часть – задолженность по бюджетному кредиту. В привлечении коммерческих кредитов в этом году мы не нуждались, потому что были остатки на счетах. В текущем году мы смогли размещать их на депозитах и зарабатывать на этом. По итогам десяти месяцев дополнительно получено 312 миллионов рублей – это практически стоимость строительства детского садика.
Долг мы сокращаем, и за последние годы существенно. Начинали мы с семидесяти с лишним процентов в 2016 году и завершили его 34 процентами в нынешнем.
В предстоящий трехлетний период долг возрастет, т.к. бюджет дефицитный, и мы будем производить коммерческие заимствования. В 2022 году он составит 47 процентов, но это в пределах нормы. Когда долг управляемый, как у нас, а мы все-таки относимся категории субъектов с высокой долговой устойчивостью с долгом до 50 процентов, то это нормально.
– Есть регионы, в которых ситуация хуже?
– Есть даже регионы, в которых долг превышает сто процентов от бюджета. Вот это плохо. И у нас было непросто, когда долг в 2013-2014 году превышал 70 процентов. Под риском в этом случае оказывается выполнение обязательств, которые республика взяла на себя, а их львиная доля – это социальные обязательства.
– Какие средства в новом трехлетнем бюджете предусмотрены на строительную отрасль?
– Дороги – извечная проблема, от них зависит наша экономика и наш комфорт. При формировании бюджета на 2019-2022 годы Главой Республики Коми перед нами была поставлена задача увеличить объем дорожного фонда. Мы это сделали, и на дорожные нужды в ближайшую трехлетку средств предусмотрено больше на 2,7 млрд рублей: на 2020 год – 6,2 млрд, 2021 – 6 млрд, 2022 – пока 4,1. Это значительно выше, чем в предыдущий период. Предусмотрена дополнительная финансовая поддержка муниципальных образований на ремонт их дорожной сети. Акцент будет сделан на райцентры, чтобы потом заняться и другими поселениями. Проблем, конечно, много, и мы не говорим, что сразу их все решим, но ситуация будет меняться.
– Как республика поддержит свои муниципалитеты?
- По сравнению с 2019 годом, мы увеличиваем поддержку муниципалитетов на 5 миллиардов. Межбюджетные трансферты существенно увеличиваются.
– Какие районы требуют наибольших вложений?
– Если вы имеете в виду Воркуту и Инту, то мы понимаем, что за счет средств республиканского и местного бюджетов мы не покроем вложения, необходимые Заполярью. В связи с этим сейчас разрабатывается в рамках поручения президента план развития Воркуты и Инты в части развития угольной отрасли. 15 декабря мы сдадим его в правительство Российской Федерации. Рассчитываем на поддержку федерального центра, потому что суммы там колоссальные, мы сами их не потянем.
– В последние годы удалось подключить граждан к процессу формирования народного бюджета. Почему это так важно и как выбираются проекты, достойные финансирования?
– Мы, финансисты, очень приветствуем этот проект, видим его эффективность и, самое главное, заинтересованность граждан. А когда сами граждане заинтересованы, то эти объекты на особом контроле. Средства по народному бюджету распределены в государственных программах по направлениям: образование, культура, физическая культура и спорт, занятость, строительство, ЖКХ, агропромышленный комплекс, транспорт, развитие малого и среднего бизнеса. В большинстве случаев народные проекты касаются создания комфортных условий проживания. И эти средства мы постоянно увеличиваем. Начинали мы в 2014 году с 32 миллионов. На 2020 год предусмотрено 124 миллиона, а на 2021 — уже 200 миллионов, увеличена и сумма на реализацию одного проекта. Раньше она ограничивалась 300 тысячами, со следующего года – сумма в зависимости от направления расходов составляет от 600 тысяч до миллиона. Население готово участвовать и в реализации крупных объектов.
При проведении отбора проектов, который, кстати, осуществляется на конкурсной основе, учитывается соответствие приоритетным направлениям «Народного бюджета», целям и задачам государственной программы, по которой будет реализовываться проект, актуальность решаемой проблемы, реалистичность поставленных в проекте задач, устойчивость и социальная эффективность проекта, обоснованность расходов и участие населения в исполнении проекта. Для того чтобы проект получил финансирование, необходимо соблюсти все эти критерии.
– Вы упомянули о создании комфортных условий проживания. Насколько успешно мы двигаемся в этом направлении?
– Мы начали развиваться. Если не будет комфортных условий, порядка на улицах, мест, где можно погулять с детьми, позаниматься спортом, то не захочется тут оставаться. Если взять столицу республики, то здесь впервые за долгие годы обустроен Кировский парк, дойдет дело и до набережной, которая пока обустроена частично, сделан сквер в микрорайоне Строитель, появится площадка «под часами» у центрального бассейна. И таких мест должно быть как можно больше. Помимо национального проекта, на который выделяет средства федеральный центр в объеме 225,4 миллионов, мы дополнительно добавили 470 миллионов на создание комфортных условий в районных центрах муниципалитетов республики. Общий объем средств на эти цели составит 829,8 миллиона. Для меня лично создание комфортной среды – это создание красоты и удобства городов и других населенных пунктов республики, где хочется жить и гордиться своей родиной.
Беседовала ПОЛИНА РОМАНОВА.