Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Главная Экономика Галина Рубцова: Наращивание госдолга прекратилось

Галина Рубцова: Наращивание госдолга прекратилось

12 октября 2017

26 октября на сессии Госсовета Коми будут рассматриваться корректировки в республиканский бюджет. Что сейчас происходит с казной региона, будут ли урезаны социальные расходы, можно ли снизить долговую нагрузку за счет перекредитовки и стоит ли ждать увеличения налоговых доходов, рассказала министр финансов Коми Галина Рубцова.

– Какие корректировки бюджета ожидают республику в ближайшее время? В последние годы хороших новостей по этому поводу не было.
– На октябрьскую сессию мы действительно будем выносить поправки в закон о бюджете. Но дела на сей раз обстоят неплохо: будем увеличивать доходную базу и за счет этого уменьшать дефицит. Сейчас для нас задача номер один – идти по пути сокращения нашего государственного долга. Основные изменения по росту расходов касаются госпрограмм социального блока: «Развитие образования», «Развитие здравоохранения», «Социальная защита населения», «Развитие транспортной системы», «Развитие строительства и жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергоэффективности».

Основное направление, по которому значительно увеличивается финансирование, – это повышение оплаты труда педагогов, врачей, соцработников и работников культуры – плюс 498,9 миллиона рублей. Также увеличиваем дотацию на сбалансированность местных бюджетов – порядка 120 миллионов рублей, 170 миллионов рублей добавим на компенсации авиаперевозчикам за рейсы в труднодоступные населенные пункты Коми и аэропортовую деятельность. Увеличиваем поддержку семей с детьми на 88,4 миллиона рублей (ежемесячная выплата в случае рождения третьего ребенка или последующих детей, пособие на ребенка в рамках госгарантий).

– Все-таки уточните для верности понимания: урезания расходов по социальной отрасли на грядущей сессии точно не произойдет?
– Не произойдет. Есть только перераспределение средств, урезать мы ничего не будем. Но перераспределение – это нормальный процесс, в зависимости от реальной ситуации в течение года бывает нужно перебросить средства внутри той или иной госпрограммы.

– А как скорректируются расходы по госдолгу?
– Вот они как раз уменьшатся на 466 миллионов рублей. Это за счет того, что мы постоянно ведем работу по привлечению более дешевых кредитов, например, бюджетных кредитов из Федерального казначейства со ставкой 0,1 процента годовых сроком до 50 дней. Таким образом, временно замещая более дорогие кредиты кредитных организаций, проводим повторные аукционы на банковские кредиты, расширяя круг участников, тем самым сбивая предложения банков по цене…

Наращивание госдолга прекратилось, сейчас мы его стараемся сохранить на уровне прошлого года, а в следующие три года – идти на уменьшение.

– А как обстоят дела с доходной частью бюджета, которая пополняется за счет налогоплательщиков?
– В этом году доходы у нас поступают неплохо. Мы ожидаем годовой объем налоговых и неналоговых поступлений 58,6 миллиарда рублей. Это на пять миллиардов, или на 10 процентов, больше уровня прошлого года. Основной источник, за счет которого мы получили прирост, – это налог на имущество организаций, после реализации инвестпроекта по строительству газопровода Бованенково – Ухта и Ярегского нефтяного проекта. Это дало нам дополнительные 4,4 миллиарда рублей. Второе – это налог на прибыль организаций, здесь тоже прирост – почти 1,5 миллиарда рублей.

– Расскажите о незапланированных тратах этого года. Что стало неожиданностью при исполнении бюджета?
– В первую очередь – исполнение майских указов президента России в части повышения зарплаты бюджетников. При планировании бюджета на текущий год закладывали резерв на повышение оплаты труда 412 миллионов. В апреле Минэкономразвития РФ изменило методику формирования среднего дохода трудовой деятельности, это повлекло повышение средней зарплаты на три тысячи рублей, что потребовало от нас увеличения расходов бюджета на оплату труда еще на 498 миллионов, о которых я уже упоминала в начале интервью.

– А вообще в казне Коми предусмотрена некая «заначка на черный день»? Сколько именно и на что ее тратят?
– «На черный день», например, на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, по бюджетному законодательству у нас есть возможность создания резервных фондов. В 2017 году он предусмотрен в объеме 57,5 миллиона рублей. Именно за счет этих средств проводили выплаты пострадавшим на шахте «Инта-угля», давали средства на восстановление обрушившегося моста через реку Лузу, Воркуте – на парогенераторные установки. Также выделялись средства образовательным учреждениям на ремонт после пожаров.

– Последние восемь лет при обсуждении бюджета Коми только и слышно, что нужно еще сильнее затянуть пояса. Но у республиканской казны уже талия совсем «в рюмочку» стала, может, хватит ее затягивать?
– Республика, как и обычный человек, должна жить по доходам. Если у людей по средствам жить не получается, они берут кредиты, то же жилье без заемных средств сейчас практически невозможно купить. Честно говоря, сама сейчас ипотеку плачу. А когда у человека сплошные кредиты на все подряд, ни к чему хорошему это не ведет. Посмотрите, сколько сейчас людей не могут платить проценты. Хочешь не хочешь, а остается затягивать пояса до предела или искать источники дополнительных доходов. Вот и с бюджетом так же.

– Извечная тема: люди живут в регионе, богатом нефтью и газом, а денег на необходимое еле-еле хватает, потому что очень много уходит «на прокорм» других регионов. Есть какая-то надежда хоть на некоторое время перестать быть донором или хотя бы добиться того, чтобы из республики брали поменьше?
– Строго говоря, последние лет восемь мы регионом-донором не были. Дело в том, что официально донором является тот субъект Федерации, который не получает дотацию на выравнивание бюджета. А мы ее получали с 2009 года, сумма для нас была незначительная, в этом году 295 миллионов рублей – капля в море, но все же она была. В настоящее время Минфином России проводятся расчеты уровня бюджетной обеспеченности на 2018 год. Надеемся сохранить право на получение указанной дотации. А вот то, что у нас все эти годы большая часть налоговых доходов уходила в федеральный бюджет, – эта тенденция, видимо, также сохранится, все в тех же пределах – 56 процентов к 44. Это федеральное законодательство, и мы его должны исполнять.

– А жителям республики потом обидно, что есть регионы, которые в «общую копилку» ничего не вкладывают, а живут вполне неплохо.
– Знаете, тут можно ведь провести параллель и с нашими муниципалитетами. У нас же только три точки, которые генерируют основную часть налоговых доходов: Сыктывкар, Ухта и Усинск. Та же Ухта, например, очень бы хотела, чтобы налоги у них оставались, жилось бы тогда куда лучше. Но у нас же есть сельские районы, которые «голодными» не бросить, мы должны обеспечивать им необходимый уровень доступа к госуслугам. Та же Ижма, например, сама сейчас не проживет. Хотя, отмечу, в Ижемском районе при скудных доходах очень грамотно распоряжаются бюджетом, как и в Усть-Куломском. В Койгородском районе бюджет очень маленький, но так правильно выстроена финансовая политика, что кредиторская задолженность очень мала – молодцы!

– Судя по тому, что объявлено о том, что Корткеросский, Прилузский, Сысольский и Удорский районы переходят под «ручное управление» финансами, там уже не «молодцы». В чем основная беда?
– В наличии кредиторской задолженности. В целом она по всем муниципалитетам на 1 августа составляла 350 миллионов рублей. Мы стараемся помочь, увеличиваем объем дотации на сбалансированность, в апреле добавили 114 миллионов рублей, сейчас еще 120 миллионов дадим. Кроме того, в этом году мы проводили реструктуризацию бюджетных кредитов, в результате высвободившиеся средства, а это около 122 миллионов рублей, муниципалитеты могут направить на решение первоочередных задач.

Девяти муниципальным образованиям выдали бюджетные кредиты на сумму 95 миллионов рублей. Но в упомянутых четырех муниципалитетах задолженность уже такая, что пришлось вводить то самое ручное управление. Будем анализировать их платежеспособность, более подробно рассматривать проекты бюджетов на 2018-2020 годы. Наше главное требование – в бюджетах должны в полном объеме быть предусмотрены расходы на первоочередные нужды: зарплата бюджетникам, социальные выплаты, коммунальные платежи. Будем смотреть, как они это будут исполнять, и, исходя из этого, рассчитывать, какую им финансовую поддержку оказывать. Хоть по 131 закону муниципалитеты полностью самостоятельны, но помощь им все равно необходима.

Беседовала АННА ПОТЕХИНА.
 

Комментарии (0)


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих