Рубрики
Беспилотные технологии и логистическая автоматизация
В последнее время процессы автоматизации логистики и эволюции рынка грузоперевозок тесно связаны с развитием сферы IT-технологий. Не исключено, что в ближайшем будущем на смену водителям большегрузного транспорта придут высокотехнологические роботы.
Первые значимые результаты в этом направлении были достигнуты специалистами из Нидерландов. Они организовали эксперимент, во время которого колонна беспилотных машин осуществила длительный переезд из одно точки Евросоюза в другую по заданному маршруту. В кабинах большинства грузовиков водители отсутствовали: управление осуществлялось с помощью специальной системы. Несколько человек находились только внутри флагманов колонны – головных фур, маневры которых повторяли остальные машины. Главной задачей проведенного опыта стало изучение перспектив автоматизации международных транспортных перевозок.
Преимущества автоматизированной логистики
Проведенные исследования подтвердили реальную выгоду использования беспилотных технологий в сфере грузоперевозок. Безупречная работа системы управления выражается в автоматическом воспроизведении маневров головных фур всеми участниками колонны. В результате удается:
-
организовать движение по оптимальной траектории
-
сократить топливные расходы на 15 %
-
повысить безопасность перевозок
Беспилотные технологии в СНГ
В Беларуси опытом голландских коллег заинтересовались сотрудники компании «БелАЗ». На специализированном мероприятии была показана независимая работа самосвала, управление которым осуществлялось с помощью технологии «GPS/ГЛОНАСС». Предполагается, что 1 человек способен одновременно координировать действия 5 крупногабаритных машин.
В России большое внимание уделяют оборудованию федеральных дорог специальной инфраструктурой, необходимой для передвижения беспилотного транспорта. Первыми участками, которые будут адаптированы под подобные нужды, станут автодороги «Казань-Набережные Челны» и «Керчь-Новороссийск». Модернизацию проведут по финской системе под названием «Aurora». Проект состоит из четырех направлений:
-
интеллектуальное автоматизирование дорожного трафика
-
цифровая инфраструктура автотрасс
-
отслеживание движения в онлайн-режиме
-
мобильное обслуживание участников
Систему уже опробовали на территории Северной Америки, где она получила положительные отзывы. При адаптации программы на дорогах России будет учитываться специфика местного климата. В качестве основного транспортного средства для реализации технологии взят грузовик КамАЗ. В инфраструктуру трассы включат сенсорные устройства, магнитные метки, радары и камеры, которые сможет распознать роботизированная техника. Движение будет осуществляться по одной полосе, что обеспечит безопасность и высокую скорость перевозок. Определенные сложности могут возникнуть при преодолении отдельных участков трассы и туннелей. Для разработки подробных карт и оборудования сложных отрезков дорог потребуются значительные средства.
Перспективы автоматизированной логистики
Предполагается, что машины, управляемые беспилотной системой, станут полноценными участниками дорожного движения к 2030 году. Такие новшества приведут к упразднению профессии дальнобойщика и существенным изменениям в сфере транспортных услуг и грузоперевозок. Рабочим местом водителя станет не кабина фуры, а личный кабинет, из которого он будет в одиночку управлять сразу несколькими машинами. Вырастет объем и скорость перевозки грузов на далекие расстояния, сократится расход топлива, увеличится срок службы транспортных средств за счет щадящей эксплуатации механизмов и узлов.
Дальнейшее распространение беспилотных технологий приведет к появлению грузовых самолетов и кораблей, которые смогут доставлять материальные ценности с одного континента на другой без участия человека. В конечном счете автоматизация логистики приведет к существенному сокращению расходов на грузоперевозки и снижению цен на все виды товаров.