Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Главная Афиша Сергей Гапликов: «У нас все получится!»

Сергей Гапликов: «У нас все получится!»

28 марта 2016

24 марта временно исполняющий обязанности главы республики Сергей Гапликов выступил в Государственном Совете Коми с докладом о результатах деятельности правительства региона за 2015 год. Это первый такого рода отчет Сергея Гапликова, и он существенно отличается от выступлений предшествующего руководителя региона прежде всего свежим взглядом на приоритеты. Собственно, это даже не отчет в привычном понимании этого слова, а перспективная программа развития Коми. Сергей Гапликов назвал ее более радикально – «Программа возрождения республики». Приводим выдержки из доклада врио главы региона.

Год упущенных возможностей

Подводя итоги прошлого года, необходимо сказать об упущенных возможностях. В первую очередь это касается участия республики в федеральных программах и получения поддержки из федерального бюджета.

По таким направлениям, как сельское хозяйство, малое предпринимательство, жилищное строительство, республика в 2016 году получила в десятки, а в отдельных случаях даже в сотни раз меньше средств, чем другие субъекты Российской Федерации. К примеру, субсидия по кредитам малым сельхозпредприятиям в Коми составила 794 тысячи рублей, что в 80 раз меньше, чем в Республике Мордовия (63,5 млн. рублей).

На развитие животноводства и инфраструктуры, логистического обеспечения рынков продукции животноводства мы получили субсидию в тысячи раз, вдумайтесь, в тысячи раз меньше, чем Марий Эл: какие-то смешные 511 тысяч рублей против одного миллиарда 437 миллионов рублей.

Субсидии на предоставление социальных выплат в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» – в шесть раз меньше, чем получила Мордовия за аналогичный период: 22 миллиона против 141,6 миллиона рублей.

Субсидии на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов у нас самые низкие в стране – 1,3 миллиона рублей. Что, наши аграрии и так неплохо живут и обойдутся без господдержки? Ответ, мне кажется, очевиден. И после этого мы спрашиваем, почему продукция местных товаропроизводителей стоит дороже привозной? В результате такой работы органов власти наше село только в этом году недополучит сотни миллионов рублей.

За все упущенные возможности должна быть персональная ответственность, и я, конечно, учту это при формировании нового правительства.

Задача правительства и конкретных отраслевых министерств – создать все условия, чтобы республика могла активно привлекать средства из федерального бюджета. А это и работа по формированию качественных заявок на получение субсидий, на участие в федеральных программах, это и постоянная, фактически ежедневная результативная работа с федеральными министерствами и ведомствами на благо республики.

Хватит латать дыры

Из года в год мы будем ставить перед собой все более амбициозные задачи и главное – добиваться их четкого выполнения. Убежден: какими бы сложными ни были стоящие перед нами задачи – мы все выполним, у нас все получится!

Сегодня мы разрабатываем не перечень мер по антикризисному латанию дыр или пожарному исправлению ситуации в отраслях, а целостную Программу возрождения республики, которая включает в себя все сферы жизни в настоящем и на отдаленную перспективу. Сегодня я представляю вам некоторые направления этой программы.

Перезагрузка отношений с корпорациями

Инвестиции крупнейших компаний в развитие региона значительные, однако явно недостаточны, поэтому мы намерены решительно изменить эту ситуацию, повернуть ее в пользу жителей республики, в пользу развития региональной экономики и всей социальной сферы. Когда компания извлекает на территории республики прибыль на миллиарды, а на развитие региона направляет лишь несколько миллионов – такой подход я считаю несправедливым. И поэтому такую практику надо менять.

Первые результаты этой работы уже есть. Например, ПАО «Газпром» вложит в развитие своих мощностей в республике 117 миллиардов рублей. Также компания выступит нашим партнером в решении застарелой проблемы – газификации городов и районов республики.

В течение 2016-2020 годов на реализацию этой программы «Газпромом» будет направлено 7,8 миллиарда рублей. Сегодня я подписал программу газификации республики, далее она будет направлена Алексею Миллеру.

Уже с этого года объем финансирования ПАО «Газпром» в рамках социального партнерства значительно увеличен – до двух миллиардов рублей. Эти средства будут направлены на ремонт и строительство социальных объектов, благотворительные проекты.

В соответствии с подписанным протоколом к соглашению о сотрудничестве с президентом ПАО «ЛУКОЙЛ» Вагитом Алекперовым на социально-экономическое развитие республики компания направит в 2016 году один миллиард 400 миллионов рублей – это в 10 раз больше, чем в прошлом году. Компания наращивает инвестиции в развитие Ярегского месторождения тяжелой нефти, они составят более 100 миллиардов в течение трех лет. Прирост объемов добычи тяжелой нефти составит более 20 процентов к уровню текущего периода.

Группа компаний «Монди» в ближайшие 10 лет планирует вложить более 61 миллиарда рублей в развитие Сыктывкарского ЛПК. Из них восемь миллиардов пойдут на модернизацию объектов тепло- и электрогенерации с возможностью использования возобновляемых ресурсов – отходов основного производства. Новый проект может стать пилотным на федеральном уровне в плане практического применения особенностей «зеленой» энергетики и одним из самых крупных в стране. Помимо этого, три миллиарда ежегодно будут направляться на лесозаготовку и лесопереработку.

Одним из обязательных маркеров отношений между властью и крупными компаниями будет создание рабочих мест для жителей нашего региона. Люди в Коми работать умеют – тому свидетельством вся история развития республики. Другой вопрос, что квалификация претендентов должна соответствовать требованиям компаний. Понятно, что никто не возьмет на работу неквалифицированного специалиста только потому, что он является местным. Современный рынок труда высококонкурентен, и мы должны научиться выигрывать в этих условиях.

Развитие малого и среднего предпринимательства

Одной из точек экономического роста республики должен стать малый и средний бизнес. В этом секторе экономики занят каждый четвертый, работающий в республике.

Предпринимательство играет важную роль в обеспечении налоговых поступлений. Уровень его развития напрямую отражается на качестве жизни. Однако доля таких предприятий в экономике поступательно снижается. Остается низкой инновационная и инвестиционная активность малых и средних предприятий. Наблюдается рост неформальной занятости, что связано в первую очередь со сложными процедурами госрегулирования, административным давлением, высоким уровнем фискальной нагрузки.

Чиновникам необходимо не мешать и помогать бизнесу. Считаю необходимым усилить ответственность государственных и муниципальных органов власти за развитие малого и среднего бизнеса. У чиновников сегодня есть две основные задачи: с одной стороны – не мешать, с другой – оказывать эффективное содействие в рамках закона. Помощь должна быть оперативной, своевременной и обоснованной. При этом если чиновнику самому нравится заниматься бизнесом, пусть смело уходит в отставку. Но совмещать госслужбу и бизнес, путая, как говорится, свою шерсть с государственной, – не получится. Надеюсь, известные события осени прошлого года помогли многим сделать окончательный выбор.

Молодежная политика

Ситуация на рынке труда неизбежно влияет и на миграцию населения. Мне не раз приходилось слышать мнение: молодежь уезжает из республики, потому что нет достойной работы.

Вопрос: а мы с вами выяснили, почему так происходит, где желает работать наша молодежь, по каким специальностям, какие перспективы для себя видит? Учебные заведения и работодатели должны помогать выпускникам школ в выборе по-настоящему перспективных специальностей. Вузам следует в опережающем порядке работать на подготовку кадров, востребованных экономикой.

Поэтому мы делаем упор на создание в республике опорных университетов: технического и классического. Сейчас как раз формируются заявки на участие наших университетов в программе развития региональных опорных вузов. Это позволит привлечь до ста миллионов рублей в год на каждый вуз, сохранить талантливых преподавателей и набрать перспективных, полностью обеспечить кадровую потребность региона и крупных компаний.

Дефицит квалифицированных кадров особенно заметен в сельских районах. Наша задача – создать на селе привлекательные условия для работы. Мы предлагаем на первоначальном этапе отбирать на конкурсной основе высококвалифицированных руководителей и специалистов для работы в сельской местности. При условии соответствия выбранным критериям и целям им будет предоставляться существенная поддержка: от «подъемных» до выделения субсидий при получении ими кредитов на строительство домов.

Экономические приоритеты

Приоритетное развитие получат производство строительных материалов и нефтегазохимическая промышленность. Помимо этого, необходимо направить усилия на развитие лесо-, био– и углехимии. Следует еще раз оценить подходы к предоставлению налоговых преференций для привлечения инвестиций, особенно якорных и долгосрочных, с учетом их сроков окупаемости и эффективности.

Программа возрождения республики – это портфель конкретных проектов с целевыми показателями, механизмами их достижения и сроками исполнения. Мы с вами должны быть инициаторами преобразований, а не демонстрировать зависимость от внешних обстоятельств.

Уже сегодня я могу привести несколько примеров точек развития в городах и районах республики. В Сыктывкаре мы планируем строительство завода по производству башенных кранов на базе металлообрабатывающего завода. Рассматривается вопрос о строительстве комбината панельного домостроения. В столице республики есть все условия для создания индустриального парка, в который в том числе войдут керамзитовый завод, лесопильно-деревообрабатывающий комплекс, а они в свою очередь должны быть обеспечены крупным логистическим центром. Реализация этих проектов станет шагом к увеличению объемов жилищного строительства и снижению себестоимости жилья, позволит привлечь инвесторов.

Будет создано более 1,5 тысячи рабочих мест.

«ЛУКОЙЛ-Коми» ведет разработку Ярегского нефтяного месторождения, будет создано новое производство для ввода в эксплуатацию месторождения для добычи углеводородов, а это более 150 новых рабочих мест.

Под Ухтой будет построен Ярегский горно-химический комбинат. На период строительства планируется создать более 1,5 тысячи рабочих мест, в период промышленной эксплуатации комбинату потребуется более 2,5 тысячи сотрудников.

Объемы налоговых поступлений исчисляются сотнями миллионов рублей в год.

Продолжаются работы по проекту глиноземного завода. Все технологии соответствуют мировым стандартам безопасности. Потребность в трудовых ресурсах завода – более 700 человек, а на стадии строительства – около четырех тысяч рабочих. Ожидаемый объем налоговых поступлений на этапе строительства – более 120 миллионов рублей. После выхода завода на проектную мощность ежегодные поступления налогов в консолидированный бюджет составят более двух миллиардов рублей.

В Усинске «Северная нефть» ведет работы по обустройству Среднемакарихинского нефтяного месторождения, «ЛУКОЙЛ-Коми» – по освоению Восточно-Ламбейшорского месторождения. Благодаря этим проектам появится более 500 новых рабочих мест, а плановые поступления налогов в консолидированный бюджет республики составят более 220 миллионов рублей в год.

В Троицко-Печорске приоритетный проект – строительство завода по производству биоэтанола, потребность нового производства в кадрах – более ста специалистов. Это выведет Троицко-Печорский район в число лидеров в части развития биохимии и биоэнергетики.

Правительство республики приступило к подготовке плана создания на базе городского поселения «Емва» Княжпогостского района территории опережающего развития. Итогом работы будет получение на развитие инфраструктуры Емвы финансирования от федерального Фонда поддержки моногородов – а это уже очень серьезные инвестиции.

Арктическое направление

Перспективы развития севера Республики Коми неразрывно связаны с освоением российской Арктики. На территории Воркуты планируется реконструкция действующего аэропорта, строительство стратегических военных объектов. Наша задача – интегрировать интересы воркутинцев в реализацию арктических проектов, обеспечить их занятость, создать условия для повышения их квалификации и переподготовки.

Нами предложено правительству России начать прокладку волоконно-оптической линии связи вдоль берега Северного Ледовитого океана с отводами на населенные пункты приарктической зоны, а также размещением вдоль арктического шельфа сети высотных телекоммуникационных платформ.

Автотранспортные сети республики

Дороги – не только кровеносная система экономики, но и вопрос подлинного уважения к нашему народу. Существующая сегодня потребность в строительстве новых и ремонте старых дорог, к сожалению, не обеспечена. Это связано отчасти с тем, что федеральные дотации на дороги привязаны к численности населения, а не к площади регионов и протяженности дорог. Так, к примеру, площадь Республики Коми в восемь раз больше Татарстана, который имеет дорожные фонды в три раза больше, чем наш. По этой схеме финансирование километра дорожного полотна, приходящегося на одного жителя в Республике Коми, в десятки раз ниже, чем в густонаселенных регионах. Климатические условия, особенности ландшафта и грунтов, наличие большого количества рек  объективно требуют пересмотра методики выделения дотаций исходя из протяженности дорог и мостовых переходов.

А с учетом существующей методики дополнительные средства на развитие транспортной сети мы должны заработать только сами.

Одним из важных направлений является строительство автомобильной дороги Ухта – Печора – Усинск с объемом финансирования четыре миллиарда рублей. В целом на развитие дорожной сети до 2020 года будет направлено порядка 15 миллиардов рублей.

Нам предстоит соединить сельские населенные пункты, ранее не имевшие связи с сетью дорог общего пользования. Создание сети пассажирских маршрутов не просто улучшит доступ для населения к учреждениям социальной сферы, но еще и поможет ускоренному развитию отдаленных населенных пунктов.

Авиа- и железнодорожная инфраструктура

На реконструкцию и капремонт железнодорожных вокзалов и железнодорожной инфраструктуры, а также новое строительство ряда платформ РЖД на предстоящие два года выделяет 1,3 миллиарда рублей.

Наши стратегические задачи в области авиаперевозок – расширение географии полетов, выход на международные линии, реконструкция сети аэропортов. Мы рассматриваем перспективы использования на региональных и международных линиях российского самолета Sukhoi Superjet 100.

Реализация программы операционного лизинга самолетов SSJ-100 позволит расширить авиапарк «Комиавиатранса». Уже в 2016-2017 годах с учетом спроса населения мы планируем организовать региональное авиасообщение с новыми городами (Минеральные Воды, Анапа, Калининград, Симферополь, Калуга, Воронеж и др.), а также ввести международные авиарейсы. На 2017-2019 годы запланировано строительство аэропортового комплекса в Сыктывкаре, реконструкция аэропортовых комплексов в Ухте, Усинске и Воркуте. Общий объем финансирования – 6,8 миллиарда рублей.

Квартирный вопрос

Еще вчера по реализации программы переселения из ветхого и аварийного жилья наша республика называлась в числе аутсайдеров, и это мягко сказано. Наведение порядка и вхождение в график строительства – задача номер один. За пять месяцев (с октября по февраль) нам удалось ввести почти половину от объемов, которые были построены за три предыдущих года. Переселено свыше 2,5 тысячи человек из 42 аварийных многоквартирных домов. Всего же в программе переселения принимают участие 17 муниципальных образований республики, в которых будут переселены более 8,5 тысячи граждан из почти 800 (776) многоквартирных домов.

Сегодня мы жестко и предметно работаем с застройщиками. По всем выявленным отклонениям предъявляем требования об устранении, и делаем то, чего не делали раньше, – контролируем работу строительных компаний и муниципалитетов.

Недавно правление Фонда содействия реформированию ЖКХ одобрило заявку республики на общую сумму почти в 700 миллионов рублей на реализацию последнего этапа программы переселения граждан из аварийного жилья, рассчитанного на 2016-2017 годы. Мы получили колоссальную поддержку из федерального центра и просто обязаны качественно и в срок завершить реализацию программы. При этом наши расчеты показывают, что необходимо в целом для удовлетворения нужд людей в улучшении жилищных условий как минимум двукратное увеличение ежегодных объемов строительства.

Для удешевления строительства необходим переход от хаотичной застройки к массовой. При этом комплексную подготовку участков под системную застройку должно взять на себя государство. Те же, кто будет завышать расценки, пренебрегать установленными регламентами и нормами, качеством строительства и сроками ввода объектов в эксплуатацию, не будут больше получать земельные участки и подряды под любые виды застройки в республике. Это станет условием нашей борьбы за качество жилья и за конкурентоспособность.

Следует ужесточить контроль за проектированием объектов, соблюдением нормативов в ходе строительства, усилить ответственность застройщиков за качество возводимого жилья, двукратно увеличив гарантийные сроки его эксплуатации. Для этого мы создаем реестр недобросовестных застройщиков и их учредителей, коих пока в республике предостаточно.

Мы планируем принять участие в федеральной программе «Жилье для российской семьи», в отборе проектов по обеспечению земельных участков инженерной и дорожной инфраструктурой, что позволит получить софинансирование программы жилищного строительства из федерального бюджета.

В перспективе это даст ежегодное удвоение объемов вводимого в республике жилья, что позволит решить жилищные проблемы большинства семей, которые уже многие годы стоят в очереди на получение жилья.

ЖКХ

Недопустимо низкое качество жилищно-коммунальных услуг, оказываемых в регионе, вызывает абсолютно справедливые нарекания людей. В 2015 году только 11 из 35 муниципальных образований, включая районы, городские округа и городские поселения, были должным образом готовы к зиме. Как следствие, этой зимой было зафиксировано почти 500 технологических сбоев и инцидентов в работе систем коммунальной инфраструктуры. И только жесткие меры, принятые правительством, позволили существенно снизить их количество по сравнению с прошлым отопительным сезоном.

Еще одна проблема связана с недобросовестными управляющими компаниями, которые собирают платежи с населения, после чего искусственно банкротятся. Они в прямом смысле залезают в народный карман, не оплачивают услуги снабжающих организаций, которые потом через суды вышибают деньги из муниципалитетов. Такие компании из разряда «рога и копыта» ежегодно меняют названия и продолжают по уже отработанной схеме грабить граждан и бюджеты городов и поселений. Продолжение этой порочной практики считаю недопустимым.

Необходим жесткий государственный контроль в сфере ЖКХ. С этой целью в республике создается Единый республиканский расчетный центр. Его задачи: внедрение единой актуальной базы данных по всем абонентам; своевременное, прозрачное расщепление платежей между поставщиками жилищно-коммунальных услуг; повышение уровня сборов платежей за жилищно-коммунальные услуги; уменьшение и, как следствие, ликвидация задолженности за потребленные энергоресурсы.

К июню 2017 года в единую систему расчетов будут интегрированы все управляющие компании. Для осуществления масштабных инвестиционных проектов и контроля над тарифами мы объединяем разрозненные региональные и муниципальные активы в единую структуру. В ближайшие пять лет доля оплаты жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в среднем не будет превышать 10 процентов.

По пути развития и процветания

Сегодня у нас есть редкий шанс освободиться от всего, что мешало нашему развитию, и идти по пути возрождения республики. Чем больших успехов мы добьемся в реализации экономическ

Комментарии (0)


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих