Рубрики
Вынесен приговор
В октябре Усть-Вымским районным судом был вынесен приговор в отношении восьми членов организованной преступной группировки (ОПГ) из Микуни. Участники ОПГ во главе с 36-летним Денисом Спиридоновым были признаны виновными в инкриминируемых преступлениях, в том числе в вымогательствах, мошенничестве, грабежах, а также в побоях и оказании давления на потерпевших.
Несмотря на то, что никто из обвиняемых вину не признал, им были назначены длительные сроки заключения – от 7 лет 10 месяцев до 12 лет лишения свободы в колониях строго режима. Государственное обвинение поддержано представителями прокуратуры Усть-Вымского района.
Как все начиналось?
Жители города Микуни хорошо знают два адреса, где обычно находились члены преступной группы – это улица Мечникова, 54, где была производственная база ОПГ и проходили их трудовые будни, и бар «777», где они любили отдыхать. После нескольких скандальных историй, которые уже в прошлом, кафе приказало долго жить, и в настоящее время закрыто, а деятельность базы продолжается…
Коммерческим директором базы до задержания (2010 год) был Денис Спиридонов, который, будучи по натуре лидером, организовал преступное сообщество уже в начале 2000-х годов, хотя инкриминируемые преступления начинают свой отсчет только с 2006 по 2010 годы, когда ОПГ попало в поле зрения правоохранительных органов.
Помимо родного брата Ивана, Денис Спиридонов вовлек в свою группу братьев Годоборшевых, родственников (дядю и племянника) Альтемировых, а также Александра Кирсанова и Виталия Неглюй. Все они были представителями подрядных организаций газовиков, останавливающихся на постой на производственной базе при въезде в город Микунь - Мечникова, 54.
По мнению следствия, а уголовное дело было возбуждено и расследовано следственной частью СУ МВД РФ по Республике Коми, именно Денис Спиридонов был инициатором преступлений, совершенных членами ОПГ, и координировал действия всех участников группы. Не исключен факт (хотя и не доказан) того, что общая численность «пехоты» ОПГ достигала до 10 человек. Как не доказана и осталась в тени большая часть «работы» участников банды.
Однако, как гласит пословица, сколько веревочке не виться… Члены преступной группировки попались, конечно, не сразу. Вначале они предпочитали заниматься вымогательством, приставая к посетителям базы под любым, в том числе и незначительным, поводам. Затем стали промышлять и грабежами, и мошенничеством, избивали и запугивали местных жителей, даже угрожая пневматическим пистолетом, похожим на настоящий. Но потерпевшие от беспредела ОПГ, в числе которых были и индивидуальные предприниматели, и иные богатые и обеспеченные люди города, боялись и предпочитали не обращаться в органы МВД.
Ситуация изменилась в 2010 году, когда ОПГ попала в поле зрения стражей порядка в связи с появлением оперативных данных о том, что «спиридоновцы» якобы переправляют наркотики в колонии, расположенные в Усть-Вымском районе. Решением Верховного суда РК были разрешены оперативно-розыскные мероприятия по отношению к ОПГ со стороны органов МВД и ГУФСИН.
Противодействие было огромным
- В феврале 2010 года были задержаны трое членов преступной группировки, в апреле - еще четверо. Услышав про их задержание под стражу, потерпевшие от ОПГ нашли в себе мужество, и пришли в полицию с заявлением, - сказал, рассказывая об этом уголовном деле, заместитель прокурора Усть-Вымского района Евгений Муравьев, выступавший в процессе по делу Спиридонова и членов ОПГ в качестве государственного обвинителя. – Но пришли, конечно же, далеко не все, это всего лишь вершина айсберга, люди были так запуганы, что предпочитают молчать и не связываться с преступной группировкой. Но для тех, кто все же решился давать показания, а это были несколько человек, были организованы меры государственной защиты свидетелей. В ходе расследования уголовного дела устанавливались и новые факты преступной деятельности ОПГ Спиридонова.
По словам Евгения Геннадьевича, и на этапе следствия и судебного разбирательства по делу Спиридонова и других членов ОПГ было огромное противодействие. Менялись следователи и адвокаты, имело место и некорректное поведение обвиняемых в ходе процесса, которое приходилось пресекать. Один из обвиняемых за оскорбления в адрес суда был удален из зала заседания до последнего слова.
Возникали также вопросы организационного плана – доставки обвиняемых, ведь вначале задержанные находились в СИЗО г.Сыктывкара; затем часть из них - в СИЗО г.Сосногорска. На первоначальном этапе рассмотрения уголовного дела выездные судебные заседания проходили в зале Верховного суда Республики Коми, в помещении СИЗО-1 г. Сыктывкара; уже с лета 2012 года судебные заседания стали проходить в Усть-Вымском районном суде, в Айкино. За все это время были предприняты все необходимые меры безопасности. Но можно себе представить, как непросто возить и охранять такую группу!
Помимо этого разного рода «нюансов» до начала судебного заседания возникало множество. Порою приходилось уговаривать то одного свидетеля, то другого приехать на судебное заседание и дать показания, ведь, несмотря на госзащиту, страх перед членами банды у них остался; иногда и адвокаты за 10 минут до начала судебного заседания заявляли, что заняты в другом процессе; бывало и такое, что заболевал кто-то из участников судебного процесса, рассмотрение дела вновь приходилось откладывать…
Беспрецедентный случай в этом громком и длительном по срокам деле произошел в 2012 году, когда Денис Спиридонов после допроса следователем в следственном изоляторе похитил том уголовного дела, по которому проходил обвиняемым, и спустил его в унитаз. Впоследствии суд присяжных вынес единогласное решение, что Спиридонов виновен в похищении, ему было назначено наказание в виде штрафа в 40 тыс. рублей. Однако были уничтожены веские доказательства, документы, не подлежащие восстановлению.
Вину не признали
По мнению работников Усть-Вымской прокуратуры, которые поддерживали государственное обвинение, Спиридонов и другие члены ОПГ под разными предлогами затягивали ход рассмотрения уголовного дела. Вначале обвиняемые намеревались привлечь к себе внимание СМИ, но судебные заседания проходили в закрытом режиме. А затем интерес к громкому делу сам собою сошел на нет.
Однако ни один из семи членов организованной группировки не раскаялся, не признал вину в содеянных преступлениях, хотя было доказано, что вымогательство совершалось под угрозой применения насилия и с применением насилия, организованной группой, как и мошенничество, совершенное с причинением значительного ущерба гражданину, организованному группой. В суде была доказана вина в отношении восьми потерпевших, из которых пятеро стали жертвами вымогательства: у них вымогали различные суммы – от нескольких тысяч до 250 тысяч рублей. (Учитывая, что преступления были совершены в период с 2006 по 2010 год, то это приличные суммы).
К слову, судом было доказано, что все семеро обвиняемых представляют собой организованную преступную группу по длительности ее существования, готовности к преступлениям и их планированию, тщательному подбору членов группировки, а также конспирации по средствам связи (к примеру, по телефону бандиты употребляли слова-перевертыши и так далее).
Окончательная точка в деле пока не поставлена. Стороны, а именно - обвинение, обвиняемые с помощью адвокатов - намерены обжаловать решение суда. Гособвинение просило назначить за содеянные преступления большие сроки, чем они были назначены судом. К примеру, Денису Спиридонову по совокупности преступлений дали наказание в виде 12 лет, обвинение просило 15 лет; Ивану Спиридонову назначена мера лишения свободы – 10 лет, просили – 12 лет и так далее.
Но самое главное заключается в том, что преступники не признались в том, что столько лет держали в страхе город и чувствовали себя безнаказанными. Но бесконечно продолжаться все это не могло. В конце концов, есть ведь еще и божья кара за содеянное зло. Верующие люди в таких случаях говорят: побойтесь Бога! Но члены ОПГ, похоже, ничего не боялись: ни сумы, ни тюрьмы, ни божьего суда. Однако, как писал Михаил Лермонтов в своем знаменитом стихотворении «На смерть поэта»: «Есть божий суд, наперсники разврата, он не подсуден звону злата…»
Впереди у семерых преступников долгие годы пребывания в местах не столь отдаленных, куда после вступления решения суда в законную силу, отправятся по этапу члены организованной группировки. Времени одуматься, раскаяться, замолить свои грехи – очень много.
Клавдия Павлова.
ТУДА И ДОРОГА, ПРЯМО В АД.
Настоящие сволочи! И отец ихний такой-же. Мне с ним приходилось работать. Хитрый, скользкий тип.