Рубрики
Проблема современного времени
Одной из серьёзных проблем современного времени является телефонное мошенничество.
Бороться с этим явлением очень непросто. На уловки телефонных мошенников попадаются не только пожилые и легко внушаемые люди, но и умудрённые опытом граждане средних лет. За истекший период 2022 года от жителей Усть-Вымского района в правоохранительные органы поступило 35 заявлений о фактах мошенничества. Из них удалось раскрыть пока только десять.
Звоня своим жертвам, мошенники действуют напористо, не давая им опомниться, просят выполнить те или иные действия. Чаще всего итогом мошеннической атаки становится списание денежных средств с банковской карты. В преддверии летнего оздоровительного сезона начались мошенничества с якобы бронированием номеров в санаториях и гостиницах на черноморском побережье. Граждане, желая отдохнуть и поправить здоровье, вносят предоплатой аванс по указанным реквизитам, в итоге лишаются денег. Последние мошеннические действия были совершены под «крышей» вымышленного санатория «Красная речка».
В связи с продолжающимися активными противоправными действиями, в службе Общественной приёмной Главы Республики Коми состоялась прямая линия на тему «Как защититься от мошенников?» На вопросы граждан отвечали начальник отделения участковых уполномоченных полиции Андрей Кулиев и помощник начальника ОМВД России по Усть-Вымскому району Оксана Фомина.
– Сейчас наступило очень непростое время. Преступное сообщество ищет всё новые возможности для совершения противоправных действий. На уловки мошенников попадаются даже образованные и весьма осторожные в своих действиях люди. Как понять подвох, если вам позвонил посторонний человек, представившись, например, сотрудником банка или специалистом по предоставлению государственных услуг?
– Специалисты по предоставлению государственных услуг никогда не звонят гражданам. Что касается сотрудников банков, то они действительно могут звонить гражданам и предлагать кредиты по сниженной процентной ставке, при этом поясняют, что оформление кредита возможно только при личном посещении банка, либо в официальном приложении. Притом ни один сотрудник банка никогда не попросит вас сообщить коды, которые поступают в СМС сообщении, либо назвать три цифры на обороте банковской карты.
Банки, предлагающие какие-либо дополнительные услуги или кредит, информацию об этом чаще всего размещают на официальном сайте или в приложениях.
Предположим, вам позвонили, представившись сотрудником Сбербанка, и сказали, что злоумышленники пытаются взломать ваш банковский счёт, предлагают перевести денежные средства с него на другой, безопасный счёт. Будьте уверены – это мошенники. В случае поступления такого звонка лучше всего прервать разговор. Для собственного успокоения можно обратиться в ближайшее отделение банка и получить там разъяснения.
Мошенники также научились дублировать официальные сайты финансовых учреждений, меняя в названии, например, одну букву. СМС-сообщения, которые приходят на телефоны, также надо внимательно читать, прежде чем предпринимать какие-либо действия. А ещё лучше со всеми вопросами обращаться непосредственно в банк.
– Моя мама пенсионерка. Информацию о происходящих в мире событиях она черпает не только из телевизора, но и из Интернета. Поэтому мы купили ей смартфон. Но ей также поступают и различные звонки от посторонних лиц. Как ей объяснить – с кем можно общаться, а с кем нет?
– С пожилыми родителями следует постоянно проводить профилактические беседы: объясняйте, что с людьми, которое предлагают выполнить какие-то действия с банковской картой, предлагают купить товар или услуги, общаться не надо. При возникновении вопросов вследствие поступивших звонков, СМС-сообщений, пожилым людям надо обращаться за разъяснениями к детям или родственникам. Они ни в коем случае не должны переводить деньги, производить операции с банковской картой, не соглашаться на получение каких-либо услуг от совершенно посторонних лиц.
– Сотрудники оператора мобильной связи постоянно предлагают какие-то дополнительные дорогостоящие услуги, навязывают их. Маме, например, подключили услугу «Интернет за рубежом», хотя он ей совершенно не нужен. Законны ли их действия?
– Навязывать услуги нельзя. Если вам или вашим близким без согласия подключили какую-либо услугу, дорогостоящий тариф, можете написать жалобу в Роспотребнадзор или обратиться в правоохранительные органы.
– Если можно, приведите пример мошенничества, совершённого в Усть-Вымском районе?
– Один из жителей Усть-Вымского района, используя сеть Интернет, с помощью принадлежащего ему сотового телефона нашел сайт «MediumFX». На данный сайт он проследовал по ссылке, увиденной в рекламе. В рекламе говорилось, что на сайте можно делать ставки. Мужчина перешел по ссылке trade.mediumfx.business/ru/mobile?positions и вышел на регистрацию, где ввел свои установочные данные, а также свой абонентский номер. В последующем, на указанный абонентский номер перезвонил не установленный мужчина и предложил заработать деньги на финансовой бирже. Далее житель Усть-Вымского района оформил на свой счет кредит в сумме 750 000 рублей и перевел все свои денежные средства на указанный ему банковский счет – якобы на депозитный. Больше своими денежными средствами житель Усть-Вымского района воспользоваться уже не мог. Таким образом, не установленное лицо путём обмана и злоупотребления доверием, похитило у жителя Усть-Вымского района денежные средства в сумме 750 000 рублей. По данному факту возбуждено уголовное дело.
Чтобы избежать неприятностей, никогда не надо терять бдительность: мошенники, да и сотрудники некоторых официально работающих структур, оказывающие услуги, предлагающие товары, умеют убеждать. Если вам позвонили и настойчиво что-то предлагают, лучше всего прервать разговор. Также не стоит поддаваться на предложения, якобы позволяющие быстро и легко заработать. Легко и быстро обычно зарабатывают мошенники, притом за чужой счёт, в числе которых может оказаться каждый из нас.
АЛЕКСАНДР ЛЮТОЕВ.