Рубрики
Защищая жизнь на Земле
14 и 20 августа жители села Айкино, участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, Вячеслав Алимович Мурзаев и Анатолий Николаевич Бессонов отметили свои юбилеи – 70-летие со дня рождения.
Анатолия Бессонова в районе знают очень многие – он руководитель общественной организации «Союз Чернобыль» в Усть-Вымском районе Республики Коми, бессменно возглавляет эту организацию с 29 мая 1998 года. Анатолий Николаевич ответственно выполняет порученную ему общественную работу, оказывает помощь участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, вдовам. Благодаря ему без внимания не остаётся ни один участник ликвидации аварии. Вот и в этот раз он вместе с руководителем администрации СП «Айкино» Владимиром Стецко поздравили своего земляка Вячеслава Мурзаева с юбилейным днём рождения, который он отметил 14 августа, пожелав ему здоровья и всех благ.
Меня всегда немного удивляло в Вячеславе Мурзаеве сочетание прекрасного знания коми языка с его «кавказской» внешностью, фамилией и отчеством. Оказывается, отец Вячеслава Алимовича родом из Закавказья. А оказался на далёком Севере таким образом: вместе с тремя товарищами он пас колхозных овец в горах, но недоглядели молодые люди за овцами – четыре из них пропали. Их, скорее всего, украли – в послевоенный период почти вся страна жила на голодном пайке, восстанавливая разрушенное хозяйство.
В те суровые годы не разбирались – почему, что и как? Недоглядели – значит виноваты. Суд, статья и вперёд, на далёкий север, отбывать наказание. Так отец Вячеслава оказался в Коми АССР, где его отправили работать на небольшой заводик по производству шпал. Предприятие находилось на Коквицкой «горе»: на левом берегу реки Вычегды, почти напротив теперь уже не существующей деревни Зимино. Там он и познакомился с местной коми девушкой, поженились, вместе вырастили четверых детей и всю жизнь прожили на Коми земле.
Вячеслав Мурзаев родился в 1952 году – его родители тогда проживали уже в с.Айкино, в местечке, которое в народе называли СУРП (Северное управление речного пароходства). Производственные и жилые строения, относившиеся к СУРПу располагались на берегу Вычегды, на пойменной террасе, почти под деревней Сыспи. Начальную школу мальчик посещал в Малом Айкино, затем учился в средней школе райцентра. Профессию слесаря-ремонтника получил в Жешартском ГПТУ. После получения специальности устроился на работу в РАЙПО.
В Советской армии служил в разведывательном батальоне 15-й танковой дивизии Центральной группы войск химиком-разведчиком. Дивизия дислоцировалась в Чехословакии.
После демобилизации Вячеслава отправили учиться на водителя. Получив вторую специальность, он поступил на работу в Коми мелиорацию, где проработал 16 лет и 8 месяцев. С этого предприятия его и призвали на ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС.
Авария на Чернобыльской атомной электростанции
в 1986 году перевернула судьбы тысяч людей.
116 жителей Усть-Вымского района
из 18 населенных пунктов
в течение 1986-1989 годов приняли участие
в ликвидации последствий этой аварии.
Всего же в ликвидации последствий аварии
на Чернобыльской АЭС
приняли участие 526250 советских граждан.
Химика-разведчика по армейской специальности вместе с восьмью такими же специалистами из Усть-Вымского района сразу же, без дополнительной подготовки, отправили в зону отчуждения атомной станции. В г.Брагино Белорусской ССР прибыли 19 апреля 1989 года. Поселили в палатках, рассчитанных на 20 человек.
«Работали мы по специальности, – вспоминает Вячеслав Алимович, – замеряли уровень радиации на различных объектах и в жилых домах. На основании полученных данных составлялась картосхема радиоактивного заражения. Там, где уровень радиации не был критичным, проводились работы по дезактивации с намерением последующего использования объектов недвижимости. На жилых домах менялось кровельное покрытие – шифер, на месте слива дождевых вод извлекался грунт, обычно в объёме кубического метра. В образовавшуюся яму засыпался чистый от радиации песок. Проверяем снова – чисто. Но после дождей на месте производства работ обычно уровень радиации снова повышался, иногда становился даже выше первоначального.
Видели деревню, от которой остались одни печи с трубами – как будто после войны. Нам сказали, что дома загорелись из-за теплового удара после аварии. На такие вещи смотреть страшно.
К концу срока командировки месяц работал водителем – возил офицеров особого отдела. Машина была очень старой – шутил, что она старше меня по возрасту, но крепкой и, как оказалось, надёжной».
Работа в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС для Вячеслава Мурзаева закончилась 14 сентября. 19 сентября он уже был дома – как раз поспел к дню рождения жены Надежды.
Вернувшись домой, Вячеслав Алимович продолжил работать в Коми мелиорации, затем, когда предприятие стало «чахнуть», перешёл в Усть-Вымский РЭС ЮЭС, где и проработал до пенсии.
Супруги Мурзаевы вырастили двух сыновей, у них два внука и внучка, которые никогда не забывают дедушку и бабушку.
Сейчас Вячеслав Мурзаев на заслуженном отдыхе. В тёплый период года занимается огородом, в теплице выращивает не только огурцы и помидоры, но и бахчевые – дыни, арбузы. Встаёт рано – в четыре утра. После чашки кофе прогулка с собакой, потом текущие дневные заботы.
Вячеслав любит ходить в лес – за грибами, ягодами. Жаль, что в этом году из-за засушливой погоды грибы в окрестностях Айкино почти совсем не уродились.
Коллектив редакции газеты «Вперёд» присоединяется к поздравлениям в честь юбиляров, желает им крепкого здоровья и долгих, наполненных счастьем и смыслом, лет жизни!
Вы – участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС – настоящие герои! Без вашего подвига значительная часть территории нынешних Украины, Белоруссии и России могла бы стать совершенно непригодной для проживания людей, а население – понести невосполнимые потери.
АЛЕКСАНДР ЛЮТОЕВ.