Рубрики
За воспитанников – особая гордость
Есть в районе всем известный (и мужчина интересный!), очень важный гражданин – инструктор Николай Ордин.
Такими строчками начиналась поздравительная открытка, которую Геннадий Быков со своими друзьями из села Усть-Вымь направили в сентябре 2015 года в адрес одного из самых титулованных спортсменов и тренеров района по случаю его 60-летия. И многие согласятся с тем, что в муниципалитете его персона довольно знаковая: он и футболист, и хоккеист, а также большой знаток волейбола и настольного тенниса.
В свое время, когда он вывозил футбольную команду своих воспитанников на республиканские соревнования в разные города и районы республики, болельщики приходили посмотреть не столько на игру, как на поведение тренера, коим выделялся наш земляк Николай Иванович Ордин. Своим темпераментом и фантастической харизмой он мог так замотивировать игроков, что команда выносила победу с поля буквально на руках.
В Год педагога и наставника, объявленного в стране, редакция газеты «Вперёд» не упустила возможности пообщаться с Николаем Ординым и разузнала некоторые подробности его спортивной биографии. Скажем прямо: общаться с нашим сегодняшним героем можно очень долго, ведь разных жизненных историй и баек у него припасено на все случаи.
– Николай Иванович, какой вид спорта был в вашей жизни первым и почему?
– Футбол. Я из-за этого и в школе имел не лучшую успеваемость – настолько сильно меня затянула игра. В районе нынешнего ЖЭМЗа стояла отличная площадка. Всегда там в футбол гонял, даже с теми ребятами, кто учился во вторую смену. Отец моего школьного друга Кости Львова – дядя Боря – ветеран войны. Когда мы выходили играть (а раньше молодежь ведь была другая: мячи делали сами, в 6 утра купались), дядя Боря, сообразно известным в то время спортивным журналистам, комментировал нашу мальчишескую игру. Боря и сам был игрок, и память у него была хорошая, но вот работник он был не очень. Бывало, приходил он на работу в 7 утра, в редуктор заливал масло на бирже. При этом остальные люди приходили только к восьми. А он уже весь в мазуте. Опилки на себя накидает – и весь грязный. Я почти всё своё детство помню. Пацанятами в Заручейном дрались. Подросли. Стали в футбол играть. Первый класс, второй... Начали играть против заручейских ребят. Сперва играли на центральной дороге.
– Что значит на дороге? Полей тогда не было?
– Было поле, и мы туда ходили. Я ездил на велосипеде с Вовкой Штраухом. На одном сиденье двое помещались. Ему было лет 12, ну а я на три года младше. И вот мы за воротами стоим, мячи подаем. Во взрослых командах людей частенько не хватало, и нас, пацанов, стали ставить со взрослыми.
Раньше же как? Лето есть лето. Зима есть зима. Зимой попробуй-ка поиграть. А когда за окном минус 40 градусов и отменяли учебу, мы все на речке, на коньках. Родители частенько лупили меня.
– За что?
– За испорченную обувь. Валенки только купят, на веревках коньки туго завязываешь, чтобы нога не бегала – и катайся. Два-три раза так сделал – уже дырка там.
– Сколько вам было лет, когда по-настоящему на большое поле вышли?
– Это был 1975-й год, то есть в 20 лет. Это когда за фанерный комбинат стал играть.
А до этого в 14-15 лет я уже играл в основном в составе.
– Почему за завод?
– Потому что с 1970-го года электриком я работал (учеба в ГПТУ входила в стаж). В 1973-м меня призвали служить в армию. И после армии снова устроился на предприятие.
– С чего вы начали свою работу в качестве тренера?
– В 1998-м тогдашний председатель профсоюза ЖФК Людмила Рогозина пригласила меня на должность спортивного методиста. Параллельно я тренировал и детей.
– С какого возраста вы набирали детей в футбольную секцию, как происходил набор?
– С 7-8 лет. Я приходил в школу, разговаривал с учителями, с директором, интересовался, кто из ребят желает заниматься. По моей просьбе развесили объявления. Группы набирались довольно быстро.
Николай Ордин со своими воспитанниками. Фото 1984 года.
– Многие из тех, кто ходили на футбольные секции в 90-х, помнят моменты, когда дети, которые были записаны к другим, молодым тогда еще тренерам, почему-то просились перейти под ваше крыло. Чем это объяснить?
– Подходом. Индивидуальным подходом к каждому. Посмотрите, как сейчас проводят тренировки. Работают по каким-то найденным в интернете шаблонам. Инструктор бросит в зале мяч, а сам вниз идет в кабинет. Дети играют сами по себе. Я же на практике отрабатывал с детьми все тонкости игры, много работал над техникой, объяснял, выстраивал и прививал комбинационную игру. Очевидно, именно это рождало азарт у приходящих на тренировки.
– По какому принципу проходили ваши тренировки в отличие от других?
– В первую очередь разминка, жонглирование мячом, пас два касания, «квадраты» и всё такое прочее, а потом уже игра.
– За каждое упражнение вы выставляли оценки?
– Нет, оценки я не выставлял. Но перед тренировкой просил детей показать школьные дневники, и если видел, что ребенок не успевает в школе, отправлял его домой. Часто со слезами на детских глазах. Ведь я на личном опыте убедился, как спортивные увлечения могут влиять на успеваемость.
– Часто ли вы встречаетесь со своими воспитанниками?
– Разумеется. И особенно отрадно, что довольно часто со многими мы встречаемся в зале, а не только в посёлке.
– Во время работы на фанерном комбинате как собирались команды? За счет чего тогда удавалось уговаривать рабочий класс участвовать в соревнованиях?
– На мне висела организация всех заводских соревнований. На заводе я знал каждую конуру и в какую сторону открываются двери. Это врожденное искусство переговоров. В своё время работающие на комбинате женщины про меня говорили так: этот Ордин телеграфный столб уговорит. Переговоры давали свой результат, и на майские эстафеты у меня собиралось минимум 10 команд из разных подразделений. Надо отметить, что и этапов в эстафетах было гораздо больше, нежели сейчас. Да и дистанция длиннее – некоторые этапы проходили по территории частного сектора, поэтому я предупреждал хозяев собак, чтобы не выпускали питомцев за забор.
– Расскажите про участие во всесоюзном обществе «Урожай».
– В обществе развивали разные виды спорта: футбол, волейбол, лыжные гонки, теннис. В него могли войти наиболее сильные команды от предприятий самых разных отраслей народного хозяйства. Мы в районе – сейчас похвастаюсь – всех, само собой побеждали. На каждом соревновании я всегда признавался лучшим полузащитником.
– Если взять ту команду, когда вы играли в самой лучшей форме с вашими напарниками, и переместить их в нынешнее время, свести с той молодежью, которая играет сейчас... Обыграли бы?
– Это была бы игра в одни ворота. Если бы нам сейчас было по 20 лет, мы были в том возрасте, в котором сейчас играет молодежь, всю республику одолели бы. Сейчас – и в этом надо признаться – республика так не играет. Среди основных наших соперников в ветеранских турнирах осталась только «Ухта».
– Больше всего успехов в спорте вы добились в качестве игрока или на тренерском поприще?
– Думаю, и, будучи тренером, и игроком. Здесь довольно сложно провести какую-то грань. У меня первый разряд по четырем видам спорта. Спорт мне в этой жизни дал очень многое. Много было ярких моментов и побед. А за своих воспитанников – особая гордость.
ДЕНИС КАЗАКОВ.