Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
26272829   
       

Главная Общество Все начинается с дороги…

Все начинается с дороги…

20 декабря 2022

Дорожное эксплуатационное управление №315 (ныне Айкинский ДРСУч) было создано 22 октября 1962 года. В этом году этой дорожной организации исполнилось 60 лет.

Сейчас дорожная сеть Усть-Вымского района является одной из самых развитых и более совершенных в Республике Коми. Этому способствуют территориальное расположение нашего района, его индустриальное развитие, инфраструктура, наличие полезных ископаемых, необходимых для строительства дорог, развитая сеть железных дорог.

Но самое главное – это дорожная организация, которая осуществляет строительство. За каждым километром ныне существующих дорог скрывается самоотверженный, нелегкий труд огромного количества людей, чью профессию именуют дорожник.

В начале 1960-х годов дорог в районе, в привычном понимании этого слова, не было. Как же всё начиналось? Кто стоял у истоков столь важного освоения дорожной сети? Об этом вспоминают ветераны-дорожники Юрий Козлов и Ольга Исакова.

Юрий Козлов

Юрий Козлов в ДЭУ-315 пришел в далеком 1966 году слесарем по ремонту автомашин. В то время начальником был Сергей Черкасов, главным инженером Виталий Орлов, главным бухгалтером Августа Калимова. В гараже было всего пять самосвалов, три бульдозера, два автогрейдера, тракторы. Имелась также своя кузница, сварочная, электростанция.

– Занимались тем, что содержали и ремонтировали дороги, строили деревянные мосты, – вспоминает ветеран-дорожник. – Плотником был Николай Орлов. Зимой заливали ледовую переправу через реку Вымь. На автодороге Айкино–Кослан строили зимник.

В 1967 году Юрий Козлов поступил в Костромской автотранспортный техникум на отделение «Строительство и ремонт автодорог». После окончания работал главным инженером под руководством начальника Виталия Орлова.

– К строительству дороги Айкино–Усть-Вымь протяженностью 20 км приступили в 1971 году, – продолжил Юрий Аркадьевич. – Под строительство выделили пять скреперов прицепных, шесть тракторов. Алексей Лютоев, Михаил Балин, Альберт Тихонов работали на скрепере, Василий Козлов загружал скреперы, работая на бульдозере. Большая часть автомобильной дороги состояла из земляного полотна, в 1974 году на участке дороги протяженностью 6 км появилось гравийное покрытие.

Одновременно со строительством дороги строился асфальтобетонный завод, и в 1974 году был положен первый асфальт в селе Айкино. 3 км асфальта автогрейдером укладывал Алексей Чукичев.

В 1975 году Юрия Козлова назначили на должность начальника дорожного участка, главным инженером работал Валентин Сябро, главным бухгалтером Августа Калимова, в отделе кадров трудилась Маргарита Исакова. В 1977 году дорожный участок был переименован в дорожно-ремонтное строительное управление, и на его территории построен гараж на 28 автомашин. С увеличением объемов стали переводить водителей на сдельную работу, трудились в две смены.

– В 1980-х годах строительство дорог в районе было самым интенсивным, – рассказывает Юрий Козлов. – Село Айкино – это только первый участок дороги Айкино–Жешарт протяженностью 33 км. Затем началось строительство автодороги Усть-Вымь–Серегово, строительство деревянного моста на реке Ёрыч. Первый железобетонный мост был построен на реке Шежамке, затем появился на реках Нёмыд и Ёль.

Последний мой объект – мостовой переход через реку Вымь. Здесь выполнен большой объем земляных работ. Мост через реку Вымь дал выход нашему району в Сыктывкар, Ухту и Княжпогост.

В 1981 году началось строительство дороги Айкино–Жешарт. Начиная с 33-го км на участке в один километр земляные объемы возросли, пришлось укладывать три двухочковые трубы длинной по 60 м, дорогу стали прокладывать по деревням Гобаново, Вездино, Камсамас. При строительстве этой дороги были трудности, но команда дорожников во главе с прорабом Алексеем Лютоевым нашла правильное решение. Когда на «гобановской» горке вырыли выемку, то оттуда фонтаном хлынула вода. Было решено послать людей на реку собирать гальку, заказали трубы. В траншею положили сначала гальку, затем уложили трубы и засыпали камнями, эта дорога  до сих пор стоит. На подъеме к д.Увпом история повторилась, умудренные опытом дорожники сделали такой же дренаж.

Отмечу, что в те времена проектные решения принимались с учетом предложений самих дорожников. Ведь опыт, приобретенный во время строительства дорог, давал более оптимальные решения во многих важных вопросах.

При строительстве автодороги Айкино–Жешарт в д.Яг впервые применили нетканку. Основной проблемой в те годы являлась нестыковка требований ГОСТ и финансирования объектов.

Выход приходилось искать на свой страх и риск. Но перед нами стояла задача – дать проезд транспорту.

На дороге Айкино–Кослан возникали трудности при прокладке первых зимних трасс: болота долго не замерзали, бульдозеры по гусеницы находились в болоте, техника тонула.

Когда началось строительство асфальтовой дороги в Межеге, жители приступили к сбору подписей, чтобы дорогу не строили. Однако после благодарили. Да, времена были трудные, но созидательные.

Ольга Исакова

Ольга Исакова на работу в ДЭУ-315 поступила в марте 1977 года диспетчером, а через несколько лет стала начальником производственного отдела.  

– Во время строительства дорог Айкино–Усть-Вымь, Айкино–Микунь строительный материал поступал по железной дороге, что доставляло много проблем с раскредитовкой вагонов, а также с выгрузкой груза, – вспоминает Ольга Алексеевна. – Это сейчас работы ведутся по принципу: привезли и уложили. А раньше вагоны поставлялись вечером или в выходные дни, когда трудно создать бригаду по разгрузке.

Строительство автодороги Айкино–Микунь длилось три года, завершилось в 1978 году. 

При строительстве дороги до города Микунь на участке с 5 по 6 километр дорога спрямлялась, отсыпалась насыпь, устраивалась дорожная одежда, укладывался асфальт. До населенного пункта Сельхозшежам трудностей особых при строительстве дороги и искусственных сооружений не возникало, а вот небольшой участок между двумя ручьями доставил хлопот. Мосты в то время были деревянными. Из техники: скреперы, самосвалы, ЗИЛы, КрАЗы, бульдозеры, тракторы ДТ и кировцы, прицепные грейдеры и автогрейдеры. Мастером на строительстве дороги Айкино–Микунь был назначен Лаврентий Коваленко.

Строительством дорог по направлению села Усть-Вымь, поселка Межег руководили дорожные мастера Иван Рыков и Сергей Виноградов. Три дистанции располагались в д.Богомолово, здесь работы велись под руководством дорожного мастера Павла Богомолова, в п.Вежайка – под руководством  дорожного мастера Михаила Ванеева и за рекой Вычегда в деревне Семуково – под руководством дорожного мастера Феодосия Исакова.

Для работы асфальтобетонного завода, который располагался на территории ДРСУч, необходима была песчано-гравийная смесь (ПГС), а карьер находился за рекой. Летом работали паромные переправы через реки Вычегда и Вымь в село Серегово, а зимой ледовые переправы заливали до грузоподъёмности 25 тонн. Своей техники все же было недостаточно и к работе привлекались и другие предприятия.

В 1985 году началось строительство долгожданного моста через р.Вымь, наши дорожники отсыпали подходы к мосту, укрепляли высокую насыпь, а сам мост строили мостовики «Мостовой отряд-71». Спустя девять лет, мост был введен в эксплуатацию.

В восьмидесятых началось строительство автодороги Усть-Вымь–Серёгово протяженностью 20 км, ответственным был мастер Владимир Якубинский. На бульдозерах работали Василий Калимов, Анатолий Коняев, Алексей Туркин.

В 1993 году началось строительство автодороги на Кослан. Строительство стартовало с путепровода через железную дорогу, подходы к которому отсыпали несколько лет.

В зимнее время в сторону Кослана бульдозерами устраивалась зимняя дорога на болотах. Это была весьма опасная работа: одновременно работали несколько бульдозеров. Мы, конторские, всегда за них переживали.

Ветераны-дорожники

Работа дорожников во все времена была в почете. В 1980-1990 годы численность коллектива достигала 150 и более человек. Коллектив был молодой, у всех семьи, дети. Профсоюзный комитет обеспечивал детей путевками в пионерские лагеря. Для обеспечения работников жильем строились благоустроенные дома, коттеджи.

Молодежь, которая в те времена приезжала на работу по распределению дорожных учебных заведений, надолго не задерживалась. Отрабатывали положенный срок и уезжали. Поэтому кадры готовили сами, направляли на учебу своих работников: Ивана Рыкова, Василия Калимова, Александра Королева, Виктора Позняк, Геннадия Матвеева, Владимира Якубинского.

Среди ветеранов хотелось бы выделить главного инженера Валентина Пасынкова, начальника производственного отдела Галину Лисиенко, механика Александра Шмаргилова, который обладал феноменальной памятью и знал наизусть все подшипники, запчасти по номенклатуре. Среди наших дорожников немало представителей целых династий: кто-то идёт по стопам родителей, кто-то делится секретами профессионального мастерства уже со своими детьми – это династии Чукичевых, Орловых, Богомоловых, Просужих, Королёвых.

Многие из ветеранов-дорожников за их доблестный труд и вклад в развитие дорожной сети Усть-Вымского района удостоены почетных званий и высоких наград.

Выражаем искреннюю благодарность всем ветеранам, связавшим свою жизнь с дорожной отраслью. Невозможно перечислить всех, но мы вас помним и желаем вам крепкого здоровья, долгих лет жизни, добра и благополучия.

ОКСАНА БАЛИНА.

Комментарии (0)


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих