Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Главная Общество Всё для Великой Победы

Всё для Великой Победы

26 июня 2019

Победа в Великой Отечественной войне ковалась не только на фронтах, но и в тылу, где мужчины и женщины, старики и дети работали не покладая рук, чтобы обеспечить защитников Родины оружием, боеприпасами, одеждой и продовольствием.

В числе юных тружениц оказалась и Галина Зиновьева из деревни Зимино. Родилась она в далёком 1932 году 14 октября в крестьянской семье. После начала войны жизнь в деревне круто изменилась – большинство мужчин были призваны в армию и с оружием в руках защищали родную страну. В тылу их в основном заменили женщины, домашнее же хозяйство осталось на детях.

«Как-то спала на полатях и проснулась от разговора брата Степана и его товарища Алексея, жившего на другом конце деревни, – вспоминает Галина Семёновна. – Было это в декабре 1942 года. Оба парня несколько дней назад вернулись с фронта с ранениями: брат был ранен в руку под городом Сталинградом, а его товарищ – в ногу в боях за Пулковские высоты, прикрывавшие город Ленинград с юга.

На столе горела керосиновая лампа, тускло освещая комнату. Алексей завернул цигарку с махоркой по-фронтовому – на коленке, и дал Степану. Брат закурил, закашлялся. Парням было по 20 лет, а курить толком ещё и не научились – учили друг друга. Я повернулась на другой бок и дальше спать, знала, что с утра надо будет помочь матери покормить корову и овец, которых держали в хозяйстве».

Уже после первого класса Галину посадили на лошадь – бороновать засеянные пшеницей, ячменём и овсом поля. Ездила с деревенскими девочками и мальчиками в сопровождении взрослых доить коров на летнее пастбище, которое находилось на речке Юромке в 4-х километрах от Зимино. Туда и обратно добирались на телегах, сидя между бидонами. Осенью после молотьбы возили и сдавали зерно в село Коквицы.

«Мешки с зерном сперва грузили на подводы, везли до посёлка Юромка, который находился на берегу Вычегды почти напротив Коквиц, – со слезами на глазах вспоминает Галина Семёновна. – Потом на большой лодке переправляли через реку и снова грузили на подводы, которые нас встречали. Однажды Галя Попова уронила мешок с зерном в воду и Иван Васильевич, который нас сопровождал, кинулся на неё с веслом и ударил несколько раз. Галя заплакала, и мы, остальные девочки, тоже стали кричать и плакать. Галя была худее нас, маленькая ростом, откуда у неё силы?.. А мешки то – пудовые. Хорошо, что с собой оказались запасные пустые мешки. Намоченное зерно подсушили, как смогли, перемешали с зерном из других мешков, сдали. Приёмщик ничего не заметил.

На обратном пути, пока ехали на тарантасе, всю дорогу плакали, а Галя – сильнее всех. А куда нам деваться, взрослые на тяжёлых и ответственных работах, рабочих рук в деревне в войну всегда не хватало».

Однажды весной Галину, которой было всего 14 лет, брат Степан попросил поработать вместо него на пашне – показал, что и как надо делать, а сам ушёл на озеро, что находится в 3-х километрах от деревни, на рыбалку – кушать то что-то надо было.

«Я даже до ручки плуга не могла достать, – говорит Галина Семёновна. – Пришлось держаться за поперечную железку, соединяющую ручки. Плуг разворачивала с огромным трудом, а лошадью управлять даже не умела. Хорошо, что лошади в колхозе были обученными и ходили по борозде сами, и в конце поля сами же разворачивались. Брат ещё предупредил, чтобы не попадалась на глаза партийным работникам, если вдруг приедут с проверкой.

Партийные работники с проверкой не приезжали, а вот председатель колхоза – Фёдор Степанович Зиновьев, родной брат моего отца, которого мы звали Педь дядь, проверяя работу колхозников, заметил. Подъехал ко мне на поле и говорит: «Вот у нас в колхозе и новый работник появился».

Уже после окончания войны с подругами Павлой и Маисой Зиновьевыми получили мобилизационные повестки, по которым нас отправили на заготовку древесины. Было нам тогда по 16-17 лет. Выдали пилу-лучковку, топоры, лошадь с санями для вывозки брёвен на берег речки Юромки. Для нас, девушек, отвели делянку, а рядом работали бригады, состоящие из мужчин. Они нам всегда старались помогать – то дерево свалить, то погрузить брёвна на сани. План надо было выполнять, а он был немаленький – 110 кубических метров. За невыполнение плана строго наказывали.

Вспоминая свою детскую трудовую биографию, рассказываю о ней поколению современной молодёжи – если бы ваши дедушки и бабушки, прабабушки и прадедушки, постоянно недоедавшие, недосыпавшие, полураздетые не пахали, не сеяли, не растили хлеб, не работали на заводах и фабриках, не заготавливали древесину, вас бы сейчас не было. Помните это!»

К концу сороковых жить в колхозе стало легче, меньше стали давить сверху партийные органы, начали открываться школы ФЗО для обучения рабочим специальностям. Многие молодые люди из сёл и деревень стали уходить в эти школы учиться – на водителей, трактористов, бухгалтеров… Галина Зиновьева тоже решила учиться и поехала в Усть-Вымский МТС, который находился примерно в километре от села Усть-Вымь в сторону Чёрного Яра.

МТС был создан в 1934 году для оказания технической помощи колхозам. Директором МТС был Митюшев. К нему и подошла девушка из деревни Зимино, стала проситься на курсы трактористов, но получила отказ – группа для обучения уже была набрана. Но, немного подумав, директор предложил пойти учиться на комбайнёра. Галина согласилась, оформила необходимые документы и поехала учиться в Сыктывкар.

«К концу моей учёбы открылись трёхмесячные курсы шоферов, – вспоминает Галина Семёновна, – пошла учиться ещё и туда. Вернувшись в Усть-Вымский МТС, какое-то время работала шофёром на легковой автомашине «ЗИС-5», возила начальство. Потом осенью 1953 года дали комбайн и отправили работать в Вогваздино, где было несколько колхозов и везде выращивали хлеб. На следующий год отправили уже на Коквицкую «гору», где тоже большие площади были заняты зерновыми культурами».

В Коквицах Галина встретила молодого парня – Анатолия Тырина, который в то время работал председателем сельпо. Полюбили друг друга, поженились и в том же 1954 году переехали жить в деревню Зимино, родительский дом Галины. Устроились работать в местный лесопункт: Галина – сучкорубом, Анатолий – дорожным рабочим. На следующий год Анатолия Петровича отправили учиться на курсы мастеров в г.Архангельск. После учёбы Анатолия Тырина поставили работать дорожным мастером, потом мастером леса. В последней должности он трудился много лет.

Коквицкий лесопункт быстро развивался, молодые семьи стали строиться. Не стали отставать от них и Тырины, построив дом на высоком берегу Юромки. В 1957 году отпраздновали новоселье, завели хозяйство. В семье со временем появились дети – два мальчика и две девочки. Галина Семёновна устроилась работать обходчицей на железную дорогу. Протяжённость её участка составляла 9 километров. В 1982 году вышла на пенсию.

Дочери живут далеко от мамы – одна на Украине, другая – на Ставрополье. Сыновья остались на родине и сейчас помогают матери вести хозяйство, а она помогает воспитывать внуков.

Вот такова судьба деревенской коми женщины, значительная часть жизни которой пришлась на суровые военные годы и послевоенное лихолетье.

ВИКТОР КРУГЛИКОВ. 

Комментарии (0)


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих