Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Главная Общество Воспоминания об Альберте Левине

Воспоминания об Альберте Левине

4 мая 2022

Год назад, 4 мая 2021 года, ушел из жизни Альберт Леонтьевич Левин. Он не дожил два дня до замечательной даты – 65-летия совместной жизни со своей любимой супругой Майей Николаевной Турбылевой, и четыре дня до Дня Победы – самого главного для него праздника.

Говорят, время лечит, но душевные раны остаются навсегда. Нам, его дочерям Наталии, Елене и Ирине, хочется поделиться воспоминаниями об отце. Возможно, людям, которые его знали, уважали, ценили, тоже будет небезынтересно.

Родом из Белоруссии

В начале лета 1958 года на станции Шежам из поезда вышли симпатичные молодые люди: мужчина и женщина. Мужчина держал в одной руке небольшой чемодан, а в другой – трехмесячную дочь Наталию. Это были наши родители – Альберт Леонтьевич и Майя Николаевна. Они приехали из Белоруссии, где учились в сельскохозяйственной академии, познакомились, поженились в 1956 году. По окончании учебы Майя Николаевна увезла своего супруга к себе на родину – в село Айкино. Отец вспоминал, что когда на станции он увидел лес, разбитую дорогу, отсутствие транспорта, ему стало тоскливо. Маленькое село (в то время), деревянный дом с удобствами во дворе, вода в колодце и дрова в поленнице – все это тоже не придавало оптимизма. Наш отец не отчаялся, не сбежал обратно, потому что любил супругу, дочерей, а со временем полюбил и свою новую родину. Дома мать с бабушкой часто разговаривали на коми языке, но отец так и не выучил ни одного слова. Но, как выяснилось потом, все понимал, на склоне своих лет он с удовольствием смотрел новости на коми языке.

Альберт Левин родился в небольшом белорусском городе. Его отец прошел войну, а мать с двумя сыновьями вынуждена была эвакуироваться. В дороге отец сильно простудился, на Удоре ему сделали серьезную операцию. Он вспоминал, как в поезде мать прижимала детей к себе, когда раздавался гул самолетов. Свою любовь к матери наш отец пронес через всю жизнь. Наша белорусская бабушка была красивой, доброй, отзывчивой. Ей было непросто, когда ее любимый старший сын оказался так далеко от дома, в республике, о которой тогда мало кто слышал.

Молодой директор

Альберт Левин начал свою трудовую деятельность в Айкинской средней школе учителем, вскоре стал директором. Здания школ располагались в разных местах, был и интернат, где жили дети из отдаленных деревень. Печное отопление, питание, ремонт – все легло на плечи молодого директора. Еще были уборка картофеля и кукурузы на совхозных полях, сбор золы. Помню, как возили зимой на санках мешки с золой в малое Айкино – в сани впрягались родители, дедушки, бабушки.

В 1968 году Альберта Леонтьевича перевели в Заводскую среднюю школу. Там был большой коллектив учителей (в основном женский), много учащихся (в одно время было 1362 ученика), учеба в две смены и «плавающая» третья смена. Мы отца практически не видели дома, но он успевал все и был повсюду. Когда он входил в столовую, чтобы проверить, как питаются дети, становилось тихо, слышался только стук ложек.

Однажды в дверях столовой отец увидел первоклассника и спросил, почему тот не ест. Ребенок ответил, что у мамы нет денег. Отец достал из кармана 20 копеек и дал мальчику. Знаете, что сказал ребенок? «Спасибо! Когда я вырасту, все верну!» И побежал в буфет за чаем и булочкой.

По воспоминаниям педагогов, во время посещения уроков Альберт Леонтьевич все время что-то писал, а после вручал учителю листок с шутливыми стихами. Как-то дочь одной замечательной учительницы передала нам листок с таким стихотворением. Внизу, после четверостишия, учительница подписала: «Автор – Левин А.Л., и хранила этот листок в альбоме долгие годы. Отец любил перекладывать понравившийся анекдот в стихотворную форму. Он оставил нам в наследство более 6,5 тысяч своих анекдотов.

У нашего отца был хороший слух и красивый голос. В 60-х-70-х годах прошлого века все организации к праздникам готовили художественные номера. В один из таких праздничных концертов на сцену Айкинского дома культуры вышли учителя – все в темных юбка и белых блузках. А впереди стоял солист – директор школы. Со сцены звучали популярные песни того времени «Русское поле» и «Журавли». Красиво и трогательно он пел дуэтом с учительницей «Белой акации гроздья душистые».

Незадолго до того, как его не стало, он смотрел любимую передачу «Романтика романса», где исполняли песни из советских фильмов. Когда зазвучала «Родная улица моя» из кинофильма «Весна на Заречной улице», отец вдруг стал подпевать. Голос был слабый, ему трудно было дышать, но он допел песню до конца.

Альберт Левин всецело отдавал себя работе. Каждое утро он встречал детей у школьных дверей, присутствовал на всех школьных мероприятиях. Когда в сентябре выезжали в совхоз на уборку картофеля, он в длинном черном плаще, резиновых сапогах, знаменитой кепке, с рупором в руке, успевал повсюду. С этим же рупором, но уже в парадной одежде, он возглавлял шествие праздничной колоны школьников на митингах, посвященных 1 мая и 7 ноября.

В то время старшеклассники вместе с учителями часто проводили субботники, убирали и спускали мусор вниз даже с крыши цеха ДСП Жешартского ЛПК. В 70-х годах это была романтика, и самое главное, мы работали добросовестно, без принуждения.

Альберт Леонтьевич проводил также занятия со старшеклассниками по подготовке к приему в комсомол. Интересно он рассказывал об истории комсомола, о политике, о выдающихся людях. Он был очень эрудированным человеком, много читал. Находясь в почтенном возрасте, отец мог назвать всех маршалов Советского Союза, политических деятелей разных стран.

Счастливые дети

Позже мы переехали в многоквартирный дом на улице Школьная, в котором проживало много детей. Когда у нас появился маленький черно-белый телевизор, к нам стали по вечерам приходить соседские дети, и комната превращалась в кинозал. Мы все вместе усаживались на пол и смотрели телепередачи.

Летом мы часто семьей выезжали в Белоруссию. Тогда были паровозы, которые работали на угле, места в вагонах были жесткие, но люди были дружелюбные, все быстро знакомились, угощали детей вкусной едой. Так вот, мы всегда привозили из поездки яблоки, сушки, конфеты. Дома отец брал тарелку и складывал гостинцы по количеству соседских детей, а мы их разносили по квартирам.

Как-то раз отец отправился в отпуск один с тремя детьми. Самой старшей из нас было восемь лет. Отец, молодой и красивый, с дочерями, немудрено, что женщины в вагоне стали уделять нам внимание: то косы нам заплетут, то покормят, то поиграют, а заодно и пообщаются с видным мужчиной.

В Москве мы вышли из вагона, народ сновал туда-сюда. Отец Альберт шел с чемоданами впереди, не оглядывался, а только громко кричал: «Цып-цып-цып!» А мы, держась за руки, шли следом. Сейчас бы это могло стать интересным сюжетом для видеоролика.

У всех троих дочерей были длинные волосы, отец не умел заплетать, поэтому отвел нас в парикмахерскую и попросил сделать нам короткие стрижки. В то время в моде были шиньоны, волосы стоили дорого. Когда мастер спросил, будем ли мы забирать отрезанные локоны, отец ответил удивленно, что не будем, парикмахер остался доволен.

Наш дорогой отец

Много еще можно написать о нашем дорогом отце. Он был добрым, умным, порядочным и талантливым человеком. Он не забывал старых друзей, коллег, поздравлял их со всеми праздниками. Он очень переживал, когда смотрел передачи о детях, находящихся в тяжелых жизненных условиях, о бездомных животных, о нелегкой жизни людей из глубинки.

Он любил нас – дочерей, внуков и правнуков. Но больше всего любил двух женщин – свою мать (она ушла из жизни очень рано) и свою супругу, о которой трогательно и нежно заботился всю совместную жизнь. Будучи тяжело больным человеком, он переживал за нее. Когда Майя Николаевна подходила к его постели, он радостно улыбался, брал ее руку в свою и смотрел, смотрел ей в лицо, словно хотел запомнить каждую морщинку.

Рассматривая фотографию отца, часто просим у него прощения, за то, что порой не было времени посидеть рядом, выслушать, не возражать, если не согласны, быть терпимее и больше говорить о любви. Когда близкие люди уходят, мы понимаем, что что-то не успели, упустили. А ведь только и нужно было обнять, сказать добрые слова, выслушать…

Вечная тебе память, наш дорогой отец!

НАТАЛИЯ СКИБЧИК,
ЕЛЕНА ШИПИЛОВА,
ИРИНА ПАБСТ.

Комментарии (1)

Гость
20.01.2024 в 12:29

В один из таких праздничных концертов на сцену Айкинского дома культуры вышли учителя – все в темных юбка и белых блузках. А впереди стоял солист – директор школы


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих