


Рубрики


Воспоминания о суровых днях
«Мне 95 лет. Я родилась 16 мая 1929 года в деревне Гамлакост Усть-Вымского района», – пишет Вера Павловна Панева, урождённая Разманова. В своём письме она делится воспоминаниями о пережитом в годы Великой Отечественной войны.
Вера Павловна Панева
В ССЫЛКЕ
«В 1928-1930 годах, во время коллективизации, моих родителей, как зажиточных крестьян, раскулачили. Хотя они не пользовались трудом батраков, а сами работали сутками.
Всё имущество отобрали, и постановили выслать нашу семью подальше. Однако по ходатайству Каракчиева нас отправили не так далеко – в посёлок Казлук, где формировался новый совхоз. Он должен был обеспечивать продуктами питания осуждённых, которые содержались в лагере «Сангородок» в двух-трёх километрах от Казлука. Лагерь был обнесён колючей проволокой.
Мы жили там до мая 1941 года, а затем семья вернулась в Гамлакост из-за детей. Нам предстояло продолжить обучение в старших классах в селе Гам, так как в Казлуке были только начальные классы.
В мае мы вернулись в наш пустой дом. А 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.
У нас не было ничего, кроме дома и участка земли возле него. Все остальные наши земли были переданы колхозу. Нам сказали, чтобы мы искали и разрабатывали пустыри, чем и занялись.
С началом войны, была объявлена всеобщая военная мобилизация, и все мужчины из нашей деревни один за другим стали уходить на фронт. В октябре 1941 года призвали и моего отца, ему было в то время 46 лет.
ТРУДИЛИСЬ С УТРА ДО ВЕЧЕРА
В соответствии с постановлением правительства все обязательства по поставкам сельскохозяйственной продукции колхозами должны были быть выполнены и отправлены на фронт. Из-за нехватки рабочих рук подростков обязали работать, и многие дети были вынуждены бросить школу. Те, кто не оставил учёбу, были вовлечены в трудовой процесс с мая по сентябрь.
Как это происходило? Подростков прикрепляли к взрослым женщинам-колхозницам, которые выполняли различные работы на полях. Например, меня прикрепили к Дунь тьöтке (Евдокии), которая жила рядом с нами. Под её руководством я должна была выполнять все сельскохозяйственные работы, которые поручал бригадир.
Весной мы бороновали поля после посева, высаживали и пропалывали овощи, убирали лён, а также работали на сенокосе. В сентябре с полей убирали урожай, а зимой в выходные вывозили навоз на поля. Дети трудились наравне со взрослыми с утра до вечера.
В колхозе работу планировали два человека: председатель Гальпи Вась, у которого на одной ноге был деревянный протез и бригадир – молодая женщина Сандрö Сань.
Трудовая дисциплина в колхозе была очень строгой: никаких отгулов и поблажек – с раннего утра и до позднего вечера трудились все без исключения.
Ежедневно, с семи утра, бригадир обходила дома, стучала в окна и давала задание каждому жителю на день. Вечером проверяла выполнение работы и давала новые поручения.
Все колхозные поля, расположенные вдоль дороги от деревни Богомолово до деревни Арабач, были распаханы и огорожены. По ночам их охранял сторож. Если он обнаруживал там кого-то, то судили виновного строго. Понести наказание можно было и за вязанку сена.
МЕЧТАЛИ О ХЛЕБЕ И О ПОБЕДЕ
В соответствии с законами военного времени почти всю производимую в колхозе продукцию необходимо было сдавать государству. За отработанные трудодни выдавали зерно, его отмеривали ковшом, и за год набиралось совсем немного. Кроме того, колхозники обязаны были выплачивать продналог.
Во время войны у нас было очень мало хлеба, и мы питались в основном овощами и картофелем со своего огорода, а хлеб заменяли трава и опилки.
Тем, у кого имелся домашний скот, жилось легче. У нас же была только дойная козочка, которую мы купили за мешок картошки. А потом руководство колхоза предложило нам содержать при доме 15 телят. Пообещав, что одного теленка разрешат оставить себе, для дальнейшего откорма. Мы с сестрой Валей и ухаживали за телятами. Сено привозили возами и складывали возле дома. Наша задача заключалась в том, чтобы поднять корм на поветь (пöсйив) и по мере необходимости спускать телятам в ясли. Поили телят холодной водой прямо из колодца. Эту работу выполняли мы с сестрой, потому что зимой нашу маму и других женщин отправляли на лесозаготовку. Просыпались мы в пять часов утра, топили печь, варили еду, кормили телят и в восемь отправлялись в путь – в школу, которая находилась в селе Гам, за пять километров от дома.
Помню, как вскоре после начала войны опустели полки магазинов. Не хватало керосина, в школах не было тетрадей и ручек, ученики писали между строк в книгах и газетах.
9 мая 1945 года свершилась долгожданная победа! Слезы радости катились по щекам, повсюду раздавались ликующие крики: «Победа! Победа!»
После войны мы с сестрой окончили Сыктывкарский педагогический институт. Валентина до выхода на пенсию трудилась учителем биологии. Я проработала четыре года в школе, а затем 26 лет заведующей учебным сектором в Северо-Западном заочном политехническом институте в Ленинграде. Мой общий трудовой стаж составляет более 39 лет.
За многолетний добросовестный труд имею звание «Ветеран труда», статус «Труженик тыла», награждена медалями к юбилейным датам Победы в Великой Отечественной войне».
Подготовила НАТАЛИЯ ПОПОВА.